«Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
консультация по теме

Сретенская Ольга Владиславовна

«Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hud_lit_kak_sredstvo_duh-nravst_vospit.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, Когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений взрослых  по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам

Знакомя детей с пословицами необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Где сосна взросла, там она и красна.

Русский человек хлеб-соль водит.

На Руси не все караси - есть и ерши.

Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.

Молодой работает, старый ум дает.

Молодой на службу, старый на совет.

Смолоду наживай, а под старость проживай!

Который палец не укуси - все одно: все больно /дети/.

Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить.

На что и клад, коли в семье лад. Совестно жить - время коротать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной прозы в глубокой древности, это энциклопедия народных знаний, а также "моральный кодекс" народа. Они являются слагаемым духовной культуры народа.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т. п

 О воспитательной ценности сказок писал А.С. Пушкин: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки - сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художественная литература, как средство духовно-нравственного воспитания"

Обощение педагогического опыта по теме: "Художественная литература, как средство духовно-нравственного воспитания"...

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального...

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста...

Сообщение из опыта работы «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Сообщение из опыта работы «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»...

«Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени....