ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАГИЯ ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

Головачёва Екатерина Викторовна
Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи: Обучающие: 1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. 2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы. 3. Обучение различным приемам работы с бумагой. Развивающие: 1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. 2.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка. Воспитывающие: 1. Привить интерес к искусству оригами. 2. Расширить коммуникативные способности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

Муниципального образования города Братска

665781, Иркутская область, город Братск, ж.р.Порожский, ул.50 лет Октября, 108

Телефон (3953)40-42-17, e-mail:mdoy.dsov.1.gribkova@yandex.ru

Рассмотрено                                                                      Утверждаю:

На педагогическом совете                                               Заведующий МБДОУ «ДСОВ №1»

Протокол №     от  «___»_______2020г                           __________С. В. Гвоздкова

                                                                                Приказ №       от   «___»______2020г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «МАГИЯ ОРИГАМИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

            Составил:

                  Головачёва Екатерина Викторовна

                            ВоспитательIкв. категории

Братск, 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
  2. Учебный план……………………………………………….…………….7
  3. Календарный учебный график………………………….………….……8
  4. Рабочая программа…………………………………………………….....8
  1. Планируемые результаты…………………………………………...8
  2. Тематическое содержание программы…………………………….9
  3. Календарно - тематическое планирование……………………….11
  1. Оценочный материал……………………………………………………15
  2. Методические материалы…...………………………………………….16
  3. Заключение………………………………………………………………19
  4. Список литературы……………………………………………………...20

  1. Пояснительная записка

С самого раннего детства нужно приучать детей ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем - в окружающей природе, в звуке, в цвете.

Е. И. Рерих. Письма (Т. 2, 1938).

Особенностью данной программы «Магия оригами» является ее синтетичность, которая проявляется в интегрировании нескольких видов деятельности: оригами, ИЗО, конструирование, музыкальные занятия, драматизация, выставки, игровая и спортивная деятельность, - а также в том, что при работе по программе одновременно и гармонично используются все три основные группы методов - вербальные, визуальные и практические. Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей.

Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. Вторая жизнь оригами в Японии началась на заре ХХ века. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога и просвещения Фридриха Фребеля. А он настоятельно рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций из бумаги. Такое занятие прекрасно развивает маленькие пальчики, и позволяло приобщиться к некоторым геометрическим понятиям.

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования, является всестороннее личностное развитие детей, в соответствующих видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками - такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного осв0ения дошкольником программы начального образования в будущем.

Занятия в кружке «Магия оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования.  Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Программа «Магия оригами» - комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Значение оригами для развития ребенка:

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.
  • Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию                  сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение, состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

Наблюдения за детьми, занимающимися оригами, показали, что им легче дается работа с планами и схемами на занятиях по конструированию и ориентированию в пространстве, у них лучше развит глазомер, в целом их интеллектуальные способности возрастают.

Эта деятельность укрепляет семейные отношения. Многие мамы, папы, старшие дети посещают занятия по вечерам, образуя творческий клуб, объединенный общим интересом. На этих занятиях и взрослые, и дети могут осваивать более сложные фигурки оригами, делиться домашними наработками, обмениваться литературой по оригами, организовывать совместные выставки и праздники. Еще один положительный результат - развитие коммуникативных способностей детей. Например, дети, всегда отказывающиеся читать стихи в присутствии товарищей (не говоря уж о публике), начинают (пусть вместе с мамой) читать стихи, рассказывать истории о своей любимой игрушке.

Цель и задачи программы

Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.

Задачи:

Обучающие:    

1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.                                                                                              

2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы.                                                                                                                                                3. Обучение различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.                                                           2.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка.                        

 Воспитывающие:

  1. Привить интерес к искусству оригами.                                            
  2. Расширить коммуникативные способности детей.

Принципы построения программы

Программа построена на общепринятых педагогических принципах:

  • Систематичности и последовательности - все занятия программы запланированы последовательно, от простого к сложному, что бы дети усваивали знания постепенно. Для полноценного совершенства усвоения знаний, соблюдена системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях.
  • Доступности и индивидуализации - простота материала, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
  • Демократичности и гуманизма - все занятия построены на взаимодействии воспитателя и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей ребёнка.
  • Занимательности - изучаемый детьми материал интересно и увлекательно составлен, поэтому у детей формируется большое желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремятся к достижению хорошего результата.
  • Наглядности -  в данной программе этот принцип реализуется путём показа различных упражнений, демонстрации наглядных пособий,рисунков, схем, образное описание деталей технике движения при объяснении и исправлении ошибок, дидактических материалов и т.д.

Итогом работы программы является проведение: выставки детских работ в группе и детском саду, совместные занятия с родителями, показ сказок с использованием игрушек, изготовленных в технике оригами. Драматизация стихов, потешек с использованием игрушек, изготовленных в

технике оригами, участие в конкурсе и т.д.

№ п/п

Перечень средств обучения

Количество

1

Магнитная доска (с магнитами)

1

2

Схемы поэтапного складывания

28

3

Бумага белая

4

Бумага разноцветная односторонняя

5

Бумага разноцветная двусторонняя

6

Набор цветных карандашей

10

7

Ножницы

10

8

Набор фломастеров

10

9

Клеенки

10

10

Клей-карандаш

10

11

Картотека загадок

2

12

Картотека художественного слова (стихи)

1

Интеграция образовательных областей

1. социально-коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. художественно-эстетическое развитие;

Методы работы с детьми

1. Наглядные:

- рассматривание образцов, схем;

- демонстрация иллюстраций по теме занятия;

2. Словесные:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- объяснение и обсуждение хода работы;

- подбор стихотворений, чтение загадок по различным темам.

3. Практические:

- индивидуальная работа детей;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- опора на личный опыт детей.

-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;                                                                                            - познакомятся с искусством оригами;                                                                     - овладеют навыками культуры труда;                                                                               - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способ организации занятий: подгрупповой.

Сроки реализации и участники: программа расчитана на  два года с 01.10.2019г. по 31.05.2021г., с детьми старшей и подготовительной к школе группе.

2. Учебный план

Программа «Магия Оригами» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы НОД в численность детей в группе должна составляет 10 человек. НОД проводятся один раз в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня. Продолжительность НОД 25-30 минут.

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

2 года

Возраст воспитанников

5-7 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

10

Количество часов в месяц

4

Общее количество часов в год

27

Возраст детей

Время занятий

Количество занятий

В месяц

В год

5-6 лет

25 минут

4

27

6-7 лет

25 минут

4

27

3.Календарный учебный график

Календарный учебный график на первый год обучения 2019 - 2020г.

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Начало учебного года 01.10.2019г.

Продолжительность 8 месяцев (с 04.10.2019 до 31.05.2020)

Каникулы 3 месяца (июнь, июль, август)

Сроки проведения первичного мониторинга (диагностики) октябрь

Календарный учебный график на второй год обучения 2020 - 2021г.

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Начало учебного года 06.10.2020г.

Продолжительность 8 месяцев (с 06.10.2020 до 31.05.2021)

Каникулы 3 месяца (июнь, июль, август)

Сроки проведения первичного мониторинга (диагностики) октябрь

4. Рабочая программа

4.1. Планируемые  результаты

В результате обучения дети должны:                                                                       - уметь ориентироваться на листе бумаги;                                                                          - научиться различным приемам работы с бумагой;                                                  - складывать лист бумаги пополам;                                                                         - складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла;                                                                                                                             - знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами -будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;                                                                                            - познакомятся с искусством оригами;                                                                     - овладеют навыками культуры труда;                                                                               - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

4.2. Тематическое содержание программы

Программа построена с учетом принципов развивающего обучения. Занятия предполагается проводить, опираясь на особенности ведущей деятельности дошкольника и зону ближайшего развития, используя элементы логического мышления, моторных компонентов мыслительной деятельности, вербализацию, применяя целостный, комплексный подход к решению поставленных обучающих и развивающих задач. Спектр разнообразных занятий  очень широк, они направлены на развитие сенсорики, восприятия, памяти, произвольного внимания, мелкой моторики, что в значительной степени активизирует становление психических процессов ребенка, способствует формированию познавательных функций и развитию интеллекта в целом. Но самым важным с точки зрения современной педагогики является то, что занятия направлены главным образом на эстетическое, эмоциональное и духовное развитие ребенка, то есть способствуют личностному росту, формируют гуманистическую направленность, позитивную жизненную позицию.

Тематический план на 1 год обучения (2019-2020)

Дата

Тема

Количество занятий

теория и практика

Сентябрь

Первичный мониторинг (диагностика)

Октябрь

«Бабочка и лягушка»

(треугольник)

«Отгадай загадку» (заяц, птица)

«Дом»

«Для чего нужна дверь?»

1

1

1

1

Ноябрь

«Гриб»

«В осеннем лесу»

(коллективное панно)

«Забавные зверушки»

«Тюльпан для мамы»

1

1

1

1

Декабрь

«Лисичка-сестричка»

«Домики для лисы и зайца»

«Царевна-ёлочка»

«Дед Мороз»

1

1

1

1

Январь

«Волшебные превращения стрелы»

«Новогоднее панно»

«Зайка беленький»

1

1

1

Февраль

«Парусник»

«Стул»

«Скоро день защитника Отечества»

«Кораблики в море»

(коллективная композиция)

1

1

1

1

Март

«Мамин праздник»

«Корона»

«Составь картинку»

«Весна красна»

1

1

1

1

Апрель

«День космонавтики» - Ракета

«Космос»

«Грач»

«Сова»

1

1

1

1

Май

 Вторичный мониторинг (диагностика)

Итого занятий:

27

Тематический план на 2 год обучения (2020-2021)

Дата

Тема

Количество занятий

теория и практика

Сентябрь

Первичный мониторинг (диагностика)

Октябрь

«Черепашка»

«Книжка»

«Журавлик»

«Воздушный змей»

1

1

1

1

Ноябрь

«Бабочка»

«Лягушка»

«Цветы для мам»

«Гном»

1

1

1

1

Декабрь

«Колобок»

«Снежинки»

«Новогодние украшения»

«Дед Мороз»

1

1

1

1

Январь

«Гном»

«Прыгающая лягушка»

«Волк»

1

1

1

Февраль

«Сердечко»

«Лодочка»

«Двухтрубный кораблик»

«Звёздочки»

1

1

Март

«Ромашка для мамы

«Хризантема»

«Волшебные превращения двухтрубного кораблика»

«Вертушки»

1

1

1

1

Апрель

«Грачи прилетели»

«Ракета»

«Автомобиль»

«Подарки малышам»

1

1

1

1

Май

Вторичный мониторинг (диагностика)

Итого занятий:

27

4.3.Календарно - тематическое планирование

Первый год обучения

Месяц

Тема

Цель занятия

Октябрь

«Бабочка и лягушка»

(треугольник)

Закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера. Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата  по диагонали. Познакомить с базовой формой –треугольник.

«Отгадай загадку» (заяц, птица)

Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый прием складывание по диагонали; развивать глазомер.

«Дом»

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

«Для чего нужна дверь?»

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть   край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам,

Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик.

Ноябрь

«Гриб»

Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания.

Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь».

«В осеннем лесу»

(коллективное панно)

Показать, как  можно изготовить деревья  с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

«Забавные зверушки»

Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

«Тюльпан для мамы»

Учить детей изготовлению тюльпана в технике оригами; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Декабрь

«Лисичка-сестричка»

Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей»

Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей».

Дорисовать мордочку: глаза, нос.

«Домики для лисы и зайца»

Учить определять точку пересечения линий.

Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания:  складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру.

Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.

«Царевна-ёлочка»

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности.

Украшение ёлочки.

Январь

«Дед Мороз»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

«Волшебные превращения стрелы»

Познакомить с базовой формой -стрела, научить трансформировать ее в другие поделки. Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

«Новогоднее панно»

Учить детей создавать композицию из фигурок. Закреплять навыки работы с поэтапными картами.

«Зайка беленький»

1. Развивать моторику рук.

2.Воспитывать аккуратность и внимание.

3.Закрепить базовую форму воздушный змей.

4.Закрепить практическими действиями знание графических символов.

Февраль

«Парусник»

Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты.

«Стул»

Отработка складывания базовой формы «блин».

Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин».

«Скоро день защитника Отечества»

Закрепить умение мастерить поделки с использованием карт, развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины, побуждать сделать им приятное.

«Кораблики в море»

(коллективная композиция)

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.

Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.

Март

«Мамин праздник»

Учить проявлять заботу о мамах, бабушках.  Познакомить с разными вариантами оформления открыток. Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты.

«Корона»

Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

«Составь картинку»

Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы-составление картинок к стихам. Развивать творческие способности, воображение.

«Весна красна»

Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

Апрель

«День космонавтики»

Ракета

Уточнить знания детей о празднике «день космонавтики». Продолжать учить преобразовывать одну фигурку в другую, используя поэтапные карты. Закреплять умение соединять две части поделки, вставляя одну в другую. Воспитывать аккуратность.

«Космос»

Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник».

Вызвать у детей желание передать красоту космического пространства.

Упражнять детей в составлении изображения. Развивать конструктивные способности.

«Грач»

Познакомить с новой базовой формой – рыба. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами, объяснительную речь. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Календарно - тематическое планирование

Второй год обучения

Месяц

Тема

Цель занятия

Октябрь

к

т

я

б

р

ь

«Черепашка»

Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

«Книжка»

Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

«Журавлик»

Продолжать знакомить с японской историей; совершенствовать умение мастерить поделки, используя карты. Воспитывать сострадание, соучастия в происходящем вокруг.

«Воздушный змей»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

Ноябрь

о

я

б

р

ь

«Бабочка»

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны.

«Лягушка»

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма- треугольник).

«Цветы для мам»

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Развивать творческое воображение, фантазию. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

«Гном»

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей. Учить четко выполнять инструкции педагога.

Декабрь

«Колобок»

Учить детей сгибать все углы прямоугольника равномерно, продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза).

«Снежинки»

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали.

«Новогодние украшения»

Продолжать учить мастерить поделки, используя известные приемы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию.

«Дед Мороз»

Закрепить умение детей делать поделки, используя схемы. Вызвать радостное настроение в ожидании праздника. Совершенствовать навыки работы с ножницами.

Январь

«Гном»

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей. Учить четко выполнять инструкции педагога.

«Прыгающая лягушка»

Повышать интерес к работе с бумагой через игру. Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

«Волк»

Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из углов к верху наискосок, закреплять умение приклеивать головку, рисовать глаза.

Февраль

ф

е

в

р

а

л

ь

«Сердечко»

Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

«Лодочка»

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, использования готовых фигур в играх.

«Двухтрубный кораблик»

Повышать интерес к изготовлению поделок из бумаги. Познакомить с новой базовой формой –блинчик. Учить использовать готовые поделки в игре.

«Звёздочки»

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей» , учить чередовать цвета , складывать детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей.

Март

м

а

р

т

«Ромашка для мамы

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Развивать творческое воображение, фантазию. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

«Хризантема»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

«Волшебные превращения двухтрубного кораблика»

Продолжать учить детей преобразовывать одну фигурку в другую. Закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую. Воспитывать аккуратность.

«Вертушки»

Учить изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке. 

Апрель

«Грачи прилетели»

продолжать учить детей мастерить поделки из базовой формы «воздушный змей», совершенствовать навык работы с бумагой и ножницами.

«Ракета»

Уточнить знания детей о празднике «день космонавтики». Продолжать учить преобразовывать одну фигурку в другую, используя поэтапные карты. Закреплять умение соединять две части поделки, вставляя одну в другую. Воспитывать аккуратность.

«Автомобиль»

Продолжать учить мастерить поделки, используя известные приемы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию.

«Подарки малышам»

Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов.

5. Оценочный материал

Карта мониторинга по развитию продуктивной деятельности детей (оригами)

Первый год обучения

Критерии

Начало года

Конец года

самостоятельно изготавливает и знает основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»

по образцу изготавливает несложные поделки

знает и называет геометрические фигуры

ориентируется на листе бумаги;

умеет намечать линии

тщательно и аккуратно разглаживает линии сгиба

уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.)

добивается конечного результата

самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы сверстников

Количество баллов:

Оценки критериев:

1 балл - выполняет только с помощью взрослого,

2 балла - выполняет с помощью 2,3 подсказок,

3 балла – выполняет самостоятельно.

Второй год обучения

Критерии

Начало года

Конец года

ориентируется на листе бумаги 

знает названия, различает  и применяет  в работе условные обозначения оригами

знает и называет правила складывания бумаги при выполнении оригами

изготавливает базовые формы и простые поделки по схеме и образцу

работает самостоятельно, точно соблюдая инструкции

добивается конечного результата

самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы сверстников

уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи

Количество баллов:

Оценки критериев:

1балл - выполняет только с помощью взрослого,

2  балла - выполняет с помощью 2,3 подсказок,

  1. балла - выполняет самостоятельно.

  1. Методические материалы

Организуя занятия по оригами, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняется упражнения. На втором этапе в  подготовительной группе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами:  «Конверт»,«Дом», «Дверь». На этом этапе от детей уже требуется, чтобы складывали они аккуратно, проглаживая линии сгиба. Иначе фигурки не будут получаться: зайка не сможет шевелить ушами, лягушка не будет прыгать и т.д.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа, рассказы детей, так и практические занятия: показ воспитателем способа действия, подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Структура занятия

Подготовительная часть по продолжительности занимает 5-7 минут и имеет собственные задачи:

  1. Создание педагогом у детей положительного настроя на занятия в творческом объединении.
  2.  Вызвать интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.

В начале занятий рекомендуется проводить приветствие, беседа с детьми, загадывание загадок, показ иллюстраций, игрушке и т.д.

Основная часть занятия занимает 15-20 минут, в этой части должна быть изложена вся необходимая информация по конкретной теме занятия, имеет следующие задачи:

1.Формирование умений и навыков работы с бумагой в технике оригами, культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

2. Развитие познавательных и психомоторных способностей у детей, такие как, внимание, память, развитие речи, мышление, воображение, усидчивость, логику, концентрацию внимания и т.д.

Для решения этих задач в основной части занятий рекомендуется проводить пальчиковые гимнастики, для расслабления мышц и снятия напряжения должны проводиться физминутки. В основной части занятий активно используются дидактические и подвижные игры, чтение небольших литературных текстов, загадок, пересказом небольших рассказов познавательного содержания, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способы и приёмы работы с бумагой.

Заключительная часть занимает 3-5 минут, основными ее задачами являются:

  1. Подведение итогов данного занятия.
  2. Подготовка и проведение выставок детских работ.

В заключительной части занятия можно провести опрос по пройденному материалу, обычно используются спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением, упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (рефлексия).

Этапы реализации программы:

Процесс обучения конструированию из бумаги в технике оригами, представляет собой определенную систему действий педагога, детей и родителей. Эти действия имеют осмысленную связь и последовательно распределены во времени. Поочередное решение конкретных задач обучения обуславливает возможность выделения отдельных этапов. В данной программе выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальный, основной и заключительный.

Начальный этап:

1. Знакомство детей с искусством оригами: знакомство со страной Япония - родиной оригами, создание тематических альбомов; чтение книг, показ фильмов, мультфильмов, игры «Кто пришёл к нам в гости», «Волшебное превращение»; рассказы воспитателя «Из чего делают бумагу»; беседы с детьми «Зачем нам нужна бумага», «Что можно сделать из бумаги»; экспериментальная деятельность «Свойства бумаги», занятия-путешествия «Увлекательное путешествие в мир бумаги».

2. Изготовление простейших базовых форм из бумаги по технике оригами: «книжка», «конфетка», «мороженое»; составление картотеки пооперационных карт-схем, образцов работы.

3. Подготовка места к выставке будущих поделок оригами.

4. Проведение родительского собрания с целью ознакомления и привлечения родителей к участию в процессе обучения детей конструированию из бумаги в технике оригами, и самих родителей.

5. Проведение консультаций для родителей: «Для чего нужны занятия по конструированию из бумаги в технике оригами», «Роль занятий по конструированию из бумаги в технике оригами для развития ребенка», «Искусство оригами», «что можно сделать из бумаги».

6. Подбор методической литературы, разработка перспективного плана занятий в общем плане, а также занятий по программе «Магия оригами»; разработка и подготовка дидактического материала для игр-занятий; разработка презентаций к занятиям (Пошаговая инструкция сложения «Собачки» разных уровней сложности); составление мнемотаблиц с использованием техники оригами.

7. Создание в группе «Уголка оригами» (размещение пооперационных карт 3-х уровней сложности, схем, картотеки пальчиковой гимнастики).

Основной этап:

1. Чтение, разучивание стихов о животных, насекомых и цветах.

2. Экспериментирование с бумагой, создание коллажей.

3. Изготовление простейших поделок из бумаги по технике оригами в виде животных и презентация их на выставке.

4. Театрализованные игры с поделками оригами.

5. Изготовление панно с использованием поделок оригами (выбор композиции, изготовление поделки оригами, компоновка его на фоне, дорисовка деталей, оформление композиции дополнительными наклейками).

6. Изготовление подарочных и поздравительных открыток.

7. Отгадывание загадок с помощью поделок оригами.

8. Ролевые игры с поделками оригами (придумывание сюжета, имен, передача настроения и характера героя и т. д.)

9. Проведение экологических занятий с использование поделок оригами.

10. Выполнение домашних заданий вместе с родителями.

11. Семинар-практикум для родителей «Совместные занятия по конструированию из бумаги в технике оригами дома».

12. Создание буклета для родителей «Через занятия по конструированию из бумаги в технике оригами к творческому развитию».

13. Создание в группе мини-музея «Бумажные чудеса» (поделки из бумаги: сделанные родителями, детьми, подарки).

Заключительный этап:

1. Подготовка к конкурсу «Мама, папа, я – волшебная семья» (украшение группы, дети дома изготовляют с родителями поделки оригами и приносят их в группу на выставку).

2. Проведение конкурса.

3. Вручение грамот победителям, а ими являются все дети т. к. они прикоснулись к волшебному миру оригами, а значит, сами стали волшебниками.

Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. Занятия оригами являются нетрадиционными для детского сада. При этом развивающий потенциал оригами настолько велик, что его трудно переоценить. Необходимо отметить многоплановость и разносторонность этого потенциала, выходящего за пределы собственно изо деятельности, в рамках которой обычно проводятся подобные занятия.

  1. Заключение

Программа «Магия оригами» - комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Занятия по конструированию из бумаги в технике оригами, являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка; дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для таких дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий.

Такая деятельность имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда - игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия конструирования из бумаги в технике оригами оказывают неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогают воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

  1. Список используемой литературы

  1. Афонькин, С. Ю. Оригами и аппликация / С. Ю. Афонькин. Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. 304 с
  2. Афонькин, С. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Санкт-Петербург: Кристалл; Москва: Оникс, 2000. 272 с.
  3. Долженко, Г. И. 100 оригами / Г. И. Долженко. Ярославль, 2004. 224 с.
  4. Основная общеобразовательная программу МДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.: Вераксы Н. Е., Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.
  5.  Соколова, С. Азбука оригами / С. Соколова. Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Домино, 2004. 432 с.
  6. Соколова, С. Сказки оригами: игрушки из бумаги / С. Соколова. Москва Эксмо; Санкт-Петербург: Валери СПД, 2004. 240 с.
  7. Сержантова, Т.Б.  «366 моделей оригами». Москва Айрис пресс, 2004. 150 с.
  8. Сержантова, Т.  «Оригами для всей семьи». Москва Айрис пресс, 2004. 80 с.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3f8731075ca92fe88aef3b817967e03f-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир оригами"

Программа "Мир оригами" для педагогов ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Почемучки" для детей старшего дошколного возраста

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.Одаренные де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...