Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)

Степченкова Жанна Валерьевна

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка, освещает приёмы и способы  деятельности педагога, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programma_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx76.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 50 «НЕЗАБУДКА»

Принята на заседании                                                                                 Утверждена

педагогического совета                                                                             приказом по МБДОУ

протокол  № 1                                                                                           «Детский сад №50 «Незабудка»

от 30.08.2022 г.                                                                                            от 30.08.2022г. № 40-од

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Сказка»  для детей старшего дошкольного возраста                                                                                                    

на 2022/2023 учебный год

г. Смоленск

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка                                                

2. Цель программы                                                        

3. Задачи программы

4. Принципы проведения театрализованной деятельности                                        

5. Виды деятельности                                

6. Формы работы с детьми                                                

7. Рекомендации по работе ролью                                        

8. Правила драматизации                                                

9. Режим работы кружка                                                

10. Интеграция образовательных областей                                

11. Здоровьесберегающие технологии                                        

12. Планируемые результаты к концу года                                

13. Форма отчетности                                                                                        

14. Оборудование                                                        

15. Работа с родителями                                        

16. Календарно-тематическое планирование         

17. Диагностика        

18. Литература

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования        театрального кружка «Сказка» Муниципального бюджетного  дошкольного  образовательного учреждения «Детский сад «Звёздочка» определяет цели, задачи,  содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образования в РФ, системного подхода к их решению, обеспечения воспитанникам  всестороннего гармоничного развития. Данная программа разработана для возрастной категории детей от 5 до 7лет.

      Программа дополнительного образования разработана   в соответствии с:

• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 15.05 2013 года № 26, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 29.05.2013, регистрационный № 285674);
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  •  «Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г., зарегистрирован в  Министерстве юстиции РФ 14.11.2014г.,ргистрационный №30384);
  • Основной образовательной программой, в основе которой взята примерная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/;  М.Д. Маханёва «театрализованные занятия в детском саду»

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой ипоказом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки учат дружить, развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка предостерегает об опасности — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших. В сказке высмеиваются такие черты характера, как страх и трусость, вознаграждается трудолюбие, мудрость восхваляется, забота о близком поощряется. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

 Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

2. Цель программы:

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

3. Задачи программы:

1. Обучающие:

  •  Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
  • Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;
  • Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

2. Развивающие:

  • Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
  • Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
  • Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость;

3.Воспитательные:

  • Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
  • Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

4. Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

5. Основные направления программы:

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческая. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.

5.Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

6. Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

7. Рекомендации по работе над ролью:

  • составление словесного портрета героя;
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных   действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
  • подготовка театрального костюма;

8. Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают засвоего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

 Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

9. Режим работы кружка:

День недели

Время в режиме дня

Четверг

15.30- 15.55

Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин.Общее количество занятий в год – 36 Занятие проводит Степченкова Ж.В.

10. Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни.

«Познавательное», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, музыкой, танцами, к спектаклю что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Речевое» где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности. Используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.

«Физическое» использование подвижных-сюжетных игр.

«Социально-коммуникативное»участие в спектаклях, подготовка к ним. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества. Знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх. Использование дидактических игр.

11. Здоровьесберегающие технологии

  1. дыхательная гимнастика,
  2. артикуляционная гимнастика,
  3. пальчиковые игры со словами,
  4. гимнастика для глаз,
  5. физкультминутка, динамические паузы,
  6. подвижные игры.

12. Планируемые результаты к концу года

Старшая (выпуск в школу) группа:

  • объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
  • называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
  • хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  • показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  • сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
  • выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
  • четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
  • показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
  • действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
  • создают пластические импровизации под музыку различного характера;
  • умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

13. Форма отчетности:

Спектакль в конце года. Мониторинг.

14. Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- плоскостной шагающий театр

-конусный

-теневой

-би-ба-бо (перчаточный)

-фланелеграф

- масочный

-театр рукавичек

- театр игрушек

3. Ноутбук, колонки.

4. Детские костюмы для спектаклей.

5.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

6. Музыкальный центр, видеоаппаратура.

7. Медиотека (аудио- и CD диски).

8. Декорации к спектаклям.

9. Книги и иллюстрации к сказкам.

10.Методическая литература.

15. Работа с родителями

месяц

Вид деятельности

Сентябрь-октябрь

Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник». Анкетирование, памятки, папка- передвижка.

Ноябрь-декабрь

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Январь-февраль

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.

Март-апрель

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Май

Помощь в организации похода в кукольный театр.

16. Календарно-перспективное планирование на 2016-2017 учебный год

Тема занятия

Содержание

занятия

Задачи занятия

литература

СЕНТЯБРЬ

1

Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать

1.Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.

2.Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений

.

1. Первое посещение детьми театральной комнаты (зала) в новом учебном году (беседа);

2. Игра «Назови свое имя ласково»

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

2

Попробуем измениться

Создать эмоциональноблагоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений

2.Развивать способность понимать собеседника

3.познакомить с понятиеми «мимика», «жест»

1.Игра «Назови соседа ласково»

2.Вопросы к детям

3.Творческое задание

4.Пантомимические загадки и упражнения

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

А.Е Антипина

Театрализованная деятельность в детском саду

(Приложение1)

3

Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть.

1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

2. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

1. Игра «Театральная разминка».

2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

4

Игровой урок

1. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

2. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика».

1. Сюрпризный момент.

2. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

ОКТЯБРЬ

1.

Одну простую сказку хотим мы показать

1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

2. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

3. Расширять «словарь» жестов и мимики.

1. Пантомимическая игра.

2. Введение понятия «пантомима».

3. Творческая игра «Что это за сказка?»

4. Сценка «Гриб боровик»

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

2.

Играем пальчиками

1. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

2. Закреплять в речи детей понятие «пантомима»

1. Повторение и закрепление понятия «пантомима»,

2. Игровые упражнения с помощью пальчиков.

3. Игра-инсценировка с помощью пальчиков.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

3.

Постучимся в теремок

1. Развивать фантазию.

2. Совершенствовать выразительность движений.

3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

1. Развивать фантазию.

2. Совершенствовать выразительность движений.

3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

4

Играем пальчиками. Пантомима.

- артикуляционная гимнастика;

-игра «вьюга»;

- упражнения на развитие сенсомоторики;

-этюд «старый гриб»;

- пальчиковая гимнастика;

. Закреплять в речи детей понятия «пантомима».

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения рук, пальцев.

Активизировать сценическую раскрепощённость.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

НОЯБРЬ

1

Постучимся в теремок. Конусный театр.

- показ сказки «Колобок» (конусный театр)

-самостоятельная театрализованная игра;

-игра «Одуванчик»

-этюды:

«Медведь в лесу»

«Волк и заяц»

«Хитрая лисица»

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Вызвать положительный настрой при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений. Развивать фантазию.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

2.

Многим домик послужил, кто только в домике не жил

- пересказ сказки;

- передача образов, с помощью мимики, жестов, телодвижений;

-упражнения – этюды.

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

3.

Косолапый приходил, теремочек развалил

- игра «Угадай героя»;

- драматизация сказки.

Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

4.

Учимся четко говорить

1. С помощью сказки развивать фантазию детей.

2. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

1. Погружение в сказочную ситуацию.

2. Введение понятия «скороговорка».

3. Игра-упражнение «Едем на паровозе».

4. Физкультминутка «Буратино».

5. Обобщение.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

ДЕКАБРЬ

1

Новогодняя сказка.

-придумать новогоднюю сказку;

- охарактеризовать героев;

- упражнение на тренировку памяти;

- инсценирование диалогов героев.

Развивать у детей творческое воображение, учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

Интернет ресурс

(приложение)

2

Мастерская актера. Костюмерная.

- изготовить и подобрать элементы костюмов и декораций к придуманной сказке.

Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке;

Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов.

Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать фантазию, внимание.

Интернет ресурс

3

Показ «Новогодней сказки»

Вызвать желание быть артистом;

Показать все свои способности, выразив их в образе героев.

4

Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился.

- знакомство с новой сказкой;

- беседа по сказке;

- игра пальчиковая;

- артикуляционная гимнастика;

Этюды:

«Петух»

«Сорока»

«Лиса»

Формировать умение детей логично и полно отвечать на вопросы по сказке;

Дать понятие, что музыка и иллюстрация – тоже очень важные средства выразительности

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

ЯНВАРЬ

1

Гордится Петенька красой, ног не чует под собой.

Артикуляционная гимнастика;

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..»

«Тень»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

2

Петя хвастался, смеялся, чуть лисе, он не достался.

-игра-драматизация сказки «Хвостатый хвастунишка»

Совершенствовать умения драматизировать сказку;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

3

Сочиняем новую сказку

1. Развивать у детей творческое воображение,

2. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

3. Совершенствовать навыки групповой работы.

Развивать способность распознавать эмоциональные состояния по мимике;

Учить подбирать нужную графическую карточку с эмоциями конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику на лице.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

ФЕВРАЛЬ

1

 Наши эмоции

1. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость».

2. Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице.

3. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

1. Рассматривание сюжетных картинок.

2. Беседа.

3. Упражнение «Изобрази эмоцию».

4. Практическое задание.

5. Обсуждение.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

2.

Изображение различных эмоций

1. Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

2. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

3. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

1. Введение. Объяснение понятия «эмоция».

2. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх.

3. Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

3.

Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса

1. Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса.

2. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

3. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.

4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

1. Рассматривание графических карточек.

2. Беседа.

3. Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

4.

Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья

1. Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки.

2. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Воспитывать доброжелательность – бесконфликтно распределять роли.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

МАРТ

1.

Знакомство со сказкой

- Чтение и беседа по сказке

Донести сказку детям;

Закреплять умение распознавать поступки, характеры героев;

Логично и выразительно отвечать на вопросы по содержанию;

Воспитывать уважение к отвечающему.

Приложение №2

2.

Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей

1. Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

2. Беседа о друге.

3. Повторное слушание сказки К. Чуковского «Айболит и воробей».

4. Упражнение «Изобрази настроение».

Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки;

Закрепить умение использовать различные средства выразительности – сила голоса, ударение и т.д.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

3.

Друг всегда, придет на помощь

1. Чтение стихотворения о друге.

2. Рассказ из личного опыта.

3. Беседа о сказках.

4. Игра-загадка «Зеркало».

 1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.

2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

3. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

4. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

4.

Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!

1. Отгадывание загадок.

2. Ряжение в костюмы.

3. Драматизация сказки «Айболит и воробей».

1. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.

2. Развивать социальные навыки общения.

М.Д. Маханёва

«Театрализован-ные занятия в детском саду»

(Приложение1)

АПРЕЛЬ

30-

31-

32

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад».

-Артикуляционная гимнастика.

-Пальчиковая гимнастика.

-Упражнение на речевое дыхание.

-Разучивание ролей с детьми.

-Упражнения на выразительность речи.

-Работа над пластикой, мимикой, жестами

Формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);

развивать воображение; расширять словарный запас;

активизировать сценическую раскрепощённость. Воспитывать терпение, взаимопомощь.

Приложение №3

МАЙ

33-

34

Показ сказки «Теремок на новый лад».

Показ спектакля родителям.

Показ спектакля детям других групп.

Итоговое занятие. Показать, чему дети научились за год.

35

Экскурсия в кукольный театр

Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

Увидеть своими глазами, что такое театр, как он устроен и как работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

36

Мониторинг

17. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности:

Высокий уровень: 3 балла

  • Средний уровень: 2 балла
  • Низкий уровень: 1 балл
  • ПАРАМЕТРЫ
  • Основы театральной культуры
  • 3балла
  • Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре
  • Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии
  • 2балла
  • Интересуется театральной деятельностью
  • Использует свои знания в театрализованной деятельности
  • 1балл
  • Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре
  • Затрудняется назвать различные виды театра
  • Речевая культура
  • 3балла
  • Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание
  • Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев
  • Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения
  • Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи
  • 2балла
  • Понимает главную идею литературного произведения
  • Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев
  • Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета
  • В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)
  • 1балл
  • Понимает содержание произведения
  • Различает главных и второстепенных героев
  • Затрудняется выделить единицы сюжета
  • Пересказывает произведение с помощью педагога
  • Эмоционально-образное развитие
  • 3балла
  • Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя
  • 2балла
  • Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности
  • 1балл
  • Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения
  • Музыкальное развитие
  • 3балла
  • Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы
  • 2балла
  • Передает в свободных пластических движениях характер музыки
  • 1балл
  • Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки
  • Основы коллективной творческой деятельности
  • 3балла
  • Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем
  • 2балла
  • Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности
  • 1балл
  • Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

МОНИТОРИНГ за 2016-2017 г.

Театральный кружок «Сказка»

       Имя ребенка

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Музыкальное развитие

Основы коллективной творческой работы

Итог начало года

Итог конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

                                        на начало года

Усвоение программы группы детей в целом

На конец года

Усвоение программы группы детей в целом –

Процент увеличения, освоения программы группы детей в целом, за год

18.ЛИТЕРАТУРА

  1. М.Д.Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.,2009.
  2. Е.А.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  8. Е.А.Антипина «Кукольный театр в детском саду».
  9. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  14. : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
  16. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  17. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
  18. Т.Н.Доронова «развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности» М.,1998.