Презентация "малые жанры фольклора"
презентация к уроку по художественной литературе (младшая, средняя группа)

Маслова Алена Сергеевна

Предлагаю Вашему вниманию презентацию "Малые жанры фольклора". Она познакомит Вас с потешками, пестушками, пословицами и поговорками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малые жанры фольклора

Слайд 2

Содержание 1. Виды малых жанров фольклора 1.1 Колыбельная песня 1.2 Пестушка 1.3 Потешка 2. Прибаутка 3. Пословицы и поговорки 4. Игры 5. Заклички 6. Считалка 7. Скороговорка 8. Загадка 9. Общая история 10. Литература

Слайд 3

Виды малых жанров фольклора 1.1 Колыбельная песня Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня , с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Слайд 4

*** Баю-баюшки-баю ! Во лазоревом краю Солнце село, Скрылось прочь, День угас, настала ночь. Тишина в лугах, в лесах, Звезды ходят в небесах, И дудит им во рожок Тихий месяц-пастушок. Он дудит, дудит, играет, Складно песню напевает, Да негромкая она, Только звездам и слышна. Только звездам, только ночке В синей сини над селом... А для нашего сыночка Сами песню мы споем. Мы сыночка покачаем Под припевочку свою: В ней начало: "Баю-баю!" А конец: "Баю-баю!" *** Ай, качи , качи , качи , Прилетели к нам грачи, Прилетели, поглядели, На ворота наши сели. Ворота-то скрип, скрип, А Николка спит, спит. А-а-а-а-а-а-а-а , А Николка спит, спит *** Б ай, бай, люленьки , Прилетели гуленьки. Прилетели гуленьки, Сели возле люленьки . Стали гули ворковать: Как Катюшеньку питать? Купим крупки мешок, Новый глиняный горшок. Станем кашку варить И Катюшеньку кормить. Прилетели в уголок И расклали огонек, Стали кашку варить И Катюшеньку корм ить.

Слайд 5

1.2 Пестушка Пестушки — это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша. Слово « пестушки » произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. В русских традициях и обычаях воспитания детей есть богатый и уникальный опыт пестования младенцев. Пестушки – это многовековой метод развития младенца, проверенный многими поколениями. Они дают эмоциональный диалог с мамой, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который наиболее хорошо воспринимается ребенком, и который стимулирует развитие речи малыша.

Слайд 6

*** Водичка-водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. *** Ножки, ножки, Куда вы бежите? В лесок, по мошок — Избу мшить, Чтоб не холодно жить. Ножки, ножки, Куда вы бежите? В лесок, во борок , Грибы, ягоды собирать Да Ванюшу угощать . *** Есть у ежика щетинка, Наша гладенькая спинка! Вот бежит сороконожка – Это мамина ладошка. *** Попляши, да попляши, Твои ножки хороши .

Слайд 7

1.3 Потешка Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки , как и пестушки , сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Слайд 8

*** Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. — Что вы ели? — Кашку. Пили простоквашку . Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Попили, поели, шу-у-у … Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели. *** А коток , а коток , Кучерявенький лобок, Украл бабушкин клубок Да и спрятал в уголок. А бабушка догнала И за ушко подрала. *** Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он в лес не ходил, Дров не рубил, Воду не носил, Печь не топил, — Нет тебе кашки!

Слайд 9

2. Прибаутка Прибаутка ( от «баять», т.е. говорить, приговаривать) – малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке, шутка, по каким – либо причинам получившая широкое распространение в той или иной социальной среде, ходячий смешной рассказец или комическое выражение, вставляемые в речь для того, чтобы придать ей юмористический оттенок. Прибаутки как подвижная малая форма легко вплетаются в устно – эпические произведения других жанров: былины, сказки, обрядовую свадебную поэзию. Прибаутки, используемые в качестве вступления к сказкам, называются присказками.

Слайд 10

*** Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок , Кому в лапочку. *** Стучит, бренчит на улице: Фома едет на курице, Тимошка — на кошке По кривой дорожке. — Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? — Еду сено косить. — На что тебе сено? — Коровок кормить. — На что тебе коровы? — Молоко доить. — А зачем молоко? — Ребяток кормить. *** Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, Сидит грызёт. Иди, зайка, прочь- Хозяин идёт.

Слайд 11

3. Пословицы и поговорки Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания. Сделал дело - гуляй смело. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Лучше поздно, чем никогда. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Не все то золото, что блестит. Тише едешь, дальше будешь . Яблоко от яблони недалеко падает Пришла беда – отворяй ворота. Чем богаты, тем и рады

Слайд 12

4. Игры Игра в народной культуре – это форма развлечения Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры и собрания молодежи. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. В отрочестве и юности в игровой форме осваиваются социальные формы поведения в обществе, происходит самоопределение и самоутверждение личности. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

Слайд 13

Жанры игрового фольклора 1. Игра с пением, танцами 2. Игра подвижная 3. Игра состязательная 4. Игра на сообразительность (интеллектуальная) 5. Игра молодежная 6. Забава

Слайд 14

5. Заклички Заклички — один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Слайд 15

*** Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи — Брызни в поле пуще: Станет травка гуще! Дождик, дождик, пуще, Будет травка гуще. Дождик, дождик, посильней, Огород ты наш полей!

Слайд 16

6. Считалка Считалка — небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. *** Аты-баты , шли солдаты, Аты-баты , на базар. Аты-баты , что купили? Аты-баты , самовар. Аты-баты , сколько стоит? Аты-баты , три рубля Аты-баты , он какой? Аты-баты , золотой. Аты-баты , шли солдаты, Аты-баты , на базар. Аты-баты , что купили? Аты-баты , самовар. Аты-баты , сколько стоит? Аты-баты , три рубля. Аты-баты , кто выходит? Аты-баты , это я! *** Раз, два, три, четыре. Сосчитаем дыры в сыре. Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр. Если в нем одна дыра, Значит, вкусным был вчера.

Слайд 17

7. Скороговорка Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками », поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. *** Однажды был случай в далёком Макао: Макака коалу в какао макала, Коала какао лениво лакала, Макака макала, коала икала. *** В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в вёдра ядра кедров. Выдрав с выдры в тундре гетры, Вытру выдрой ядра кедра, Вытру гетрой выдре морду, Выдру — в тундру, ядра — в вёдра! *** У Сени и Сани в сенях сом с усами. *** У осы не усы, не усища, а усики.

Слайд 18

8. Загадка Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она дает это определение в иносказательной, нарочито затемненной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение. Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает.

Слайд 19

*** В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед, А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. *** В брюшке — баня, В носу — решето, Нос — хоботок, На голове — пупок, Всего одна рука Без пальчиков, И та — на спине Калачиком. *** Вдруг из черной темноты В небе выросли кусты. А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты. И все улицы под ними Тоже стали голубыми, Пунцовыми, золотыми, Разноцветными.

Слайд 20

9. Общая история Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Малые жанры фольклора – это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Слайд 21

«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создает образ двумя - тремя словами». А.М.Горький

Слайд 22

10. Литература Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: исследования и тексты/ В.П.Аникин. – М.: Учпедгиз , 1957. – 240 с. Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки: хрестоматия/сост. В.Н.Морохин . – М.: Высш.шк ., 1979. – 287 с.:ил . Ветрова В.В. Ладушки (Игры для детей и родителей). – М.: Знание, 1994. – 256с. https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-malye-zhanry-folklora-99820.html https://infourok.ru/proekt-malie-zhanri-folklora-1681737.html https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80%D1%8B_%D1%84%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B0 https://infourok.ru/malie-zhanri-folklora-prezentaciya-po-literature-904507.html http://www.myshared.ru/slide/389524/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством драматизации различных жанров фольклора.

Основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки.  Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень люб...

Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...

Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.

Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего време...

Презентация "Малые жанры фольклора"

Малые жанры фольклора- это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека оче...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием  интеграции  области «Художественная литература», «Музыка»  и  «...

«Малые жанры фольклора в детском чтении»

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного на...