Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Кущева Надежда Сергеевна

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Кущева Н. С., воспитатель

Становление ребенка полноценной, гармоничной личностью во многом зависит от правильно заложенного фундамента, играющего немаловажную роль в развитии психики и восприятия мира вокруг. Такой основой служит моральное и духовное воспитание, закладываемое с раннего детства. В современном обществе остро прослеживается проблема духовно-нравственного воспитания, которая проявляется в постепенном размывании общепринятых норм морали, несформированности нравственного облика, чувств, нравственной позиции и поведения, обесценивании высших духовных ценностей (индивидуально-личностных, семейных, национальных,  общечеловеческих)[3]. Нужно понимать, что дети - наше будущее. Поэтому только от нас, педагогов, родителей, окружающего общества, зависит каким оно будет.

Актуальность духовно-нравственного воспитания четко обозначена и в ФГОС ДО. Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [1].

В ФГОС ДО можно выделить следующие решающие задачи, направленные на формирование духовно-нравственной личности ребенка:

  • Необходимо процессы образования, обращенные на моральную и духовную сторону и социально-культурное воспитание восприятия ценностей объединить с принятыми в данном обществе нормами поведения, направленные на защиту интересов индивида, семьи, социума.
  • Формировать у будущего поколения с самых ранних лет общую культуру личности. Закладываемые понятия ценностей должны быть неотъемлемо связаны с ведением здорового образа жизни, развитием социальных, этических, эстетических, умственных, физических качеств ребенка.

 В своей деятельности педагоги используют разные средства, направленные на духовное и нравственное воспитание: музыка, труд, игра и прочее. Нам бы хотелось остановиться на таком распространенном средстве духовно-нравственного воспитания как художественное слово.

Уже в возрасте 3-4 лет ребенок начинает сопереживать, сочувствовать персонажам, окружающим людям. Наглядно-образное мышление способно формировать у детей различные представления разных поступков, давая им примитивную оценку: плохо или хорошо. Именно оно способно надолго сформировать в сознании ребенка нормы поведения в обществе.

Художественное слово считается одним из эффективных средств воздействия на воспитание морально-этических качеств детей дошкольного возраста. Сказка всегда присутствовала в жизни ребенка и несла собой духовно-нравственное воспитание. Именно через сказку дети способны более глубоко познать мир. При этом они начинают чувствовать его не только визуальную часть, но и духовную, что не маловажно при воспитании личности. Через сказку ребенок понимает грани между добром и злом. Поэтому и воспитатели, и родители, должны понимать всю важность процесса чтения детям художественной литературы, последующий разбор персонажей и их поведения. Сделав правильный выбор в подборе произведений можно постепенно сформировать у ребенка представления о дружбе, поведении в обществе, заботе о близких.

Сказка несет в себе богатство народа, его мудрость, сложенную веками. Поэтому она является неким проводником, который ненавязчиво говорить о законах, нормах и правилах поведения в человеческом обществе. Ребенок может многое прочувствовать именно через художественное слово, сочувствуя, сопереживая героям. Поэтому в обычном диалоге мало что можно объяснить дошкольнику. Именно сказка способна многое передать и дать ребенку [2].

Сказка очень проста в восприятии для детского мышления, так как в ней нет философских умозаключений, логических рассуждений. Она проста и понятна для маленького слушателя. Сказка ненавязчиво учит ребенка, так как в ней нет прямого наставления. В ней персонажи близки для понимания детьми, поэтому они ими наслаждаются, усваивая важные жизненные истины. Все персонажи четко разграничены на положительных и отрицательных, поэтому сказка способна решить моральные проблемы. Именно такое разграничение помогает ребенку справиться с собственными сложными и амбивалентными чувствами.

Сказки применяют в разных группах по возрасту, что помогает формировать у детей культурную, толерантную, духовную и моральную личность. Так, например, чтение сказки «Теремок» в группах раннего и младшего возраста помогает научить быть более гостеприимным, дружелюбным. Персонажи из сказки «Репка» помогают осознать детям. Что совместный труд дает больше плодов и что не стоит отчаиваться, если на пути возникают трудности. В сказке «Курочка Ряба» дети сопереживают и учатся сочувствию [4].

Текст сказки достаточно прост и легко запоминаем, что позволяет быстро отложить в сознании ребенка нормы поведения в обществе. В них нет прямых наставлений, говорящих о том, что необходимо уважать старших, слушаться родителей. Содержащийся простой смысл урока в сказке дает возможность неоднократно вернуться к нему и правильно воспринять его детским сознанием.

Список использованных источников

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2.Губанова Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников.2011.№5.С.8–12.

3. Евская А. А. Духовно-нравственное воспитание ребенка в обществе, семье и школе//Сборник конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков». Иваново. 2015.С. 475—486.

4.  Кондрашова Н.В. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. 2014. № 4.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

laquo;Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Влияние художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом воспитатель формирует ...

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального...

«Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени....