Тех. карта + конспект беседы по произведению «Волшебное слово» В.А. Осеевой
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Антипина Полина Николаевна

Тех. карта + конспект беседы по произведению «Волшебное слово» В.А. Осеевой

Игра для интерактивной доски в приложении "Smart notebook"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_slovo.docx27.47 КБ
Binary Data volshebnoe_slovo.notebook2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Антипина Полина Николаевна

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие

Тема занятия: беседа по произведению «Волшебное слово» В.А. Осеевой

Возрастная группа: Старшая группа

Цель занятия: развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к рассказу В.А. Осеевой «Волшебное слово» через интеграцию различных видов деятельности (игровой и речевой)

Задачи занятия: 

Образовательные:

-Продолжать развивать интерес к художественной литературе, на примере рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»;

- Формировать умение оценивать поступки, на примере героя рассказа «Павлика»;

Развивающие:

- Совершенствовать диалогическую форму речи;

- Обогащать словарь детей вежливыми словами (Пожалуйста);

Воспитательные:

- Воспитывать у детей такое качество, как вежливость;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Дополнительные задачи:

 - Создать положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

- Создать мотивацию для дальнейшего слушания произведения;

- Закреплять знания детей старшей группы о прочитанном рассказе В.А. Осеевой «Волшебное слово»;

- Помоги Павлику найти старичка, чтобы поблагодарить его;

Словарная работа:

Планируемый результат занятия: дети старшего дошкольного возраста понимают идею рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово», умеют оценивать поступки персонажей рассказа.

Подготовительная работа: чтение отрывка рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»

Материалы и оборудование: ИКТ оборудование (доска Смарт): игра (картинки), рефлексия (смайлы), кружки для голосования (желтый и красный), книга с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово», картинки из рассказа.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создание положительного настроя на предстоящую деятельность

Проводим коммуникативную игру «Собрались все дети в круг»

«Собрались все дети в круг, я - твой друг и ты - мой друг, дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.»

Словесно – практический, показ образца движений.

Повторяют за воспитателем движения.

Положительный настрой на предстоящую деятельность.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создать мотивацию для дальнейшего слушания произведения

Педагог совместно с детьми формулирует проблему.  

Словесно – практический, наглядный.

Участвуют в формулировке проблемы.

Настроены на дальнейшее слушание произведения.

2.2.

Этап восприятия материла

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Формировать умение оценивать поступки, на примере героя рассказа «Павлика»;

Воспитывать у детей такое качество, как вежливость;

- Аннотирует сказку;

- Пересказывает отрывок из рассказа;

- Анализирует рассказ совместно с детьми;

Словесно – практический, подгрупповая, голосование, чтение, повторное голосование, проведение беседы по рассказу, выборочное чтение.

Слушают, голосуют, отвечают на вопросы воспитателя.

Понимают идею произведения, мотив поступков Павлика.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Закреплять знания детей старшей группы о прочитанном рассказе В.А. Осеевой «Волшебное слово»;

Помоги Павлику найти старичка, чтобы поблагодарить его;

Создать условия для снятия напряжения с глаз в ходе гимнастики «Видим мир»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- Повторяет вместе с детьми правила работы у доски;

- Проводит дидактическую игру на ИКТ – оборудовании,

- Проводит гимнастику для глаз;

- Организует общение детей;

Словесно – практический, подгрупповая, показ движений гимнастики, игровой, наглядный.

Играют, соблюдают правила при работе с ИКТ – оборудованием, делают гимнастику для глаз, отвечают на вопросы воспитателя.

Закрепили знания о прочитанном рассказе  В.А. Осеевой «Волшебное слово», сняли напряжение с глаз.

3.

Заключительный этап

Вызвать эмоциональный настрой в конце деятельности;

- Проведение рефлексии;

-  Похвала детей;

Словесный, наглядный, практический, беседа.

Оценивают свое эмоциональное состояние.

Выявлено эмоциональное состояние детей.

Рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово»

Ребята, давайте возьмемся за руки и встанем в круг, поприветствуем друг друга.

«Собрались все дети в круг»

«Собрались все дети в круг,

я - твой друг и ты - мой друг,

дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.»

Отлично, присаживайтесь на стульчики!

Ребята, недавно мы с вами читали один поучительный рассказ, а что это за рассказ, вы узнаете, посмотрев на иллюстрацию.

- Верно, это же рассказ «Волшебное слово», написанный Валентиной Александровной Осеевой, известной русской писательницей. Она очень любила детей, любила им помогать. Так она начала писать рассказы  и стихотворения для детей, которые учат нас быть справедливыми, вежливыми, добрыми и честными!

Я принесла эту книгу не просто так, я заметила, что у нас в группе есть невежливые ребята. Мне нравится рассказ «Волшебное слово» тем, что он учит нас быть добрыми и вежливыми!

В парке на скамейке сидел старичок и зонтиком чертил узоры на песке. К нему подсел Павлик и грубо сказал, чтобы старичок подвинулся. У Павлика было красное, злое лицо, и старичок поинтересовался, что с ним случилось. Павлик не выдержал и поделился с незнакомцем своими бедами: сестра Ленка не поделилась с ним красками, бабушка тряпкой прогнала его из кухни, а старший брат отказался взять его с собой кататься на лодке. Старичок решил помочь Павлику и сказал, что знает волшебное слово, которое обязательно поможет мальчику улучшить его жизнь. Он наклонился к уху Павлика и что-то тихонько прошептал. Павлик бросился бежать домой. Первой он увидел Лену. И попросил у нее краски, добавив слово «пожалуйста». Лена не ожидала услышать такое от брата – улыбнулась и протянула ему краски. Павлик был очень рад, что волшебное слово сработало! Он пошел к бабушке, посмотрел в доброе бабушкино лицо, попросил пирожок, добавив слово «пожалуйста». И снова произошло чудо – бабушка ласково улыбнулась и протянула внуку самые лучшие пирожки. Перед ужином Павлик вежливо попросил старшего брата покататься с ним на лодке.

Как вы думаете, сработает ли на этот раз волшебное слово?

Если вы думаете, что волшебное слово сработает и Павлик поедет кататься на лодке с братом, то поднимите желтый кружок, а если не сработает и Павлик опять будет злиться, то поднимите красный кружок. (Дети голосуют)

А правильный ответ нам поможет узнать книга.

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!»

Ребята, помогло ли волшебное слово Павлику? Если вы думаете, что волшебное слово помогло, то поднимите желтый кружок, а если нет, то поднимите красный кружок. (Дети голосуют)

- Кто главные герои рассказа?

- Как Павлик попросил старичка подвинуться?

- Что ответил ему старичок?

А давайте вспомним, как это говорится в книге:

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

- Скажите, как вы поняли, из-за чего Павлик был очень злой?

- Почему Павлик поссорился со всеми?

- Что решил сделать старичок, когда выслушал мальчика?

- Как вы думаете, почему старичок решил помочь Павлику?

- Кто помнит, как старичок помог мальчику?

А сейчас прочитаем, как это говорится в книге:

 — Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза…

- Каким старичка можно назвать после его поступка?

- Как бы вы поступили на месте старичка?

- Помогло ли Павлику волшебное слово, когда он подбежал к сестре?

- Что почувствовала Ленка, когда услышала волшебное слово?

- Какому волшебному слову научил старичок Павлика?

- Что почувствовала бабушка, когда услышала волшебное слово от мальчика? А его брат?

- А что почувствовал мальчик, когда волшебное слово помогло ему?

- Что было бы, если Павлик всегда знал волшебное слово?

- Каким стал Павлик после того, как узнал волшебное слово?

- Почему быть вежливым – это хорошо, а невежливым и грубым это плохо?

А теперь я проверю, как вы меня внимательно слушали, поиграем в игру «доскажи словечко» Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

Когда брат сказал, что поедет кататься на (лодке), Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, (пожалуйста). За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала (сестра). — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась (бабушка). — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил (Павлик). Брат громко (засмеялся), потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, (собирайся)! «Помогло! Опять помогло!»

Молодцы, ребята, вы очень внимательно меня слушали.

Скажите, как вы понимаете пословицу:

«Вежливость открывает все двери»

Отлично! А теперь давайте поиграем!

ИГРА В СМАРТЕ:

 Ребята, к нам сегодня в гости пришел Павлик, он так и не успел поблагодарить старичка за его помощь, он его очень старательно ищет, но все напрасно, от этого ему очень грустно. Что мы можем сделать?

Верно! Посмотрите, перед вами мозаика, а чтобы ее открыть, нужно верно ответить на вопросы, если вы ответите верно, вы можете нажать на один из ячеек! Давайте начнем!

1. С кем поделился Павлик планами о том, что он скоро убежит из дома?

Ответ: с седым старичком

2. Где беседовали старичок и Павлик?

Ответ: они сидели на скамейке в парке

3. Кто рассказал Павлику о волшебном слове?

Ответ: старичок с длинной бородой

4. Какой предмет пожалела Лена для своего брата?

Ответ: краски

5. С помощью какого предмета бабушка прогнала Павлика с кухни?

Ответ: с помощью тряпки

6. На чем катался брат Павлика?

Ответ: на лодке

7. Какое слово старик с длинной бородой назвал волшебным?

Ответ: «пожалуйста»

8. Помогло ли волшебное слово Павлику?

Ответ: да

9. Как назвал Павлик старика, убедившись в том, что волшебное слово работает?

Ответ: волшебником

Ребята, посмотрите, это же тот старичок с длинной бородой! Теперь Павлик сможет его поблагодарить и рассказать о том, как ему помогло волшебное слово!

Молодцы, ребята, а теперь нашим глазам нужно отдохнуть!

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ:

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Ребята, скажите, а какое произведение мы с вами сегодня читали?

Кто автор этого рассказа?

Кто вам больше всего запомнился?

Что в рассказе вам больше всего понравилось?

А теперь, ребята, если вам понравился рассказ, то выберите веселый смайлик, а если у вас были трудности, то грустный. Молодцы, ребята, теперь вы знаете волшебное слово, пользоваться им нужно всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему «Путешествие волшебных слов» с использованием сказкотерапии для детей первой младшей группы

Цель: Обучение детей вместе с взрослым пересказывать сказку “Теремок”.Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.Способствовать улучшению социальн...

Конспект ООДпо теме «Сила волшебного слова»

Цель: продолжать формировать навыки культурного поведения в                       повседне...

Беседа на тему: «Волшебные слова в нашей жизни».

Беседа на тему ««Волшебные слова в нашей жизни».Цель: Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.Зада...

Конспект беседы по произведению В.В. Бианки «Купание медвежат».

Знакомство детей с произведением В.Бианки "Купание медвежат"....

Конспект занятия на тему «Знакомство с литературным произведением «Волшебное слово» Валентины Александровны Осеевой" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Конспект интегрированного занятия на тему «Знакомство с литературным произведением «Волшебное слово» Валентины Александровны Осеевой для детей стршего дошкольного возр...

Конспект беседы по произведению "Косточка"

Учить понимать главную мысль произведения, что обманывать не хорошо. Закреплять умение стремиться радовать старших хорошими поступками и оценивать их; обогащение словаря детей вежливы словами....