План по самообразованию: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Мустаева Фируза Тауфиковна

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию:  
«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
                                               Воспитатель: Мустаева Фируза Тауфиковна


Актуальность темы:
 Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы. Знакомство детей с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.
Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;
- создать условия для художественно – эстетического, речевого, познавательного развития через пополнения предметно-развивающей среды;
- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
- способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении.
План работы:

Месяц

Формы работы  с детьми

С педагогами

С родителями

Сентябрь

«Вечер сказок» - чтение или рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций,
- беседа, пересказ.

«Журавль и цапля», - Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», - «Петушок и бобовое зёрнышко»

– Подбор художественной литературы для чтения детям. – Создание в группе развивающей 
предметно - пространственной

среды – «Центр речевого развития»«Уголок книги»«Театральный уголок» 

Консультация для родителей:

 «Роль книги в развитии речи детей»

- Индивидуальные консультации

Октябрь

Чтение художественной литературы про осень, беседы, пересказ, заучивание стихотворений: - «Осень» И. Соколов-Микитов. - «Лес осенью» И. Соколов-Микитов. - «В лесу» И. Соколов-Микитов. - «Грибы» И. Соколов-Микитов - И. Бунин «Листопад»

- Осенний театрализованный праздник: «Осень золотая»

Консультация для педагогов: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». 
Сюжетные картинки: «Времена года»«По грибы»,  «Урожай»,«Лес осенью»«листопад».

- Совместная подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» 
(разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

Ноябрь

Игры на развитие связной речи детей: «Доскажи словечко»«Придумай конец»«Кто в домике живёт?»«Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой сказки?»«Состарь рассказ по картине» и др.

Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.

«Памятки для родителей по обучению связной речи».

- Предложить родителям поиграть с детьми в игры на развитие связной речи: «Доскажи словечко»«Кто в домике живёт?»«Придумай рассказ про…»

Декабрь

- Чтение и заучивание стихотворений о зиме: - Ф. Тютчев «Зима не даром злится» - С. Городецкий «Первый снег»
- Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. -Что летом родится, то зимой пригодится. - Без шубы и валенок - и зима без конца. -Мороз не велик, да стоять не велит. -Хороший снежок урожай сбережет. -Мороз ленивого за нос хватает.

- Зимний театрализованный праздник«Зимушка - зима»

- Сюжетные картинки: «Зима»«Зимние забавы»«Катание на лыжах» 

Папка –передвижка для родителей: «Почитайте детям о зиме» (стихи, рассказы, поговорки, загадки)

- Совместная подготовка к зимнему театрализованному празднику: «Зимушка - зима» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

Январь

- Чтение сказок В. Сутеева

- Воспитание этических норм у дошкольников. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций.

Подготовить детскую художественную литературу для выставки в родительском уголке для совместного семейного чтения

- Родительское собрание: «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

- Выставка книг: «Папа, мама, я – читающая семья или «Книги, которые можно читать всей семьёй».

Февраль

 Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.
- Конкурс: «Кто больше знает загадок, скороговорок, считалок?»
- Чтение стихов, рассказов о Родине, армии, солдатах: 
«День Защитника Отечества»- Изготовление альбома: «Загадки, скороговорки, считалки для детей»

- Иллюстрации:

«День Защитника отечества»«Наша армия сильна» 

- Предложить родителям с детьми придумать загадки, нарисовать отгадки.

- Разучивание с детьми стихотворений к празднику: «День Защитника Отечества»

Март

- Знакомство с пословицами и поговорками о труде: - Торопливый дважды одно дело делает. - Без труда нет плода. - Больше дела - меньше слов. - Всякая работа мастера хвалит. - Глазам страшно, а руки сделают.- Весенний театрализованный праздник: «Весна - красна»- Сюжетные картинки: «Весна»«Весенние заботы»«Мамин праздник»

- Совместная подготовка к весеннему театрализованному празднику: «Весна - красна» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

- Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Апрель

- Игры-драматизации по мотивам любимых сказок:

«Русская народная сказка глазами детей».

Подготовка атрибутов для игр - драматизаций

Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Май

«Вечер памяти» - Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях

. - Выставка консультаций, наглядного материала, пособий для педагогов.

- Фотовыставка - Подведение итогов работы на родительском собрании: «Успехи наших детей»

- Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...

Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План работы по самообразования  «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».         Воспитатель :Евдокимо...

Индивидуальная тема по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

                   Актуальность выбранной темыВсем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственн...

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год

Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Цель: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....