Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
учебно-методический материал

Нефедова Наталия Владимировна

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию воспитателя на тему:

«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» в подготовительной группе за 2018-2019 учебный год

Автор: воспитатель подготовительной группы  Нефедовой Н. В.

Актуальность темы

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Цель работы:  

обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

  • формировать интерес к художественной литературе.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
  • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
  • Развивать творческие способности у детей.

За 2018-2019 учебный год мною была изучена следующая методическая литература:

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном возрасте  закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии.  Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.

Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.

Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.

В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений.

Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.

Боголюбская М.К. считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.

А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия.

Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

Каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.

Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.

Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза», на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.

Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.

При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.

После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.

Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.

Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П. Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.

Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.

Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

В пособии содержатся программа и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе. В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий. На протяжении всего дошкольного детства детям рекомендовано читать соответствующие возрасту произведения. Автор приводит перечень произведений для чтения дошкольникам.

Гербова В.В. рекомендует: «Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их».

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.

Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:

- пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;

- формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;

- рост внимания к выразительным средствам языка;

- герои произведения становятся им ближе и понятнее;

- сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;

- понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;

- чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего);

- продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение;

- способность к элементарному анализу литературных произведений.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

 Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках –меткость,выразительность.
       Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и  поэтической лексикой. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, что развивает речь. Возникает детская художественно-речевая деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с разнообразными творческими проявлениями в этом плане: придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов.
5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

Данное пособие предназначено прежде всего учителям, но и для воспитателей детских садов оно является не менее полезным и интересным. Учитель, как и воспитатель влияет на своих подопечных своим примером. Его речь должна быть ясной, четкой и выразительной.

Недаром А.С. Макаренко считал речь основным элементом «педагогической техники».
Объясняет ли педагог, рассказывает ли, читает ли, беседует ли, или слушает ответы воспитанников, он следит не только за содержанием, но и за формой речи.

Выразительное чтение - искусство, такое же самостоятельное, как музыка или живопись. Но каждое из этих видов искусства может привлекаться при изучении языка и литературы. Разница только в том, что привлечение выразительного чтения более необходимо и более плодотворно, чем привлечение всякого другого вида искусства.

Найдёнов Б.С. считает, что самостоятельной, естественной речи ребёнка всегда свойственна выразительность. Задача педагога поддерживать выразительность речи ребёнка, не забывая о выразительности собственной речи.

6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

В книге раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников всех возрастных групп с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм); дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

На протяжении всего учебного года в группе  подготовительного дошкольного возраста проводился ежедневный вечер чтения. Для чтения детям я подбирала как произведения, рекомендованные программой  Вераксы «От рождения до школы», так и непрограммные произведения.

В результате ежедневного чтения большая часть детей группы научилась различать жанровые особенности произведений. Также у детей развилась способность испытывать сострадание и сочувствие героям книг. Я стараюсь читать детям книги, красиво оформленные, с цветными иллюстрациями, тем самым поддерживая интерес к книге.

В сентябре 2018 года я знакомила детей со всеми пятью сказками А.С. Пушкина. Детям были прочитаны «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его балде», «»Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о золотом петушке». В октябре 2018 года мы провели викторину по знанию содержания сказок А.С. Пушкина.

Также еще в прошлом году я прочитала детям первую часть романа-сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», в сентябре 2018 года продолжила чтение «Незнайка в солнечном городе» и «Незнайка на луне». Таким образом, дети получили целостное представление об образе Незнайки и очень полюбили его. Также из этой книги ребята узнали много нового о космосе, космонавтике, познакомились с новыми понятиями из разных областей наук. Важно правильно и доходчиво объяснить ребенку значение того или иного незнакомого для него понятия, ведь именно книги – основной источник знаний.

сопереживать, вызвала массу положительных эмоций, сострадание, сочувствие к героям книги.

В феврале 2018 года я познакомила детей с поучительными рассказами Николая Носова «Живая шляпа», «Заплатка», «Метро», «Огурцы», «Мишкина каша», с литературными сказками: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка».

Также в феврале 2018 года я познакомила детей с былинами. Мы прочитали былину «Садко», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», познакомились с репродукцией Васнецова «Три богатыря».

В марте 2019 года мы выучили стихотворения разных авторов о весне. Это и

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», и Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», и П. Соловьева «Ночь и день».

В апреле 2019 года было проведёно досуговое занятие, посвященное Дню космонавтики, где дети рассказывали стихи о космосе.

РАБОТА С СЕМЬЁЙ

В сентябре 2018 года мною была подготовлена консультация в родительский уголок для любознательных родителей на тему: «Насколько важно читать ребёнку», а также 10 советов, как привить ребенку любовь к чтению.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Я подбирала произведения для чтения детям в соответствии с темами периодов.

В феврале 2018 я выступила на педагогическом совете с презентацией для педагогов «Как я готовлю детей к школе. Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

В апреле мной был подготовлен отчёт о проделанной работе по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная  литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует  развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информаци,и продолжает оставатьсяосновным средством для воспитания всесторонне развитой личности...

Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информации, продолжает оставаться основным средством для воспитания всесторонне развитой личности...

Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...