Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька" - возраст 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Земских Марина Валерьевна

Программа по изо- деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarelka_4-5_let.docx64.09 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок»

Протокол № 1 от 30.08.2019 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 17 «Колосок»

Марчихина О.И.

Приказ от 30.08.2019 года № 2П

                   МП

ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-15

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной направленности

«Акварелька»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 37 недель

Автор- составитель:

Земских Марина Валерьевна –

педагог по изобразительной деятельности

пос. Шоссейное

2019

Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Уровень

Показатели

Специфика реализации

Массовые программы

Групповые программы

Микро-групповые программы

Индивидуальные программы

ознакомительный

Количество обучающихся

До 15 человек

Возраст обучающихся

4-5 лет

Срок обучения

37 недель

Режим занятий

 20 мин в неделю (1/20 мин)

Minобъем программы

12 часов 30мин.

Особенности состава обучающихся

Однородный

Форма обучения

Очная

Особенности организации образовательного  процесса

Традиционная и нетрадиционная

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

 1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Направленность программы

          Направленность программы –художественная.

1.1.2 Актуальность Программы

          Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

          Средствами изобразительного искусства предлагается решать задачи художественно - эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

1.1.3 Отличительные особенности Программы «Акварелька»

          В программу включён материал разной степени сложности, каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности, что даёт возможность каждому ребенку развиваться с постоянным успехом.

Большое внимание в программе уделяется знакомству с произведениями художников, работающих в разных жанрах, знакомство с произведениями иллюстраторов. Дети учатся изображению различными художественными материалами, обучаются традиционной технике изображения и нетрадиционной.

          Включение в программу литературных, театральных, музыкальных произведений, игровых упражнений, направленных на сохранение здоровья детей, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.

Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей. Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.

         Данная рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Копцевой «Природа и художник», Н.И. Очерет «Пособие по нетрадиционным приемам и методам в изобразительной деятельности»

1.1.4 Адресат программы

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (4-5 лет).

1.1.5 Объем и срок освоения программы

Срок реализации программы – 37 недель.

Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, длительностью не более 20 мин.(12 часов 30 минут).

Объем учебного времени для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более 20 мин.

1.1.6 Форма обучения

Форма обучения - очная.

1.1.7 Оптимальная наполняемость группы

 15 человек, допустимая – 15 человек.

1.1.8 Особенности организации образовательного процесса

          Совместная познавательная, развивающая, художественная деятельность взрослого и детей.

          Программа построена на основе основных принципов, которые

решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у детей личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного

мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения

заданий.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.

1.1.9 Режим проведения занятий

          1 раз в неделю по 20 мин., всего 12 часов 30 минут в год на протяжении 37 недель.

1.2 Цель и задачи программы

1.2.1 Цель программы

          Создание условий для расширения творческих возможностей обучающихся средствами художественной деятельности.

          Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;

развитие мелкой моторики и образного мышления.

1.2.2 Задачи программы:

Обучающие:

  • Накопление и передача эстетического опыта, формирование духовно богатой личности;
  • Передача и приумножение опыта творческой деятельности;
  • Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительном творчестве;
  • Обучение традиционным и нетрадиционным техникам изображения
  • Формирование творческого и аналитического мышления посредством знакомства с произведениями мировой художественной культуры
  • Обучение «языку изобразительного искусства».
  • Приобщение к мировой художественной культуре.

Развивающие:

  • Развивать и приумножать опыт творческой деятельности
  • Развивать «культуру творческой личности» (самореализация личности).
  • Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
  • Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическое (эмоционально-ценностное) отношение к миру
  • Воспитание культуры ребёнка
  • воспитание духовно богатой, гармонично развитой личности.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда.

1.3 Содержание программы

1.3.1 Учебный план дополнительной образовательной программы

«Акварелька» для детей 4-5лет

Название раздела, темы

Количество часов, мин

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

мин

мин

мин

Художественно-творческое развитие дошкольников

Тема 1.

Мир природы «Вводное занятие»

5

15

20

Диагностическая карта

Тема 2.

«Улыбка природы»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 3.

«Светлые и темные краски»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 4.

«Краски осенней земли»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 5.

«В багрец и золото одетые леса»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 6.

«Грустный и веселый цветок

5

15

20

Готовое изделие

Тема 7.

«Аппетитные, ароматные, сладкие…»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 8.

«Грибной дождь»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 9.  

Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница»

5

15

20

Выставка работ

Тема 10.

Мир животных «Червячок сердится»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 11.

«Веселая и грустная черепаха»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 12.  

«Заботливые пчелы»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 13.

«Семья жуков»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 14.

 «Колючий ежик»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 15.

«Как розовые яблоки на ветках снегири»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 16.

«Мудрая сова»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 17.

«Кот усатый, полосатый»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 18.

 «Медуза. Морская звезда»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 19.  

Какие разные животные» - обобщающее занятие

5

15

20

Выставка работ

Тема 20.

Мир человека «Я – веселый художник»

5

15

20

отчёт

Тема 21.

«Портрет папы» (дедушки, брата)

5

15

20

отчёт

Тема 22.

«Портрет мамы» (бабушки, сестры)

5

15

20

отчёт

Тема 23.

«Ожившая клякса»

5

15

20

отчёт

Тема 24.

«Превращение клякс в бабочку»

5

15

20

отчёт

Тема 25.

«Я – художник - фантазер»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 26.

«Каркуша – любопытная ворона»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 27.

«Хрюша»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 28.

 «Степашка»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 29.  

«Я и моя семья»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 30.

Мир искусства. «Клоун веселый и печальный»

5

15

20

Готовое изделие

Тема31.

«Веселый Незнайка»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 32.

«Знайка»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 33.

«Цветочный город»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 34.

«Сказочные кареты»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 35.

«Украшение косынки»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 36.

«Музыка в красках»

5

15

20

Готовое изделие

Тема 37.

Обобщающее занятие (Итоговая выставка)

5

15

20

Открытое занятие. Выставка работ. Диагностическая карта

Всего: 37 занятий –

12 часов 30 мин

1.3.2 Содержание  дополнительной образовательной программы

«Акварелька» (37 недель обучения)

Тема

Цели и задачи

Методы и приемы

Наглядность

Примечания

Сентябрь

Занятие 1.

 Мир природы «Вводное занятие»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Познакомить детей с профессией художника. Познакомить с многообразием изобразительных материалов и инструментов.

«Путешествие в страну рисования»

Иллюстрации «Мастерская художника».

Репродукции картин известных художников. Детские работы прошлых лет.

С.56

Занятие 2.

«Улыбка природы»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Знакомить детей с произведениями художников. Учить анализировать картины. Отрабатывать приемы работы масляной пастелью с акварельными красками в технике «по-сырому». Учить изображать веселое, лучезарное солнышко.  Развивать фантазию, художественную речь детей.

«Путешествие в мир природы»

Репродукции произведений художников на которых изображено солнце – (В.Ван Гог, А. Куинджи, В. Васнецова, К. Богаевского)

С. 57

Занятие 3. «Светлые и темные краски»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить анализировать картины с ярко выраженным настроением. Показать детям прием работы «по – сырому». Учить изображать «подмалевку». Развивать фантазию, художественную речь детей.

«Путешествие днем и ночью»

Наглядное пособие «Времена суток». Репродукции картин А. Куинджи, И. Левитана, К.Юона, Д. Эль Греко.

С.58

Октябрь

Занятие 4.

«Краски осенней земли»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить детей получать составные и дополнительные цвета. Анализ наглядных пособий. Учить изображать «подмалевку».

«Путешествие на природу»

Наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета». Репродукции картин художников (И.Левитан, Остроухов)

С.59

Занятие 5.

«В багрец и золото одетые леса»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Вспомнить названия основных цветов и результаты их смешивания. Проанализировать произведения художников, которые использовали живописный мазок. Учить работать методом точечной живописи. Закрепить понятие жанра пейзаж.

«Путешествие в осенний лес»

Репродукции картин В.Ван Гога, И. Грабаря и др.

С.62

Занятие 6. «Грустный и веселый цветок

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить передавать в работе образ цветка (согнулся, грустит, цветы шепчутся), выбирать фон в зависимости от настроения цветка.

«Путешествие в мир цветов»

Фоторепродукции разных цветов. Наглядное пособие «Цвет и форма». Работы детей по теме «Цветы»

С.63

Занятие 7. «Аппетитные, ароматные сладкие…»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Познакомить детей с жанром натюрморт. Познакомить детей с приемами работы пастелью. Закреплять умение анализировать  произведения художников.

«Путешествие на выставку натюрмортов»

Репродукции картин К.Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне», И.Машкова «Натюрморт. Синие сливы» и др. Жостовские подносы, муляжи фруктов и овощей.

С. 65

Ноябрь

Занятие 8. «Грибной дождь»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Показать способы изображения грибов гуашью, учить дополнять рисунок, используя мозаичную живопись.

«Путешествие в грибной лес»

Различные муляжи грибов, изображения большого и маленького мухоморов в окружении солнечных зайчиков, капелек дождя.

С. 66

Занятие 9.  Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Развивать художественную речь детей. Продолжать знакомить детей с произведениями известных художников. Вызвать эмоциональное восприятие, восхищение от увиденного.

«Путешествие на природу»

Репродукции картин известных художников, природный материал.

С.67

Занятие 10. Мир животных «Червячок сердится»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить с помощью цвета передавать в рисунке настроение героя. Продолжать учить работать в технике «акварель +восковые мелки».

«Путешествие в подземный мир»

Иллюстрации по теме

С.69

Занятие 11. «Веселая и грустная черепаха»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить изображать настроение черепахи. Продолжать учить работать в технике «акварель +восковые мелки».Развивать речь детей, эмоциональное восприятие.

«Путешествие к черепахам»

Фотографии черепах

С.70

Декабрь

Занятие 12.  «Заботливые пчелы»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Показать прием изображения заботливых пчел. Развивать фантазию и творческие способности детей. Развивать связную речь детей.

«Путешествие к пчелам»

Фотографии пчел, шмелей. Иллюстрации с изображением шмеля.

С. 71

Занятие 13.

 «Семья жуков»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить изображать беседующих между собой насекомых. Развивать способность сравнивать и анализировать их строение, форму. Прививать любовь к природе.

«Путешествие к семье жуков»

Изображения беседующих между собой  насекомых

С. 71

Занятие 14. «Колючий ежик»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Развивать желание творить. Продолжать знакомиться с новыми произведениями художников – иллюстраторов. Учить изображать колючего ежика, используя технику «сухой кисти»

«Путешествие к ежикам»

Репродукции картин с ежами.

С. 71

Занятие 15. «Как розовые яблоки на ветках снегири»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить изображать снегирей гуашью и дополнять рисунок известным техниками.

«Путешествие в зимний лес»

Репродукции снегирей

С. 72

Занятие 16. «Мудрая сова»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Продолжать знакомить детей с творчеством художников – иллюстраторов. Учить изображать сову во весь рост, передавая оперение методом тычка щетинной кистью.

«Путешествие в ночной лес»

Репродукции совы. Иллюстрации к сказкам

С.73

Январь

Занятие 17. «Кот усатый, полосатый»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Развивать речь детей. Сравнить форму глаз, носа и ушей кошки с портретными характеристиками человека. Учить изображать портрет кота, передавая его настроение.

«Путешествие к кошкам»

Фотографии кошек различных пород. Портреты людей.

С. 73

Занятие 18. «Медуза. Морская звезда»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Показать приемы работы при изображении морских звезд, купола медузы и т.д. Закрепляем приемы работы в технике «по-сырому»

«Путешествие в подводный мир»

Репродукции разных по форме медуз, звезд, кораллов. Репродукция «Садко»

С. 75

Занятие 19.

 Какие разные животные» - обобщающее занятие

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить детей работать самостоятельно, передавая не только изображение, но и его настроение.  

«Путешествие в мир животных»

Иллюстрации «Мир животных»

С. 76

Занятие 20.

Мир человека 

«Я – веселый художник»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Познакомить детей с портретной живописью. Учить изображать портрет человека с улыбкой на лице.

«Путешествие в картинную галерею»

Репродукции детских портретов, выполненные разными художниками (А.Дюрер, А. Матисс, В. Серов, М. Сарьян)

С. 77

Февраль

Занятие 21. «Портрет папы» (дедушки, брата)

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить рассматривать портреты. Закреплять знание жанра. Познакомить с этапами изображения лица. Учить применять в оформлении рисунка известные техники.

«Путешествие в картинную галерею»

Мужские портреты, выполненные различными художниками (Б. Микеланджело, Д.Эль Греко, В.Суриков, В.Васнецов)

С. 78

Занятие 22. «Портрет мамы» (бабушки, сестры)

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Продолжать учить рассматривать портреты. Обращать внимание на выражение женских глаз, причесок, украшений. Закреплять знание жанра. Закреплять этапы изображения лица. Учить применять в оформлении рисунка известные техники.

«Путешествие в картинную галерею»

Женские портреты, выполненные различными художниками (Д. Веласкес, С. Ботичелли, К. Петров – Водкин, З. Серебрякова)

С. 78

Занятие 23. «Ожившая клякса»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Познакомить с техникой «дутья».  Развивать фантазийное мышление детей.

«Путешествие в мир фантазий»

Иллюстрации по теме

С. 79

Занятие 24. «Превращение клякс в бабочку»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Показать метод получения симметричного изображения бабочки. Развивать самостоятельность и фантазию детей.

«Путешествие в мир фантазий»

Иллюстрации

С. 79

Март

Занятие 25. «Я – художник - фантазер» (Чудо – пряник)

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Познакомить детей с произведениями Тульских мастеров. Продемонстрировать «способы украшения пряника»

«Путешествие к Тульским мастерам»

Репродукция И. Машкова «Снедь Московская. Хлебы.». Репродукции тульских пряников.

С. 80

Занятие 26. «Каркуша – любопытная ворона»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Развивать умение рисовать нахохлившуюся птицу, самостоятельно, используя знакомые приемы изображения.

«Путешествие к Каркуше»

Репродукции с изображением ворон

С. 80

Занятие 27. «Хрюша»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить изображать поросенка Хрюшу или Пятачка упитанного или худенького. Обратить внимание на особенности его фигуры.

«Путешествие к сказочному герою»

Репродукции с изображением поросят в творчестве разных художников – иллюстраторов.

С. 81

Занятие 28.  «Степашка»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Познакомить детей с профессией художник - мультипликатор.

Показать приемы изображения зайца. Развивать желание рисовать.

«Путешествие к Степашке»

Репродукции зайцев в  природе и их стилизованное

изображение в творчестве художников – иллюстраторов или мультипликаторов.

С. 81

Занятие 29.  «Я и моя семья»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить рисовать детей, используя доступные средства изображения. Развивать творческие способности детей.

«Путешествие к добрым, отзывчивым людям»

Репродукции портретной живописи.

С. 81

Апрель

Занятие 30. Мир искусства. «Клоун веселый и печальный»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить передавать в цвете изображения портрета клоуна. Показать приемы работы красками при изображении лица клоуна. Учить подбирать цвета, характерные веселому клоуну

«Путешествие в цирк»

Наглядное пособие «Мимика лица»

С. 82

Занятие 31.  «Веселый Незнайка»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Закреплять знание профессии художник – иллюстратор. Проанализировать образ Незнайки в творчестве разных художников. Учить изображать портрет Незнайки – веселого человечка, дополняя рисунок.

«Путешествие к Незнайке и его друзьям»

Иллюстрации к книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», выполненные разными художниками – иллюстраторами.

С. 82

Занятие 32. «Знайка»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Закреплять знание профессии художник – иллюстратор. Проанализировать образ Знайки в творчестве разных художников. Учить изображать портрет Знайки – серьезного человечка  на фоне книг, глобуса и т.д.

«Путешествие к Незнайке и его друзьям»

Иллюстрации к книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», выполненные разными художниками – иллюстраторами.

С. 83

Занятие 33. «Цветочный город»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Познакомить детей с профессией художник – архитектор. Показать способы изображения домика.

«Путешествие к Незнайке и его друзьям»

Иллюстрации к книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

С.84

Май

Занятие 34. «Сказочные кареты»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Показать детям прием изображения кареты – короба и его украшения. Развивать фантазию детей, догадываясь, кому из сказочных персонажей принадлежит карета.

«Путешествие в мир сказочных карет»

Иллюстрации различных наземных транспортных средств, изящных карет.

С. 84

Занятие 35. «Украшение косынки»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить детей украшать платок, применяя гуашевые краски в соответствии с замыслом. Развивать фантазию, художественный вкус.

«Путешествие к мастерицам»

Иллюстрации павлопосадских платков, вологодских кружевных косынок, изделия современной промышленности: шарфы, платки, косынки.

С.85

Занятие 36. «Музыка в красках»

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Учить внимательно слушать музыкальные произведения, соотносить музыкальное произведение и изобразительный образ. Продолжать учить изображать подмалевок в соответствии с характером музыки.

«Путешествие в мир искусства»

Цветовые подмалевки, выполненные в технике «по – сырому»

С. 86

Занятие 37. Обобщающее занятие (Итоговая выставка)

(теория – 5 мин., практика – 15 мин.)

Выявления уровня творческого развития детей

«Путешествие в страну Рисовандию»

Репродукции картин художников, материалы для творчества (карандаши, акварель, гуашь и т.д.)

1.4 Планируемые результаты и способы их проверки

          Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:

- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых художественно – эстетических способностей;

- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.

          Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (июнь).

          Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.

          Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к рисованию, творчеству, желания заниматься.

Способы определения результативности:

          Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

К концу обучения ребенок может:

  • Эмоционально откликаться на художественные произведения;
  • Умеет проявлять свои познания. Различать жанры изобразительного искусства;
  • Проявлять инициативу, рисовать на свободную тему;
  • Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве;
  • Быть оригинальным в выборе сюжета;
  • Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
  • Работать творчески, используя нетрадиционные методы и приемы;
  • Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов;
  • Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем
  • Свободно выбирать материал для работы.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09

3- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 2.

Мир природы «Вводное занятие»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

2

09

4-неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 3. «Улыбка природы»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

3

09

5- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 4. «Светлые и темные краски»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

4

10

1-неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 5. «Краски осенней земли»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

5

10

2- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 6.

«В багрец и золото одетые леса»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

6

10

3- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 7. «Грустный и веселый цветок

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

7

10

4- недели

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 8. «Аппетитные, ароматные, сладкие…»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

8

11

1-неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 9. «Грибной дождь»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

9

11

2- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 10.  Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

10

11

3- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 11. Мир животных «Червячок сердится»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

11

11

4- недели

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 12. «Веселая и грустная черепаха»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

12

12

1- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 13.  «Заботливые пчелы»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

13

12

2- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 14. «Семья жуков»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

14

12

3- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 15. «Колючий ежик»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

15

12

4-неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 16. «Как розовые яблоки на ветках снегири»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

16

12

5- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

Занятие 17. «Мудрая сова»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

17

01

1- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 18. «Кот усатый, полосатый»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

18

01

2- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 19. «Медуза. Морская звезда»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

19

01

3-неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 20.  Какие разные животные» - обобщающее занятие

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

20

01

4- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 21. Мир человека «Я – веселый художник»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

21

02

1- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 22. «Портрет папы» (дедушки, брата)

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

22

02

2- недели

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 23. «Портрет мамы» (бабушки, сестры)

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

23

02

3- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 24. «Ожившая клякса»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

24

02

4-неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 25. «Превращение клякс в бабочку»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

25

03

1- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 26. «Я – художник - фантазер»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

26

03

2- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 27. «Каркуша – любопытная ворона»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

27

03

3- недели

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 28. «Хрюша»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

28

03

4-неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 29.  «Степашка»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

29

03

5- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 30.  «Я и моя семья»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

30

04

1- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 31. Мир искусства. «Клоун веселый и печальный»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

31

04

2- недели

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 32.  «Веселый Незнайка»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

32

04

3-неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 33. «Знайка»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

33

04

4- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 34. «Цветочный город»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

34

05

1- неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 35. «Сказочные кареты»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

35

05

2- недели

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 36. «Украшение косынки»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

36

05

3 - неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 37. «Музыка в красках»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

37

05

4 неделя

Понедельник 16.15 – 16.35

очная

1

Занятие 40. Диагностика

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

2.2 Условия реализации программы

2.2.1 Материально- техническое обеспечение:

наименование

количество

1.

 Изостудия

2.

Бумага альбомная

по количеству детей

3.

Карандаши простые

по количеству детей

4.

Карандаши цветные

По количеству детей

5.

Акварель

по количеству детей

6.

Гуашь

по количеству детей

7.

Восковые мелки

по количеству детей

8.

Проектор

1 шт.

9.

Репродукции картин.

10.

Иллюстрации

11.

Баночки для промывания кисти

по количеству детей

12.

Тряпочки

по количеству детей

13.

Фломастеры

по количеству детей

14.

Цветной пластилин

по количеству детей

15.

Масляная пастель

по количеству детей

16.

Нарукавники

по количеству детей

17.

Штампы, дополнительные материалы для творчества

по количеству детей

2.2.2 Информационное обеспечение

          Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

2.2.3 Кадровое обеспечение

          Занятия проводит педагог по изодеятельности. Образование высшее педагогическое.

           Стаж работы по профилю более 5 лет. В настоящее время педагог прошла плановое повышение квалификации по программе «Вопросы организации и содержания деятельности методистов и педагогов дополнительного образования» и осуществляет подготовку к аттестации.

2.3 Формы аттестации

2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • Готовая Работа;
  • Журнал Посещаемости;
  • Фотоотчет;
  • Отзывы детей и родителей.

2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  • Готовая Работа;
  • Выставка;
  • Диагностическая Карта;
  • Открытое занятие.

2.4 Оценочные материалы

Уровни освоения художественно - эстетического развития дошкольников

4-5 лет

Дата проведения __________________

Педагог дополнительного образования___________________________________

Фамилия, имя

ребёнка

Эмоционально откликается на художественные произведения

Различает жанры изобразительного искусства

Проявляет инициативу, умеет рисовать на свободную тему

Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве

оригинален в выборе сюжета

Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности

Работает творчески, используя нетрадиционные методы и приемы

Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов

Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем

1.

2.

3.

Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д. (средний уровень);

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)

2.5 Методические материалы

2.5.1 Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в очной форме.

2.5.2 Методы обучения

  • Наглядные (Демонстрация Наглядных Пособий);
  • Практические (Упражнение, Экспериментирование;
  • Объяснительно- Иллюстративные;
  • Репродуктивные;
  • Частично- Поисковые;
  • Исследовательско проблемные;
  • Воспитательные (Убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация)
  • Игровые (Дидактические Игры, Ролевые Игры, Дискуссии);
  • Словесные (рассказ педагога, беседа).

2.5.3 Формы организации образовательного процесса

  • Групповая;
  • Индивидуально – групповая.

2.5.4 Формы организации учебного занятия

  • Беседа;
  • Выставка
  • Галерея;
  • Игра;
  • Наблюдение;
  • Практическое Занятие;
  • Презентация;
  • Творческая Мастерская.

2.5.5 Педагогические технологии

  • Технология Группового Обучения;
  • Технология Игровой Деятельности;
  • Технология коллективной творческой деятельности;
  • Здоровьесберегающая технология.

2.5.6 Алгоритм учебного занятия

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; (2-3 минуты)

2.  Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике; (15 мин.)

4. Динамическая пауза (1 минута)

5. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия. (1 минута)

2.5.7 Дидактические материалы

  • Раздаточные Материалы;
  • Инструкционные Карты;
  • Технологические Карты;
  • Задания;
  • Упражнения;
  • Образцы Изделий.

2.6 Список литературы

2.6.1 Основная литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город,

издательство,

год издания.

Вид

  изд.

Количество

экземпляров.

1

Копцева Т.А.

«Природа и художник»

М.: 2001

2.6.2  Дополнительная литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город,

издательство,

год издания.

Вид

Издания.

Количество

экземпляров.

1

Алексеева В.В.

«Что такое искусство?»

М., 1973

Вып.1

2

Алексеева В.В.

«Что такое искусство?»

М., 1979

Вып.2

3

Алексеева В.В.

«Что такое искусство?»

М., 1991

4

Бакушинский А.В.

«Исследования и статьи»

М., 1981

5

Кабалевский Д.Б.

«Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады»

М., 1986

6

Копцева Т.А.

«Природа и художник: Пособие для учителя»»

М., 1994

7

Копцева Т.А.

«Природа и художник: Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей 4-6 лет»

М., 1999

8

Кульчинская Н.Л.

«Ребенок в музее»

М., 1999

9

Левин С.Д.

«Ваш ребенок рисует»

М., 1980

10

Лихачев Д.С.

«Земля родная»

М., 1983

11

Макарова Е.Г.

«В начале было детство: Записки педагога»

М., 1990

12

Макарова Е.Г.

«Освободите слона»

М., 1980

13

Макарова Е.Г.

«Преодолеть страх или Искусствотерапия».

М., 1996

14

Мелик–Пашаев А.А., Новлянская З.Н.

«Ступеньки к творчеству»

М., 1995

15

Мелик–Пашаев А.А.

«Педагогика искусства и творческие способности»

М.,1983

16

Мифы народов мира/гл.ред. С.А.Токарев

Энциклопедия: в 2-х т.

М,1991 - 1992

17

Неменский Б.М.

«Мудрость красоты»

М.,1987

18

Полунина В.Н.

«Искусство и дети»

М.,1982

19

«Про все на свете»: Сборник стихов и загадок.

М., 1996

20

Скаткин М.Н., Краевский В.В.

«Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы»

М., 1981

21

«Современный словарь – справочник по искусству»

М.,1999

22

Сухомлинский В.А.

«Сердце отдаю детям»

Киев, 1988

23

«Художественное творчество и ребенок»/ Под ред. Н.А. Ветлугиной

М., 1972

24

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1.

М., 1997

25

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17-19 веков.

М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Фантазия» Возраст учащихся: 4 - 5 лет

Характеристика программыпо типовому признакумодифицированнаяпо основной направленностихудожественно – эстетической по уровню освоенияознакомительныйпо образовательным областямХудожественно &nda...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Фантазия» Возраст учащихся: 4 - 5 лет

Характеристика программыпо типовому признакумодифицированнаяпо основной направленностихудожественно – эстетической по уровню освоенияознакомительныйпо образовательным областямХудожественно &nda...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...