Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В гостях у сказки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сердюкова Елена Валерьевна

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Направленность программы: художественно-эстетическая

Уровень сложности программы: стартовый

Программа актуальна для детей дошкольного возраста 5-7 лет

 

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи Программы:

 

  • Создать   условия   для   развития  творческой   активности   детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  • Обучить   детей    приемам   манипуляции   в   кукольных   театрах различных видов.
  • Совершенствовать     артистические     навыки     детей     в     плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Ознакомить  детей   с   различными  видами  театров  (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Целевой раздел        3
  1. Пояснительная записка        3
  1. Содержательный раздел………………………………………………………..13
  1. Учебный план        13

2.2. Содержание учебной программы        15

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов…………………19

2.4. Календарный учебный график……………………………………………...20

  1. Организационный раздел        20
  1. Методическое обеспечение программы        20
  2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов………..21
  3. Материально-техническое обеспечение…………………………………….22
  4. Кадровое обеспечение программы…………………………………………..23
  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовые основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В гостях у сказки»:

* Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

* Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

* Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

* Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;

* Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

* Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»);

* «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой 28.06.2019 № МР-81/02вн).

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Направленность программы: художественно-эстетическая

Уровень сложности программы: стартовый

Актуальность программы:

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понять, изъясняться. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом, что способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Педагогическая   целесообразность   программы   объясняется    тем, что театральная деятельность помогает создавать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности, разрядиться эмоционально и физически. Игровая деятельность в театральном кружке развлекает и воспитывает детей, учит сопереживать происходящему, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка и повышает его уверенность в себе. Поэтому так важно превратить театрализованную игровую деятельность в увлекательный творческий процесс, при этом необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.

Новизна данной программы в осуществлении учебно-воспитательного процесса через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Адресат программы: Программа актуальна для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Форма обучения: очная

Основной        формой театрально-эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и детей по формированию актерского мастерства. В процессе деятельности у детей вырабатываются    необходимые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность речи. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественного направления: музыка и произведения литературы народные и композиторские; детские, классические, современные.

   Формы организации деятельности:

  • Индивидуальная;
  • Работа в малых группах
  • Групповая

Методы обучения:

  1. Вербальные (беседа, работа с текстом, объяснение значения незнакомых слов).
  2. Наглядные (показ приемов работы, работа со сценических движением, игра, импровизация).
  3. Практические (наблюдение, самостоятельная и творческая работа).
  4. Эвристические, поисковые: (поиск интонации, жеста, пантомимические этюды и упражнения).
  5. Игра - драматизация.

              Объем, срок и реализация Программы –  Программа рассчитана на 6 месяцев обучения для детей старшего дошкольного возраста с проведением 2-х занятий в неделю во второй половине дня.  

Время проведения - 30 минут.

Объем Программы: 46 часов.  Набор осуществляется в группе до 15 человек.

Срок реализации Программы: 5 месяцев

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи Программы:

  • Создать        условия        для        развития        творческой        активности        детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  • Обучить        детей        приемам        манипуляции        в        кукольных        театрах различных видов.
  • Совершенствовать        артистические        навыки        детей        в        плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Ознакомить        детей        с        различными        видами        театров        (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Принципы отбора содержания и реализации программы:

  • Процесс обучения по данной программе строится на обще-дидактических и специфических принципах: систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») обучения.
  • Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
  • Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
  • Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  • Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
  • Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Планируемые результаты освоения Программы

 Достижения по театрализованной деятельности детей 5-6лет

Развитие мыслительных процессов:

  • использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.);
  • эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
  • проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа;
  • понимает скрытые мотивы поведения героев произведения;
  • проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста;
  • проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству;
  • придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду.

Развитие речевых умений:

  • игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли;
  • использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы;
  • проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять;
  • если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;
  • может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
  • способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение;
  • умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки;
  • в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения;
  • владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре;
  • участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры»,

«актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.);

  • пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;
  • различает жанры литературных произведений.

Развитие двигательных навыков:

  • ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.);
  • умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;
  • умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
  • инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.

Достижения по театрализованной деятельности детей 6-7 лет

Развитие мыслительных процессов

•        самостоятельно отбирают или придумывает разнообразные сюжеты;

•        придерживаются в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее;

•        понимают образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки;

•        в беседе о просмотренном спектакле могут высказать свою точку зрения;

•        владеет        навыками        театральной        культуры:        знает        театральные профессии, правила поведения в театре;

•        участвуют        в        творческих        группах        по        созданию        спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.);

•        способны предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе.

Развитие речевых умений:

•        пересказывают        и        драматизирует        небольшие        литературные произведения;

•        сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов.

Развитие двигательных навыков:

•        инсценируют игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;

•        умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

  1. Содержательный раздел

  1. Учебный план

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

по разделам*

Всего

Теория

Практика

ЯНВАРЬ

  1. Знакомство с театром и средствами театральной деятельности

1.1.

Беседа о театре, видах театра

   1

 1

---------

Опрос

Викторина

1.2.

Практическое занятие

«Идем в театр»

1

-----------

1

Анализ выполнение упражнений

1.3

Ширма,        кулиса        и

занавес

1

  0,5

 0,5

Беседа,

Опрос

1.4.

Знакомство в

театральными профессиями

1

0,5

0,5

  1. Сценическое движение

2.1

Имитация

2

0,5

 1,5

Творческая деятельность

Практический показ Выполнение этюдом

и миниатюр

2.2

Ритмопластика

2

0,5

1,5

Всего:

8

3

5

ФЕВРАЛЬ

2.3. Сценический танец

2

 0,5

1,5

Беседа, просмотр видео, самостоятельная творческая

деятельность

2.4. Пантомима

2

  0,5

 1,5

Просмотр видео, Творческие, практические показы,

Самостоятельная деятельность

  1. «Настольный плоскостной театр
  1. Театр на столе

2

0,5

1,5

Наблюдение, беседа

  1. Сказка «Колобок»

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа

  1. Коммуникативная деятельность

4.1. Коммуникативные игры

2

-----------

2

Практический показ и наблюдение над самостоятельной

деятельностью

Всего:

9

2

7

МАРТ  

  1. Азбука кукольного театра

5.1

Беседа на тему

«Удивительный мир кукол»

1

1  

-

Практический показ и наблюдение

5.2

Создаем кукол

1

0,5

0,5

Мастер-класс

5.3

Навыки кукло-вождения

2

1

  1

Практические занятия, Показ

кукольного спектакля

  1. Фольклорный театр

Знакомство с обрядами народов России

2

0,5

1,5

Беседа, просмотр видео

Постановка обрядовых спектаклей

4

2

2

Практические занятия,

выступление

Всего:

10

5

5

АПРЕЛЬ

  1. Сценический образ

7.1.

«В гримерке» (беседа,

знакомство с гримом,

театральными

костюмами и работой гримера

2

0,5

1,5

Беседа, просмотр

видео

7.2.

Мы все - гримеры.

2

-------

2

Педагогическое наблюдение за творческой

деятельностью

  1. Азбука музыкального театра

8.1.

Мюзикл. Что это такое?

2

2

--------------

Беседа, просмотр видео

Опрос

8.2.

Постановка

музыкальной сказки

«Муха-Цокатуха»

3

---------

3

Работа над разучиванием ролей, Показ спектакля,

Видеосъемка

Всего:

9

2,5

6,5

МАЙ

9.

Подготовка        к итоговому представлению

5

2

3

Репетиции

10.

Итоговые

представления

2

-

2

Итог

11.

 Диагностика

3

1

2

Опрос, наблюдение

Беседа

Всего:

10

3

7

ИТОГО:

46

15,5

30,5

  1. Содержание учебной программы

  • 1. Знакомство с театром Вводные занятия

  1. Знакомство с театром, как видом искусства

 Теория: Знакомство с театром, правилами поведения в театре и видами театра

 Практика: правила техники безопасности на занятиях.

Просмотр мультфильма «Фиксики. Театр». Беседа. Викторина

  1. Практическое занятие «Идем в театр».

 Теория: Закрепление знаний о видах театров

 Практика: Практическая игра «Идем в театр». Театральная импровизация. Беседа на тему «Знакомство с театрами разных стран» (фото, иллюстрации с изображением театров)

  1. Ширма, кулиса, занавес

 Теория: Познакомить детей с устройством театра

 Практика: Просмотр видео об устройстве театра. Игра «За кулисами» Беседа на тему « Театр снаружи и изнутри» (фото, иллюстрации с изображением театров)

1.4. Знакомство с театральными профессиями

 Теория: Знакомство с профессиями, обеспечивающими работу театра и кино

 Практика: Практическая игра «Создаем театр» Игра «Кем быть»

  1. Сценическое движение

  1. Имитация

 Теория: Изучение подвижности тела, имитация поводков животных, сказочных героев. Развитие творчества в движении. Умение владеть своим телом. Двигаться под музыку.

 Практика: Игры: «Карнавал животных», «Поездка в зоопарк», «Ночь в магазине игрушек». «Парад кукол»

  1. Ритмопластика

 Теория: Постановка простейших танцевальных движений, выработка умения двигаться под музыку, самостоятельно менять движения в зависимости от характера музыки. Положение корпуса.

 Практика: Обучение грациозности движения под музыку. Игра: «Поход в осенний лес», Игра «По подиуму». Этюды «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей» и др.

  1. Сценический танец

Теория: Ознакомление с понятием «Сценический танец». Развитие умения владеть своим телом.

Практика: Просмотр видео о Сценическом танце, о видах танца. Танцевальный этюды. Развитие танцевальных движений. Разучивание вальса, танго.

  1. Пантомима

 Теория: Ознакомление с понятием «пантомима». Знакомство с языком жестов. развитие умения владеть своим телом,

 Практика: беседа о театре пантомимы. Просмотр видео. Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”. Игры -«Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Что мы делали не скажем, а что делали покаже» Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д. Отгадывание загадок, с изображением их героев.

3. Настольный плоскостной театр

3.1. Театр на столе

 Теория: Познакомить детей с мини-театром на столе

 Практика: Обучать детей приемам кукловождения настольно-плоскостного театра. Изготовление кукол р.н.с. «Колобок»

3.2. Сказка «Колобок»

 Теория: Продолжать работать над приемами кукловождения.

 Практика: Работа над сказкой «Колобок». Работа над интонацией в голосе, Видеосъемка спектакля на столе

  1. Коммуникативная деятельность
  1. Коммуникативные игры

Теория: Учить детей взаимодействовать в паре. Слышать и слушать друг друга

Практика: Игра: «Зеркало», Игра «Подружились»

  1. Азбука кукольного театра
  1. «Удивительный мир кукол»

 Теория: Знакомство с кукольным театром. Видами кукольного театра. Видами кукол.

 Практика: Беседа о кукольном театре. Беседа на тему: «Новые виды театров» (театр на ложках, театр на нагрудниках, на стаканчиках и т.д.)

  1. «Создаем кукол

 Теория: Научить создавать персонажей для сказки из бросового материала

 Практика: Мастер-класс для детей по изготовлению кукол для кукольного театра.

  1. Навыки Кукловождения

 Теория: развитие фантазии, воображения. Приобретение навыков кукловождение. Знакомство с разными видами кукол.

 Практика: Этюды - «Заяц и медведь», «Медведь и лиса» . Знакомство детей с приёмами вождения верховых кукол (Этюды «Дед и репа», «Две  мышки» и др.). Этюды «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой» познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток. (Этюды «К нам в гости пришёл клоун», «Танец Алёнушки» и др.) . Знакомство детей со сказкой «Заюшкина избушка»: Распределение ролей. Работа над сказкой. Показ сказки.

  1. Фольклорный театр

6.1. Знакомство с обрядами народов России

 Теория: Познакомить детей с различными обрядим и традициями народов, проживающих на территории РФ и Сахалинской области.

 Практика: Беседа с детьми «Обряды на Руси». Просмотр видео. Беседа о традициях. Мини-викторина

6.2. Постановка обрядовых спектаклей

 Теория: Погружение в традиции и обряды нашей страны.

 Практика: Знакомство с фольклором народов России. Знакомство с традициями и национальными особенностями  народностей, проживающих в Сахалинской области. Изучение и постановка обрядовых сцен «Коляда», «Масленница» а также обрядов народов Севера.

  1. Сценический образ

  1. «В гримерке»

 Теория: Познакомить детей гримом, его назначением, элементарной техникой нанесения

 Практика: Беседа «Кто такой гример». Знакомство с гримом. Просмотр видео.

  1. «Мы все – гримеры»

 Теория: Познакомить с техникой нанесения грима

 Практика: Техника нанесения грима с использованием безопасного детского аквагрима. «Клоун», «Бабочка», «Пират», «Кошка». Творческое задание после нанесение грима. Самостоятельная работа.

  1. Азбука Музыкального театра
  1. Мюзикл. Что это такое?

Теория: Познакомить детей с жанром «Мюзикл».

Практика: Беседа с детьми «Что такое мюзикл». Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», мультфильма «Бременские музыканты» мюзикла «Русалочка», оперы.

  1. Постановка музыкальной сказки «Муха – Цокотуха»

Теория: Совмещать навыки актерской игры с вокальной и танцевальной деятельностью.

Практика: Работа над музыкальной сказкой «Муха-Цокотуха»: распределение ролей. Изучение вокальных партий, изучение танцевальных номеров. Работа над спектаклем. Показ мюзикла.

  1. Подготовка к итоговому представлению

 Теория:        Репетиция        итогового        выступления,        на        которое        выносятся        самые лучшие и удачные сцены и постановки

  1. Итоговое представление детского театра «В гостях у сказки»

Практика: Проводится для родителей и сотрудников ДОУ. Подведение итогов. Беседы и поощрения детей и родителей.

  1. Диагностика

                2.3 Система оценки достижения планируемых результатов

  При анализе        результативности работы по данной Программе используются следующие методика:

«Критерии        оценки        театрально-        игровой        деятельности» Н. Д. Сорокина

Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:

 Этюдный тренаж (мастерство актёра)

  1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

 Игры – драматизации

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
  2. Умение общаться с партнёром;
  3. Способность импровизировать при создании образа.

Этюды с куклами

  1. Желание играть с куклой;
  2. Умение управлять ею;
  3. Способность импровизировать с куклой.

 Кукольные спектакли

  1. Желание участвовать в спектаклях;
  2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
  3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.

Оценка знаний, умений и навыков детей

0 - отлично

Х - хорошо

У-удовлетворительно

Н        -

неудовлетворительно

Группа

Этюдный тренаж

Игры-

драматизации

Этюды        с куклами

Кукольные спектакли

Общая оценка

Ф.И.

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

2.4. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала

занятий

Дата окончания

занятий

Кол-во учебных

недель

Кол-во дней

Кол-во часов

Режим занятий

6 месяцев

01.12.2021

31.05.2022

23

46

46

1/2

  1. Организационный раздел

  1. Методическое обеспечение программы

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006;
  2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010;
  3. Караманенко        Т.Н.        Кукольный        театр        –        дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969;
  4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001;
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ С;

6.   Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000;

7. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007;

  1. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество – дети»;

9. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001;

10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990;

11.Шорыгина Т.А. Беседы о характере        и        чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013;

12. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика

– Синтез, 2007. – 144 с.

  1. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов

Основные источники:

  1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / А. Е. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2016;
  2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников – М., Изд. центр «Академия», 2017;
  3. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018;
  4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2016.

Дополнительные источники:

  1. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. - СПб., 2006;
  2. Урунтаева Т.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум – М.: Изд. центр «Академия», 2005;
  3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М., 2005;
  4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2007;
  5. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя. - 2008. №3.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.doshped.ru/
  2. http://www.arkty.ru/journal/index.html
  3. http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Doshkoln_ped_1.htm
  4. http://festival.1september.ru
  5. http://www.malyshok.by/
  6. http://window.edu.ru/
  7. http://vospitatel.resobr.ru/
  8. http://www.detskiysad.ru
  9. http://doshvozrast.ru/
  10.  http://www.moi-detsad.ru/

  1. Материально-технические условия реализации Программы

Для реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной Программы по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста необходимо следующее материально-техническое обеспечение: музыкальный зал, стулья для детей, компьютер, проектор, экран, интернет-доска.

Дидактическое обеспечение программы:

  1. Подборка литературы по разделам Программы;
  2. Плакаты;
  3. Медиатека;
  4. Видеотека (обучающие видео, мультфильмы);
  5. Тематические карточки;
  6. Презентации по темам разделов;
  7. Различные виды театра;
  8. Куклы;
  9. Атрибуты для театрализованной деятельности;
  10. Ширма;
  11. Декорации.

  1. Кадровое обеспечение Программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы «В гостях у сказки» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или средне-специальное образование по профилю программы, соответствующее художественно-эстетической направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по реализации вариативной части  основной образовательной программы  дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки"  имеет художественно-эстетическую  направленность, направлена    на развитие эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сказка" для детей 5-6 лет. Направлена на развитие театральных способностей детей дошкольного возра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль№1

Пояснительная записка с обоснованием:           Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные под...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вместе со сказкой»

Дополнительная общеобразовательная программа "Вместе со сказкой" ориентирована на дошкольный возраст 6-7 лет....