Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Магия творчества" - возраст 6-7 лет
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Земских Марина Валерьевна

Программа по изо- деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magiya_tvorchestva_6-7_let.docx66.57 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок»

Протокол № 1 от 30.08.2019 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 17 «Колосок»

Марчихина О.И.

Приказ от 30.08.2019 года № 2П

                   МП

ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-15

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной направленности

«Магия творчества»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 37 недель

Автор- составитель:

Земских Марина Валерьевна –

педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности

пос. Шоссейное

2019

Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Уровень

Показатели

Специфика реализации

Массовые программы

Групповые программы

Микро-групповые программы

Индивидуальные программы

ознакомительный

Количество обучающихся

До 15 человек

Возраст обучающихся

6-7 лет

Срок обучения

37 недель

Режим занятий

 30 мин в неделю (1/30 мин)

Minобъем программы

18 часов 30мин.

Особенности состава обучающихся

Однородный

Форма обучения

Очная

Особенности организации образовательного  процесса

Традиционная и нетрадиционная

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

 1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Направленность программы

Направленность программы – художественная.

1.1.2 Актуальность Программы

Ведущая  роль  в  становлении  личности  ребенка, формировании  его  духовного  мира  принадлежит  эмоциональной  сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила  воздействия  на  него  искусства.  Специфика  искусства,  особенности языка  различных  его  видов  делают  художественную  деятельность

уникальным  средством  воспитания,  обучения  и  развития  подрастающего поколения.

Средствами изобразительного искусства предлагается решать задачи художественно - эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

1.1.3 Отличительные особенности Программы «Магия творчества»

В программу включён материал разной степени сложности, каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности, что даёт возможность каждому ребенку развиваться с постоянным успехом.

Большое внимание в программе уделяется знакомству с произведениями художников, работающих в разных жанрах, знакомство с произведениями иллюстраторов. Дети учатся изображению различными художественными материалами, обучаются традиционной технике изображения и нетрадиционной.

Включение в программу литературных, театральных, музыкальных произведений, игровых упражнений, направленных на сохранение здоровья детей, также считаю отличительной чертой данной образовательной программы.

Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей. Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.

Данная рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Копцевой «Природа и художник».

1.1.4 Адресат программы

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (6-7 лет).

1.1.5 Объем и срок освоения программы

Срок реализации программы – 37 недель.

Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, длительностью не более 30 мин.(18 часов 30 минут).

Объем учебного времени для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более 30 мин.

1.1.6 Форма обучения

Форма обучения - очная.

1.1.7 Оптимальная наполняемость группы

15 человек, допустимая – 15 человек.

1.1.8 Особенности организации образовательного процесса

Совместная познавательная, развивающая, художественная деятельность взрослого и детей.

Программа построена на основе основных принципов, которые

решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у детей личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного

мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения

заданий.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.

1.1.9 Режим проведения занятий

1 раз в неделю, 30 мин., 18 часов 30 минут в год.

1.2 Цель и задачи программы

1.2.1 Цель программы

Создание условий для расширения творческих возможностей обучающихся средствами художественной деятельности.

Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;

развитие мелкой моторики и образного мышления.

1.2.2 Задачи программы

обучающие:

  • Накопление и передача эстетического опыта, формирование духовно богатой личности;
  • Передача и приумножение опыта творческой деятельности;
  • Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительном творчестве;
  • Обучение традиционным и нетрадиционным техникам изображения
  • Формирование творческого и аналитического мышления посредством знакомства с произведениями мировой художественной культуры
  • Обучение «языку изобразительного искусства».
  • Приобщение к мировой художественной культуре.

развивающие:

  • Развивать и приумножать опыт творческой деятельности
  • Развивать «культуру творческой личности» (самореализация личности).
  • Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
  • Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.

воспитательные:

  • Воспитывать эстетическое (эмоционально-ценностное) отношение к миру
  • Воспитание культуры ребёнка
  • воспитание духовно богатой, гармонично развитой личности.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда.

1.3 Содержание программы

1.3.1 Учебный план дополнительной образовательной программы

«Магия творчества» для детей 6-7 лет

Название раздела, темы

Количество часов, мин

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

мин

мин

мин

Художественное развитие дошкольников

Тема 1. Мир природы Вводное занятие. Рисунок на свободную тему.

15

15

30

Дигностическая карта

Тема 2. Образы неба. «Небесные переливы»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 3. Образы земли «Ковер из осенних листьев»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 4. Образы деревьев «Деревья, согнувшиеся от ветра»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 5. Образы земли и неба «Радуга»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 6. Образы цветов «Натюрморт в теплой или холодной гамме»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 7. Образы растений «Экзотические растения»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 8. Зеркало природы – вода «Отражение»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 9. Осенние дары «Ваза с плодами»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 10.  Образы природы «Портрет волшебницы Природы в осенних нарядах»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 11. Мир животных Образы птиц «Перелетные птицы»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 12. Образы птиц «Страус – самая крупная птица на земле. Фламинго – дивная птица»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 13.  Образы насекомых «Букашки – таракашки. Мухи. Комары. Бабочки. Стрекозы.»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 14. Образы подводного царства «Рыбы коралловых рифов. Акулы»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 15. Образы подводного мира «Кто на себе свой дом носит»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 16. Образы домашних животных «Кто сказал «мяу»?»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 17. Образы домашних животных «Конь – Огонь»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 18. Образы экзотических животных «Слоны. Жирафы. Носороги. Львы и т.п.»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 19. Образы диких животных «У кого на голове дерево растет?»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 20. Образы животных в творчестве художников – анималистов.

15

15

30

Готовое изделие

Тема 21. Мир человека «Мои друзья»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 22. «Фантастический транспорт»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 23. «Я – Лилипут. Я – Великан»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 24. «Холодный колорит. Царство живописи»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 25. «Путешествие в Антарктиду. Пингвины»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 26. «Теплая гамма цветов. Царство живописи»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 27. «Путешествие на Африканский континент»»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 28. «Страна улыбок. Царство смеха»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 29.  «Музыка в красках»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 30.  «Царство волшебных букв»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 31. Мир искусства. «Как много в мире стран»

15

15

30

Готовое изделие

Тема32.  «Матрешка»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 33. «Египетские пирамиды»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 34. «Полет над Кавказскими горами»»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 35. «Индейцы»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 36. «Пейзаж неведомой планеты»

15

15

30

Готовое изделие

Тема 37. Обобщающее занятие и итоговая выставка детских работ

15

15

30

Открытое занятие. Диагностичес

кая карта.

Всего: 37 занятий 18 часов 30 мин

1.3.2 Содержание  дополнительной образовательной программы

«Волшебная кисточка» (37 недель обучения)

Тема

Цели и задачи

Методы и приемы

Наглядность

Примечания

Сентябрь

Тема 1. Мир природы Вводное занятие. Рисунок на свободную тему.

Познакомить детей с мастерской художника, ее оборудованием, рассказать о профессии художника, показать многообразие материалов, которыми он работает. Попросить выполнить автопортрет. Выявления уровня творческого развития детей

«Путешествие в мастерскую Художника»

Репродукции картин известных художников, материалы для творчества (карандаши, акварель, гуашь и т.д.)

С. 127

Тема 2. Образы неба. «Небесные переливы»

Знакомить детей с произведениями художников. Учить анализировать картины. Обратить внимание на цветовые решения утренних, полуденных  и вечерних картин природы. Отрабатывать приемы работы масляной пастелью с акварельными красками в технике «по-сырому». Учить изображать разные по характеру подмалевки, дополняя по – возможности изображением.  Развивать фантазию, художественную речь детей.

«Путешествие в небеса»

Репродукции картин в жанре «пейзаж» Н. Рериха, К. Юона, К. Моне.

С. 128

Тема 3. Образы земли «Ковер из осенних листьев»

Учить изображать «ковер» из осенних листьев, используя технику отпечатка. Закреплять умение смешивать цвета, составляя нужные оттенки. Развивать чувство эмоционально – ценностное отношение к природе, жизни.

«Путешествие по осеннему парку»

Осенние картины природы  (И.Левитан, И. Грабарь)

С. 129

Октябрь

Тема 4. Образы деревьев «Деревья, согнувшиеся от ветра»

Учить детей изображать деревья высокие и низкие, согнувшиеся от ветра. Продолжать учить рассматривать репродукции. Развивать речь детей. Развивать фантазию детей.

«Путешествие к одинокому дереву»

Репродукции деревьев, которые пережили ураган, наводнение и др. Фоторепродукции по теме.

С.129

Тема 5. Образы земли и неба «Радуга»

Учить изображать радугу – дугу в технике «по – сырому или пастелью». Закреплять умение смешивать краски, получая нужные цвета и оттенки.

«Путешествие к радуге»

Репродукции пейзажей с изображением радуги.

С.131

Тема 6. Образы цветов «Натюрморт в теплой или холодной гамме»

Учить любоваться красотой цветов. Закреплять знание жанра «натюрморт». Обратить внимание на ограничение цветовой палитры в зависимости от состояния художника. Познакомить с понятием «колорит». Вспомнить названия основных цветов и результаты их смешивания. Закреплять приемы рисования гуашью, используя дополнительные техники.

«Путешествие в Волшебный сад»

Репродукции произведений художников : И.Грабарь «Хризантемы», В. Ван Гог «Подсолнухи», «Ирисы»,

А.Головин «Флоксы», А.Дейнека «Гладиолусы с рябиной», М.Сарьян «Цветы»; Наглядные пособия: «Живописная фактура», «Теплые и холодные цвета»

С.131

Тема 7. Образы растений «Экзотические растения»

Познакомить с понятием «рисование с натуры». Учить рисовать с натуры кактус в горшочке, придумывая рисунку название.

«Путешествие в пустыню»

Фоторепродукции алоэ, кактуса и др.

С.134

Ноябрь

Тема 8. Зеркало природы – вода «Отражение»

Учить внимательно рассматривать репродукции природы, на которых изображено отражение. Обратить внимание на то, что отражение – это перевернутый мир. Показать прием получения зеркального отражения в технике монотипии.

«Путешествие к водоему»

Репродукции картин с изображением отражения в воде.

С. 136

Тема 9. Осенние дары «Ваза с плодами»

Познакомить детей с составлением композиции. Закреплять знание жанра. Продолжать учить рассматривать натюрморты, выражать свои мысли по поводу увиденного. Учить изображать вазу с плодами, композиционно правильно располагая фрукты, овощи.

«Путешествие за осенними дарами»

Натюрморты (репродукции): И. Хруцкого, И. Машкова.

С. 137

Тема 10.  Образы природы «Портрет волшебницы Природы в осенних нарядах»

Учить изображать портрет волшебницы Природы в . осенних нарядах. Развивать художественную речь детей. Продолжать знакомить детей с произведениями известных художников. Вызвать эмоциональное восприятие, восхищение от увиденного. Закреплять знание жанра портрет.

«Путешествие к волшебнице Природе»

Репродукции картин известных художников, изображения волшебницы Природы в осенних нарядах. Природный материал.

С.139

Тема 11. Мир животных Образы птиц «Перелетные птицы»

Учить передавать изображения больших и маленьких птиц в полете.

«Путешествие с перелетными птицами»

Иллюстрации перелетных птиц в разных проекциях.

С.141

Декабрь

Тема 12. Образы птиц «Страус – самая крупная птица на земле. Фламинго – дивная птица»

Учить изображать больших и маленьких птиц с длинной шеей. Развивать связную речь детей. Формировать творческую активность детей.

«Путешествие в «Птичье царство»

Репродукции различных птиц, отличающихся местами обитания, формами и видами (страус, фламинго и др.)

С.142

Тема 13.  Образы насекомых «Букашки – таракашки. Мухи. Комары. Бабочки. Стрекозы.»

Показать прием изображения букашек, таракашек, мух, комаров, бабочек, стрекоз. Учить выполнять иллюстрации к произведению К.Чуковского «Муха – цокотуха»

«Путешествие к насекомым»

Графические репродукции букашек, таракашек, мух, комаров, бабочек, стрекоз. Иллюстрации к произведению К.Чуковского «Муха – цокотуха»

С. 142

Тема 14. Образы подводного царства «Рыбы коралловых рифов. Акулы»

Учить изображать разнохарактерных по форме рыб. Напомнить приемы работы в смешанной технике.

«Путешествие в подводный мир»

Репродукции рыб, имеющих необычную форму и окраску. (рыбы коралловых рифов. Тихий океан)

С. 144

Тема 15. Образы подводного мира «Кто на себе свой дом носит»

Учить изображать улиток, черепах, раков, крабов – на выбор. Развивать умение отгадывать загадки.

«Путешествие в подводный мир»

Репродукции с изображением улиток, черепах, раков, крабов.

С. 145

Тема 16. Образы домашних животных «Кто сказал «мяу»?»

Учить изображать любопытный сюжет из жизни кошек, используя доступные средства выразительности.  Обратить внимание на выразительность движений этих животных.

«Путешествие к кошкам»

Репродукции разных пород кошек.

С. 145

Январь

Тема 17. Образы домашних животных «Конь – Огонь»

Учить изображать коня, передавая пластику движения. Обратить внимание на выполнение наброска. Способствовать созданию оригинальных композиций.

«Путешествие на луг»

Репродукции с изображением коней. Репродукции: К.Петров – Водкин «Купание красного коня», М.Греков «Головы белых лошадей», «Тачанка» и др.

С.146

Тема 18. Образы экзотических животных «Слоны. Жирафы. Носороги. Львы и т.п.»

Учить изображать больших и маленьких жирафов.  Развивать стремление быть оригинальным.

«Путешествие в Африку»

Изображения экзотических животных.

С. 147

Тема 19. Образы диких животных «У кого на голове дерево растет?»

Учить выполнять иллюстрацию к стихотворению Бродского «Лось и лосенок», используя материал по выбору. Способствовать созданию динамичных оригинальных композиций.

«Путешествие в страну оленей»

Репродукции разных рогатых животных (лось, олень, винторогий козел)

С. 149

Тема 20. Образы животных в творчестве художников – анималистов.

Познакомить детей с профессией скульптор, художник – анималист. Учить выполнять копию скульптурного изображения. (работа с репродукцией)

«Путешествие в мир скульптуры»

Открытки с изображениями животных. Скульптурные изображения животных.

С. 108

Февраль

Тема 21. Мир человека «Мои друзья»

Обратить внимание на среду портретируемых. Учить давать словесное описание портрета. Развивать умение изображать парный портрет. Развивать художественный вкус. Закреплять знание жанра портрет.

«В мире друзей»

Репродукции детских портретов (Д.Веласкес, М.Сарьян, З. Серебрякова, Д.Жилинский)

С. 154

Тема 22. «Фантастический транспорт»

Учить изображать. фантастический вездеход. Развивать фантазию, умение реализовывать задуманное на листе бумаги.

«Путешествие в Вообразилию».

Репродукции разных транспортных средств. Детские работы прошлых лет.

С. 155

Тема 23. «Я – Лилипут. Я – Великан»

Учить детей изображать Лилипута и Великана – в зависимости от замысла. Обратить внимание на метод сравнения, который используют художники.

«Путешествие в Вообразилию»

Иллюстрации к сказкам «Дюймовочка», «Путешествия Гулливера»

С. 157

Тема 24. «Холодный колорит. Царство живописи»

Продолжать закреплять основы цветоведения (теплые и холодные краски). Закреплять понятие «архитектор». Учить изображать сказочное архитектурное сооружение с использованием холодных красок.

«Путешествие в Царство Холода»

Репродукции архитектурных построек ( в стиле готики, классицизма,  рококо, древне-русская архитектура.

С. 158

Март

Тема 25. «Путешествие в Антарктиду. Пингвины»

Учить изображать пингвинов с пингвинятами. Уточнить, что пингвины занесены в Красную книгу. Развивать художественный вкус, творческий подход.

«Путешествие в «мир пингвинов»

Репродукции антарктических пейзажей. Изображения пингвинов.

С. 114

Тема 26. «Теплая гамма цветов. Царство живописи»

Продолжать закреплять основы цветоведения (теплые и холодные краски). Закреплять понятие «архитектор». Учить изображать сказочное архитектурное сооружение с использованием теплых красок

«Путешествие в страну теплых красок»

Репродукции архитектурных построек ( в стиле готики, классицизма,  рококо, древне-русская архитектура.

С. 160

Тема 27. «Путешествие на Африканский континент»»

Учить изображать ребят – негритят. Обратить внимание ребят на цвет кожи, необычные прически, одежду негритят. Показать прием смешивания оранжевой краски с черной для изображения кожи негритят.

«Путешествие на Африканский континент»

Портретные образы негритянского населения.

С. 161

Тема 28. «Страна улыбок. Царство смеха»

Учить изображать портрет улыбающейся мамы с букетом цветов, передавая в рисунке чувства любви и нежности.

«Путешествие в Царство смеха и улыбок»»

Репродукции с изображением портретов женщин с детьми н а руках (А. Дейнека, С.Рафаэль, Леонардо да Винчи, древнерусские иконы «Богоматерь с младенцем Христом».

С. 163

Тема 29.  «Музыка в красках»

Учить слушать музыкальные произведения. Учить соотносить музыкальные и изобразительные образы (используя разные подмалевки). Развивать фантазию, художественный вкус. Развивать способность выражать свои чувства в творчестве.

«Путешествие в «Солнечный денек»

Наглядное пособие «Теплые и холодные цвета»

С. 166

Апрель

Тема 30.  «Царство волшебных букв»

Учить ребят изображать шрифтовую композицию. Развивать желание создать и изобразить свой шрифт, украсить буквы.

«Путешествие в Страну букв»

Наглядное пособие «Виды шрифтов»

С. 166

Тема 31. Мир искусства. «Как много в мире стран»

Учить выполнять композицию «Поход семьей». Рассмотреть репродукции туристического снаряжения, репродукции красивейших мест нашей страны. Прививать любовь к Родине, развивать чувство патриотизма.

«Путешествие по Планете»

Репродукции туристического снаряжения, репродукции красивейших мест нашей страны..

С. 167

Тема32.  «Матрешка»

Познакомить детей с разными матрешками. Учить украшать матрешек различными материалами (на выбор). Рассказать о символическом значении матрешки. Учить отгадывать загадки о матрешке.

«Путешествие к матрешкам»

Изображения разных матрешек (Семеновская, Полхов – Майдановская, Загорская и др.)

С. 168

Тема 33. «Египетские пирамиды»

Учить изображать пирамиды, озаренные знойным африканским солнцем. Обратить внимание на монументальность пирамид, их форму. Расширить представления детей о пирамидах.

«Путешествие в Египет»

Репродукции пирамид (Хеопса, Хефрена, Микерина, Джосера)

С. 169

Май

Тема 34. «Полет над Кавказскими горами»»

Учить изображать горный пейзаж с саклей. Познакомить детей с традиционным жилищем горцев – саклей. Развивать фантазию, смелые творческие замыслы.

«Путешествие на Кавказ»

Репродукции с традиционным жилищем горцев – саклей.  

С.171

Тема 35. «Индейцы»

Учить изображать портрет маленького индейца во весь рост. Рассмотреть с детьми репродукции коренных жителей Америки. Развивать желание рисовать, реализовывая задуманное. Обратить внимание на одежды, украшения из перьев, разрисованные лица.

«Путешествие к индейцам»

Репродукции коренных жителей Америки.

С. 122

Тема 36.

«Пейзаж неведомой планеты»

Закреплять умение изображать фантастический пейзаж в смешанной технике восковой мелок, акварель. Развивать фантазию, смелые творческие замыслы.

«Космическое путешествие»

Репродукции фантастических космических пейзажей.

С. 175

Тема 37. Обобщающее занятие и итоговая выставка детских работ

Рисунок на свободную тему. Выявления уровня творческого развития детей.

«Путешествие на выставку рисунков»

Репродукции пейзажей И.Левитана, К. Богаевского, Ван Гога, И.Грабаря, А. Куинджи и др.

С. 179

1.4 Планируемые результаты и способы их проверки

Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:

- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых художественно – эстетических способностей;

- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.

Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (июнь).

Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.

Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к рисованию, творчеству, желания заниматься.        

Способы определения результативности:

    Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

К концу обучения ребенок может:

  • Эмоционально откликаться на художественные произведения;
  • Умеет проявлять свои познания. Различать жанры изобразительного искусства;
  • Проявлять инициативу, рисовать на свободную тему;
  • Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве;
  • Быть оригинальным в выборе сюжета;
  • Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
  • Работать творчески, используя нетрадиционные методы и приемы;
  • Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов;
  • Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем
  • Свободно выбирать материал для работы.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09

1-неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 1. Мир природы Вводное занятие. Рисунок на свободную тему.

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

2

09

2- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 2. Образы неба. «Небесные переливы»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

3

09

3-неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 3. Образы земли «Ковер из осенних листьев»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

4

10

1- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 4. Образы деревьев «Деревья, согнувшиеся от ветра»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

5

10

2-неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 5. Образы земли и неба «Радуга»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

6

10

3 неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 6. Образы цветов «Натюрморт в теплой или холодной гамме»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

7

10

4- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 7. Образы растений «Экзотические растения»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

8

11

1- недели

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 8. Зеркало природы – вода «Отражение»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

9

11

2-неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 9. Осенние дары «Ваза с плодами»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

10

11

3- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 10.  Образы природы «Портрет волшебницы Природы в осенних нарядах»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

11

11

4- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 11. Мир животных Образы птиц «Перелетные птицы»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

12

12

1- недели

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 12. Образы птиц «Страус – самая крупная птица на земле. Фламинго – дивная птица»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

13

12

2- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 13.  Образы насекомых «Букашки – таракашки. Мухи. Комары. Бабочки. Стрекозы.»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

14

12

3 неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 14. Образы подводного царства «Рыбы коралловых рифов. Акулы»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

15

12

4- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 15. Образы подводного мира «Кто на себе свой дом носит»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

16

12

5-неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 16. Образы домашних животных «Кто сказал «мяу»?»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

17

01

1- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

Тема 17. Образы домашних животных «Конь – Огонь»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

18

01

2- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 18. Образы экзотических животных «Слоны. Жирафы. Носороги. Львы и т.п.»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

19

01

     3- неделя  

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 19. Образы диких животных «У кого на голове дерево растет?»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

20

01

4-неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 20. Образы животных в творчестве художников – анималистов.

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

21

02

1- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 21. Мир человека «Мои друзья»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

22

02

2- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 22. «Фантастический транспорт»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

23

02

3- недели

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 23. «Я – Лилипут. Я – Великан»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

24

02

4- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 24. «Холодный колорит. Царство живописи»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

25

03

1-неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 25. «Путешествие в Антарктиду. Пингвины»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

26

03

2- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 26. «Теплая гамма цветов. Царство живописи»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

27

03

3- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 27. «Путешествие на Африканский континент»»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

28

03

4- недели

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 28. «Страна улыбок. Царство смеха»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

29

03

5-неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 29.  «Музыка в красках»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

30

04

1- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 30.  «Царство волшебных букв»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

31

04

2- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 31. Мир искусства. «Как много в мире стран»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

32

04

3- недели

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема32.  «Матрешка»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

33

04

4-неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 33. «Египетские пирамиды»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

34

05

1- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 34. «Полет над Кавказскими горами»»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

35

05

2- неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 35. «Индейцы»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

36

05

3-неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 36.

«Пейзаж неведомой планеты»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

37

05

4 неделя

Понедельник

17.20-17.50

очная

1

Тема 37. «Путешествие на выставку рисунков»

Изостудия

Обобщающее занятие и итоговая выставка детских работ

2.2 Условия реализации программы

2.2.1 Материально- техническое обеспечение

наименование

количество

1.

 Изостудия

2.

Бумага альбомная

по количеству детей

3.

Карандаши простые

по количеству детей

4.

Карандаши цветные

По количеству детей

5.

Акварель

по количеству детей

6.

Гуашь

по количеству детей

7.

Восковые мелки

по количеству детей

8.

Проектор

1 шт.

9.

Репродукции картин.

10.

Иллюстрации

11.

Баночки для промывания кисти

по количеству детей

12.

Тряпочки

по количеству детей

13.

Фломастеры

по количеству детей

14.

Цветной пластилин

по количеству детей

15.

Масляная пастель

по количеству детей

16.

Нарукавники

по количеству детей

17.

Штампы, дополнительные материалы для творчества

по количеству детей

2.2.2 Информационное обеспечение

Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

2.2.3 Кадровое обеспечение

           Занятия проводит педагог по изо- деятельности. Образование высшее педагогическое.

          Стаж работы по профилю более пяти лет. В настоящее время педагог прошла плановое повышение квалификации по программе «Вопросы организации и содержания деятельности методистов и педагогов дошкольного образования» и осуществляет подготовку к аттестации.

2.3 Формы аттестации

2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • Готовая Работа;
  • Журнал Посещаемости;
  • Фотоотчет;
  • Отзывы детей и родителей.

2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  • Готовая Работа;
  • Выставка;
  • Диагностическая Карта;
  • Открытое занятие.

2.4 Оценочные материалы

Уровни освоения художественно - эстетического развития дошкольников

6-7 лет

Дата проведения __________________

Педагог дополнительного образования___________________________________

Фамилия, имя

ребёнка

Эмоционально откликается на художественные произведения

Различает жанры изобразительного искусства

Проявляет инициативу, умеет рисовать на свободную тему

Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве

оригинален в выборе сюжета

Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности

Работает творчески, используя нетрадиционные методы и приемы

Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов

Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем

1.

2.

3.

Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д. (средний уровень);

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)

2.5 Методические материалы

2.5.1 Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в очной форме.

2.5.2 Методы обучения

  • - наглядный (демонстрация наглядных пособий);
  • - практический (упражнение, экспериментирование;
  • -объяснительно- иллюстративный;
  • -  репродуктивный;
  • - частично- поисковый;
  • - исследовательский проблемный;
  • -воспитательный (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
  • - игровые (дидактические игры, ролевые игры, дискуссии);
  • - словесные (рассказ педагога, беседа,).

2.5.3 Форма организации образовательного процесса

  • Групповая;
  • Индивидуально – групповая.

2.5.4 Формы организации учебного занятия

  • Беседа;
  • Выставка
  • Галерея;
  • Игра;
  • Наблюдение;
  • Практическое Занятие;
  • Презентация;
  • Творческая Мастерская.

2.5.5 Педагогические технологии

  • Технология Группового Обучения;
  • Технология Игровой Деятельности;
  • Технология коллективной творческой деятельности;
  • Здоровьесберегающие технологии.

2.5.6 Алгоритм учебного занятия

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; (2-3 минуты)

2.  Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике; (15 мин.)

4. Динамическая пауза (1 минута)

5. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия. (1 минута)

2.5.7 Дидактические материалы

  • Раздаточные Материалы;
  • Инструкционные Карты;
  • Технологические Карты;
  • Задания;
  • Упражнения;
  • Образцы Изделий.

2.6 Список литературы

2.6.1 Основная литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город,

издательство,

год издания.

Вид

  изд.

Количество

экземпляров.

1

Копцева Т.А.

«Природа и художник»

М.: 2001

 2.6.2 Дополнительная литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город,

издательство,

год издания.

Вид

Издания.

Количество

экземпляров.

1

Алексеева В.В.

«Что такое искусство?»

М., 1973

Вып.1

2

Алексеева В.В.

«Что такое искусство?»

М., 1979

Вып.2

3

Алексеева В.В.

«Что такое искусство?»

М., 1991

4

Бакушинский А.В.

«Исследования и статьи»

М., 1981

5

Кабалевский Д.Б.

«Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады»

М., 1986

6

Копцева Т.А.

«Природа и художник: Пособие для учителя»»

М., 1994

7

Копцева Т.А.

«Природа и художник: Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей 4-6 лет»

М., 1999

8

Кульчинская Н.Л.

«Ребенок в музее»

М., 1999

9

Левин С.Д.

«Ваш ребенок рисует»

М., 1980

10

Лихачев Д.С.

«Земля родная»

М., 1983

11

Макарова Е.Г.

«В начале было детство: Записки педагога»

М., 1990

12

Макарова Е.Г.

«Освободите слона»

М., 1980

13

Макарова Е.Г.

«Преодолеть страх или Искусствотерапия».

М., 1996

14

Мелик–Пашаев А.А., Новлянская З.Н.

«Ступеньки к творчеству»

М., 1995

15

Мелик–Пашаев А.А.

«Педагогика искусства и творческие способности»

М.,1983

16

Мифы народов мира/гл.ред. С.А.Токарев

Энциклопедия: в 2-х т.

М,1991 - 1992

17

Неменский Б.М.

«Мудрость красоты»

М.,1987

18

Полунина В.Н.

«Искусство и дети»

М.,1982

19

«Про все на свете»: Сборник стихов и загадок.

М., 1996

20

Скаткин М.Н., Краевский В.В.

«Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы»

М., 1981

21

«Современный словарь – справочник по искусству»

М.,1999

22

Сухомлинский В.А.

«Сердце отдаю детям»

Киев, 1988

23

«Художественное творчество и ребенок»/ Под ред. Н.А. Ветлугиной

М., 1972

24

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1.

М., 1997

25

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17-19 веков.

М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...