Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" - возраст 3-4 года
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Земских Марина Валерьевна

Программа по изо- деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_hudozhnik_3-4_goda.docx63.79 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок»

Протокол № 1 от 30.08.2019 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 17 «Колосок»

Марчихина О.И.

Приказ от 30.08.2019 года № 2П

                   МП

ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-15

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной направленности

«Маленький художник»

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 34 недели

                                                                                                                           Автор - составитель:

                                                                                                        Земских Марина Валерьевна –

                                                                                       педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности

пос. Шоссейное

2019

Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Уровень

Показатели

Специфика реализации

Массовые программы

Групповые программы

Микро-групповые программы

Индивидуальные программы

ознакомительный

Количество обучающихся

До 15 человек

Возраст обучающихся

3-4 года

Срок обучения

34 недели

Режим занятий

15 мин в неделю (1/15 мин)

Minобъем программы

8 часов 30 мин.

Особенности состава обучающихся

Однородный

Форма

обучения

Очная

Особенности организации образовательного  процесса

Традиционная и нетрадиционная

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

 1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Направленность программы

Направленность программы- художественная.

1.1.2 Актуальность Программы

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства.  Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

          Средствами изобразительного искусства предлагается решать задачи художественно - эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

1.1.3 Отличительные особенности Программы «Маленький художник»

          В программу включён материал разной степени сложности, каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности, что даёт возможность каждому ребенку развиваться с постоянным успехом.

Большое внимание в программе уделяется знакомству с произведениями художников, работающих в разных жанрах, знакомство с произведениями иллюстраторов. Дети учатся изображению различными художественными материалами, обучаются традиционной технике изображения и нетрадиционной.

          Включение в программу литературных, театральных, музыкальных произведений, игровых упражнений, направленных на сохранение здоровья детей, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.

Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей. Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.

          Данная рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Копцевой «Природа и художник».

1.1.4 Адресат программы

          Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (3-4 лет).

1.1.5 Объем и срок освоения программы

Срок реализации программы – 34 недели.

Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, длительностью не более 15 мин. (8 часов 30 минут).

Объем учебного времени для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более 15 мин.

1.1.6 Форма обучения

Форма обучения - очная.

1.1.7 Оптимальная наполняемость группы

15 человек, допустимая – 15 человек.

1.1.8 Особенности организации образовательного процесса

          Совместная познавательная, развивающая, художественная деятельность взрослого и детей.

          Программа построена на основе основных принципов, которые

решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у детей личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного

мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения

заданий.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.

1.1.9 Режим проведения занятий

          1 раз в неделю по 15 мин., всего 8 часов 30 минут в год на протяжении 34 недель.

1.2 Цель и задачи программы

1.2.1 Цель программы

          Создание условий для расширения творческих возможностей обучающихся средствами художественной деятельности.

          Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;

развитие мелкой моторики и образного мышления.

1.2.2 Задачи программы

        Обучающие:

  • Обучение традиционным и нетрадиционным техникам изображения
  • Формирование творческого и аналитического мышления посредством знакомства с произведениями мировой художественной культуры
  • Обучение «языку изобразительного искусства».
  • Приобщение к мировой художественной культуре.

        Развивающие:

  • Развивать и приумножать опыт творческой деятельности
  • Развивать «культуру творческой личности» (самореализация личности).
  • Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
  • Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.

        Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическое (эмоционально-ценностное) отношение к миру
  • Воспитание культуры ребёнка
  • воспитание духовно богатой, гармонично развитой личности.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда.

1.3 Содержание программы

1.3.1 Учебный план дополнительной образовательной программы

«Маленький художник» для детей 3-4 лет

Название раздела, темы

Количество часов, мин

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

мин

мин

мин

Художественно-творческое развитие дошкольников

Тема 1. Вводное занятие. Рисунок на свободную тему.

5

10

15

Диагностическая карта

Тема 2. Мир природы «Вводное занятие»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 3. «Краски неба»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 4. «Ковер из осенних листьев»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 5. «Дерево разговаривает с солнышком»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 6. «Гордый цветок»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 7. «Аппетитные, ароматные, сладкие…»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 8. «Колосок и колючка»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 9. «Съедобные и несъедобные грибы»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 10.  Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница»

5

10

15

Выставка

Тема 11. Мир животных «Птицы большие и маленькие»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 12. «Любопытные цыплята»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 13.  «Божья коровка»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 14. «Кто на себе свой дом носит»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 15.  «Медвежонок Винни – Пух»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 16. «Поросенок Пятачок»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 17. «Коза – дереза»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 18. «Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница»

5

10

15

Выставка

Тема 19. Мир человека «Автопортрет»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 20.  «Веселая снежная баба»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 21. «Украшение носового платка красками теплых цветов»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 22. «Украшение полотенца холодными цветами»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 23. «Веселый грузовичок. Паровозик. Машинка»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 24. «Портрет папы» (дедушки, брата)

5

10

15

Готовое изделие

Тема 25. «Портрет мамы» (бабушки, сестры)

5

10

15

Готовое изделие

Тема 26. «Сказочная ваза» (мамина любимая ваза)

5

10

15

Готовое изделие

Тема 27. Обобщающее занятие «Я и моя семья»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 28. Мир искусства. «Золотые яблоки»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 29.  «Цветик – многоцветик»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 30.  «Колобок»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 31. «Избушка для Бабы Яги»

5

10

15

Готовое изделие

Тема32.  «Веселый клоун»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 33. «Полный – худой»

5

10

15

Готовое изделие

Тема 34.Обобщающее занятие – выставка детских работ на свободную тему

5

10

15

Выставка

Всего: 34 занятия

8 часов 30 мин.

1.3.2 Содержание дополнительной образовательной программы

«Маленький художник» (34 недели обучения)

Тема

Цели и задачи

Методы и приемы

Наглядность

примечания

Октябрь

Занятие 1.

Вводное занятие. Рисунок на свободную тему.

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Познакомить детей с мастерской художника, ее оборудованием, рассказать о профессии художника, показать многообразие материалов, которыми он работает. Выявления уровня творческого развития детей

«Путешествие в мастерскую художника»

Репродукции картин известных художников, материалы для творчества (карандаши, акварель, гуашь и т.д.)

Занятие 2.

Мир природы

«Вводное занятие»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Познакомить детей изобразительными материалами. Учить применять их на практике.

«Путешествие по картинной галерее»

Иллюстрации «Мастерская художника».

Репродукции картин известных художников. Детские работы прошлых лет.

С.23

Занятие3.

«Краски неба»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Знакомить детей с произведениями художников. Учить анализировать картины. Отрабатывать приемы работы гуашью, учить смешивать цвета и применять их в зависимости от настроения картины. Развивать фантазию, художественную речь детей.

«Путешествие в небеса»

Наглядные пособия «Смешение цветов», «Времена суток». Репродукции произведений художников – пейзажистов «К. Юон, К.Коровин, В.Ван Гог) – исполненные мелкими мозаичными мазками

С. 25

Занятие 4.

«Ковер из осенних листьев»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Знакомить детей с произведениями жостовских мастеров. Учить определять разнообразие оттенков. Познакомить с техникой «по-сырому». Развивать фантазию, художественную речь детей.

«Путешествие в осеннее царство»

Разные по цвету и форме осенние листья. Репродукции жостовских подносов на тему осени

С.27

Ноябрь

Занятие 5.

«Дерево разговаривает с солнышком»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Сформировать представление о строении дерева, сравнивая его с образом человека. Учить анализировать работы художников – графиков. Познакомить с техникой рисования «мятой бумагой»

«Путешествие в солнечный лес»

Фоторепродукции причудливых по форме лиственных деревьев, угольные рисунки И.Шишкина, И.Левитана, П.Пикассо

С.28

Занятие 6.

«Гордый цветок»

(теория – 5 мин.,

практика – 10 мин.)

Познакомить детей с жанров натюрморт. Формировать представление о строении цветка, сравнивая его с образом человека. Развивать образное мышление. Обучать приемам изображения округлых форм. Учить работать в смешанной технике «мелок+кварель»

«Путешествие в мир цветов»

Живые цветы разные по форме и размеру. Репродукции картин с изображением цветов.

С.30

Занятие 7. «Аппетитные, ароматные, сладкие…»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Продолжать знакомить детей с жанром натюрморт. Обращать внимание на композиционное размещение фруктов, их цветовое оформление. Продолжать отрабатывать технику мозаичной живописи.

«Путешествие во Фруктовый сад»

Репродукции картин К.Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне», И.Машкова «Натюрморт. Синие сливы» и др. Жостовские подносы, муляжи фруктов и овощей.

С.31

Занятие 8. «Колосок и колючка»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Учить сравнивать образы различных трав. Знакомить с новым методом рисования «техника сухой кисти». Учить изображать растения нетрадиционной техникой.

«Путешествие в поле»

Различные по форме травы. Иллюстрации, изображающие различные травы (пшеница, рожь, овес, репей, ковыль)

С. 32

Декабрь

Занятие 9.

«Съедобные и несъедобные грибы»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Показать способы изображения грибов гуашью, учить дополнять рисунок, используя мозаичную живопись.

«Путешествие в лес»

Различные муляжи грибов, изображения большого и маленького мухоморов в окружении солнечных зайчиков, капелек дождя.

С. 33

Занятие 10.

Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Развивать художественную речь детей. Продолжать знакомить детей с произведениями известных художников. Вызвать эмоциональное восприятие, восхищение от увиденного.

«Путешествие в мир искусства»

Репродукции картин известных художников, природный материал.

С.34

Занятие 11. Мир животных «Птицы большие и маленькие»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Показать прием изображения птицы. Учить изображать больших и маленьких птиц, дополняя изображение техникой «сухая кисть»

«Путешествие в мир птиц»

Зарисовки птиц, выполненных В.Серовым, А. Пластовым, В.Ватагиным, В. Суриковым.

С.35

Занятие 12. «Любопытные цыплята»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Показать прием изображения цыпленка, дополняя оперение методом «тычка». Развивать речь детей, эмоциональное восприятие.

«Путешествие во двор»

Репродукции картин с цыплятами и их стилизованные изображения, выполненные художниками - иллюстраторами

С.36

Занятие 13.  

«Божья коровка»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Показать прием изображения божьей коровки. Развивать фантазию и творческие способности детей. Развивать связную речь детей.

«Путешествие на луг»

Изображения разных насекомых

С. 38

Январь

Занятие 14.

«Кто на себе свой дом носит»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Учить изображать больших и маленьких улиток со спиралевидными панцирями-домиками. Развивать способность сравнивать и анализировать форму. Прививать любовь к природе.

«Путешествие на природу»

Изображения черепах, улиток. Репродукции картин с изображением моря, леса, поля.

С. 38

Занятие 15. «Медвежонок Винни-Пух»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Развивать желание творить. Продолжать знакомиться с новыми произведениями художников, художников – иллюстраторов. Учить изображать фигуру Винни – Пуха во весь рост, используя метод тычка, мозаичного мазка (фон)

«Путешествие в сказку»

Репродукции картин с медведями. Изображение Винни – Пуха.

С. 39

Занятие 16. «Поросенок Пятачок»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Учить изображать портрет поросенка Пятачка, передавая его настроение.

«Путешествие в сказку»

Репродукции поросят и их стилизованные изображения в творчестве разных художников – иллюстраторов (вариативные).

С. 41

Занятие 17. «Коза – дереза»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Продолжать знакомить детей с творчеством художников, художников – иллюстраторов. Учить изображать козу во весь рост. Развивать способность сравнивать и анализировать.

«Путешествие в сказку»

Репродукции рогатых животных. Иллюстрации к сказкам «Коза – дереза», «Волк и семеро козлят»

С.41

Февраль

Занятие 18. Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Развивать художественную речь детей. Продолжать знакомить детей с произведениями известных художников. Вызвать эмоциональное восприятие, восхищение от увиденного. Познакомить с техникой «отпечатка природным материалом».

«Путешествие в мир живописи»

Репродукции картин известных художников, природный материал.

С. 42

Занятие 19. Мир человека «Автопортрет»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Познакомить детей с жанром портрет. Показать прием изображения головы человека, передавая его настроение.

«Путешествие на выставку портретов»

Репродукции портретов известных художников  (В.Серов «Мика Морозов»).

С. 43

Занятие 20. «Веселая снежная баба»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Показать приемы изображения снеговика. Закреплять умение сравнивать по форме, величине. Познакомить детей с пастелью.

«Путешествие в Снежный город»

Изображения улыбающегося снеговика на фоне снегопада.

С. 44

Занятие 21. «Украшение носового платка красками теплых цветов»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Знакомить детей с теплыми и холодными цветами. Познакомить детей с гармонией филимоновской игрушки. Показать способы украшения платков, используя разные приемы рисования.

«Путешествие в мир филимоновской игрушки»

Наглядное пособие «Теплые и холодные цвета». Различные по цветовому оформлению носовые платочки.

С. 45

Март

Занятие 22. «Украшение полотенца холодными цветами»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Продолжать знакомить детей с теплыми и холодными цветами. Развивать фантазию и связную речь детей. Познакомить детей с цветовой гаммой гжельской росписи. Показать приемы украшения полотенца прямыми движениями и кругами.

«Путешествие в мир гжельской росписи»

Наглядное пособие «Теплые и холодные цвета», «гжельская роспись».  Различные по цветовому оформлению сказочные полотенца.

С. 46

Занятие 23. «Веселый грузовичок. Паровозик. Машинка»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Показать способы изображения прямоугольных форм грузовика и круглых колес. Развивать стремление передавать солнечное, радужное настроение (изображение солнца, белых облаков, радуги),  используя знакомые техники рисования.

«Путешествие в магазин игрушек»

Репродукции различных видов транспорта. Игрушечные машины.

С. 46

Занятие 24.  «Портрет папы» (дедушки, брата)

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Учить рассматривать портреты. Закреплять знание жанра. Познакомить с этапами изображения лица. Учить применять в оформлении рисунка известные техники.

«Путешествие в гости»

Мужские портреты, выполненные различными художниками (Б. Микеланджело, Д.Эль Греко, В.Суриков, В.Васнецов)

С. 47

Занятие 25.  «Портрет мамы» (бабушки, сестры)

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Продолжать учить рассматривать портреты. Обращать внимание на выражение женских глаз, причесок, украшений. Закреплять знание жанра. Закреплять этапы изображения лица. Учить применять в оформлении рисунка известные техники.

«Путешествие в гости»

Женские портреты, выполненные различными художниками (Д. Веласкес, С. Ботичелли, К. Петров – Водкин, З. Серебрякова)

С. 47

Занятие 26.

«Сказочная ваза» (мамина любимая ваза)

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Учить сравнивать вазы по форме, цвету. Показать приемы изображения красивой вазы. Учить использовать основные декоративные элементы (линия, точка, круг и т.д.) ритмически повторяющиеся.

«Путешествие в мир сказочных ваз»

Различные вазы (хохлома, гжель и т.д.)

С. 48

Апрель

Занятие 27. Обобщающее занятие «Я и моя семья»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Развивать умение рисовать на заданную тему самостоятельно, используя знакомые приемы изображения.

«Путешествие в мир добра и любви»

Репродукции портретной живописи известных художников

С. 48

Занятие 28.

Мир искусства «Золотые яблоки»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Показать прием изображения яблока и украшения его мозаичным мазком. Продолжать развивать художественное слово и творчество детей.

«Путешествие в мир творчества»

Муляжи овощей и фруктов. Репродукция К. Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне»

С. 49

Занятие 29.

«Цветик – многоцветик»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Учить рассматривать живые цветы, их репродукции, любоваться ими. Показать прием изображения цветка, используя для оформления метод мозаичной живописи.

«Путешествие в мир цветов»

Репродукции картин с изображением цветов

С. 50

Занятие 30. «Колобок»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Учить передавать в рисунке образ веселого Колобка. Поощрять стремление дополнить рисунок, используя знакомые техники. Закреплять понятие художник - иллюстратор

«Путешествие в сказку»

Иллюстрации к сказке «Колобок»

С. 51

Май

Занятие 31. «Избушка для Бабы Яги»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Познакомить детей с различными архитектурными строениями (изба, терем, дворец и т.д.). Учить изображать избушку ночью, используя технику «мелки + акварель»

«Путешествие к архитекторам»

Репродукции различных архитектурных строений (изба, терем, дворец и т.д.) Иллюстрации И.Билибина (избушка Бабы Яги)

С. 52

Занятие 32. «Веселый клоун»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Продемонстрировать детям способы изображения улыбающегося человеческого лица. Учить подбирать цвета, характерные веселому клоуну. Учить передавать цветом свое отношение к клоуну.

«Путешествие в цирк»

Репродукции клоуна

С. 53

Занятие 33.

«Полный – худой»

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Показать приемы изображения людей с толстыми щеками. Учить передавать детей изображение человека с толстыми щеками. Закреплять знание жанра «портрет»

«Путешествие в сказку»

Иллюстрации к сказке «Три толстяка». Наглядное пособие «Мимика человеческого лица»

С. 53

Занятие 34.

Обобщающее занятие – выставка детских работ на свободную тему.

(теория – 5 мин., практика – 10 мин.)

Учить применять полученные знания и умения на практике самостоятельно.  Выполнить рисунок на свободную тему.

«Путешествие в мир искусства»

Выставка детских работ. Репродукции картин.

С. 55

1.4 Планируемые результаты и способы их проверки.

  Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:

- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых художественно – эстетических способностей;

- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.

Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (июнь).

Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.

           Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к рисованию, творчеству, желания заниматься.

Способы определения результативности:

    Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

К концу обучения ребенок может:

  • Эмоционально откликаться на художественные произведения;
  • Умеет проявлять свои познания. Различать жанры изобразительного искусства;
  • Проявлять инициативу, рисовать на свободную тему;
  • Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве;
  • Быть оригинальным в выборе сюжета;
  • Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
  • Может работать творчески, используя нетрадиционные методы и приемы;
  • Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов;
  • Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля

1

10

1-неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 1.

Вводное занятие. Рисунок на свободную тему.

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

2

10

2- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 2.

Тема 1 «Вводное занятие» (рисунок на свободную тему)

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

3

10

3-неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 3. «Краски неба»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

4

10

4- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 4.

«Ковер из осенних листьев»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

5

11

1-неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 5.

«Дерево разговаривает с солнышком»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

6

11

2- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 6.

«Гордый цветок»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

7

11

3- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 7.

«Аппетитные, ароматные, сладкие…»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

8

11

4- недели

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 8. «Колосок и колючка»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

9

12

1-неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 9.

«Съедобные и несъедобные грибы»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

10

12

2- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 10.

Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

11

12

3- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 11.

Мир животных.

«Птицы большие и маленькие»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

12

12

4- недели

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 12.

«Любопытные цыплята»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

13

12

5 - неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 13.

«Божья коровка»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

14

01

1- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 14.

«Кто на себе свой дом носит»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

15

01

2- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 15. «Медвежонок Винни-Пух»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

16

01

3-неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 16. «Поросенок Пятачок»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

17

01

4- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

Занятие 17. «Коза – дереза»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

18

02

1- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 18.

«Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

19

02

2 - неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 19.

Мир человека.

«Авто

портрет»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

20

02

3-неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 20.

«Веселая снежная баба»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

21

02

4- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 21.

«Украшение носового платка красками теплых цветов»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

22

03

1- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 22. «Украшение полотенца холодными цветами»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

23

03

2- недели

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 23. «Веселый грузовичок. Паровозик. Машинка»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

24

03

3- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 24.

«Портрет папы» (дедушки, брата)

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

25

03

4-неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 25.

«Портрет мамы» (бабушки, сестры)

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

26

03

5- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 26.

«Сказочная ваза»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

27

04

1- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 27.

Обобщающее занятие «Я и моя семья»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

28

04

2- недели

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 28.

Мир искусства.

«Золотые яблоки»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

29

04

3-неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 29.

«Цветик – многоцветик»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

30

04

4- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 30.

«Колобок»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

31

05

1- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 31.

«Избушка для Бабы Яги»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

32

05

2- недели

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 32.

«Веселый клоун»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

33

05

3-неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 33.

«Полный – худой»

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

34

05

4- неделя

Понедельник

15.50-16.05

очная

1

Занятие 34.

«Обобщающее занятие» - выставка детских работ на свободную тему

Изостудия

Беседа, опрос,

самостоятель

ная деятельность

2.2 Условия реализации программы

2.2.1 Материально- техническое обеспечение

наименование

количество

1.

 Изостудия

2.

Бумага альбомная

по количеству детей

3.

Карандаши простые

по количеству детей

4.

Карандаши цветные

По количеству детей

5.

Акварель

по количеству детей

6.

Гуашь

по количеству детей

7.

Восковые мелки

по количеству детей

8.

Проектор

1 шт.

9.

Репродукции картин.

10.

Иллюстрации

11.

Баночки для промывания кисти

по количеству детей

12.

Тряпочки

по количеству детей

13.

Фломастеры

по количеству детей

14.

Цветной пластилин

по количеству детей

15.

Масляная пастель

по количеству детей

16.

Нарукавники

по количеству детей

17.

Штампы, дополнительные материалы для творчества

по количеству детей

2.2.2 Информационное обеспечение

Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

2.2.3 Кадровое обеспечение

           Занятия проводит педагог по изо- деятельности. Образование высшее педагогическое.

          Стаж работы по профилю более пяти лет. В настоящее время педагог прошла плановое повышение квалификации по программе «Вопросы организации и содержания деятельности методистов и педагогов дошкольного образования» и осуществляет подготовку к аттестации.

2.3 Формы аттестации

2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • Готовая Работа;
  • Журнал Посещаемости;
  • Фотоотчет;
  • Отзывы детей и родителей.

2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  • Готовая Работа;
  • Выставка;
  • Диагностическая Карта;
  • Открытое занятие.

2.4 Оценочные материалы

Уровни освоения художественного развития дошкольников

3-4 лет

Дата проведения __________________

Педагог дополнительного образования___________________________________

Фамилия, имя

ребёнка

Эмоционально откликается на художественные произведения

Различает жанры изобразительного искусства

Проявляет инициативу, умеет рисовать на свободную тему

Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве

оригинален в выборе сюжета

Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности

Работает творчески, используя нетрадиционные методы и приемы

Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов

Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем

1.

2.

3.

         

 Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д. (средний уровень);

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)

2.5 Методические материалы

2.5.1 Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в очной форме.

2.5.2 Методы обучения

  • Наглядные (Демонстрация Наглядных Пособий);
  • Практические (Упражнение, Экспериментирование;
  • Объяснительно- Иллюстративные;
  • Репродуктивные;
  • Частично- Поисковые;
  • Исследовательско проблемные;
  • Воспитательные (Убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация)
  • Игровые (Дидактические Игры, Ролевые Игры, Дискуссии);
  • Словесные (рассказ педагога, беседа).

2.5.3 Формы организации образовательного процесса

  • Групповая;
  • Индивидуально – групповая.

2.5.4 Формы организации учебного занятия

  • Беседа;
  • Выставка
  • Галерея;
  • Игра;
  • Наблюдение;
  • Практическое Занятие;
  • Презентация;
  • Творческая Мастерская.

2.5.5 Педагогические технологии

  • Технология Группового Обучения;
  • Технология Игровой Деятельности;
  • Технология коллективной творческой деятельности;
  • Здоровьесберегающая технология.

2.5.6 Алгоритм учебного занятия

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; (2-3 минуты)

2.  Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике; (10 мин.)

4. Динамическая пауза (1 минута)

5. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия. (1 минута)

2.5.7 Дидактические материалы

  • Раздаточные Материалы;
  • Инструкционные Карты;
  • Технологические Карты;
  • Задания;
  • Упражнения;
  • Образцы Изделий.

2.6 Список литературы

2.6.1 Основная литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город,

издательство,

год издания.

Вид

  изд.

Количество

экземпляров.

1

Копцева Т.А.

«Природа и художник»

М.: 2001

2.6.2. Дополнительная литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город,

издательство,

год издания.

Вид

Издания.

Количество

экземпляров.

1

Алексеева В.В.

«Что такое искусство?»

М., 1973

Вып.1

2

Алексеева В.В.

«Что такое искусство?»

М., 1979

Вып.2

3

Алексеева В.В.

«Что такое искусство?»

М., 1991

4

Бакушинский А.В.

«Исследования и статьи»

М., 1981

5

Кабалевский Д.Б.

«Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады»

М., 1986

6

Копцева Т.А.

«Природа и художник: Пособие для учителя»»

М., 1994

7

Копцева Т.А.

«Природа и художник: Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей 4-6 лет»

М., 1999

8

Кульчинская Н.Л.

«Ребенок в музее»

М., 1999

9

Левин С.Д.

«Ваш ребенок рисует»

М., 1980

10

Лихачев Д.С.

«Земля родная»

М., 1983

11

Макарова Е.Г.

«В начале было детство: Записки педагога»

М., 1990

12

Макарова Е.Г.

«Освободите слона»

М., 1980

13

Макарова Е.Г.

«Преодолеть страх или Искусствотерапия».

М., 1996

14

Мелик–Пашаев А.А., Новлянская З.Н.

«Ступеньки к творчеству»

М., 1995

15

Мелик–Пашаев А.А.

«Педагогика искусства и творческие способности»

М.,1983

16

Мифы народов мира/гл.ред. С.А.Токарев

Энциклопедия: в 2-х т.

М,1991 - 1992

17

Неменский Б.М.

«Мудрость красоты»

М.,1987

18

Полунина В.Н.

«Искусство и дети»

М.,1982

19

«Про все на свете»: Сборник стихов и загадок.

М., 1996

20

Скаткин М.Н., Краевский В.В.

«Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы»

М., 1981

21

«Современный словарь – справочник по искусству»

М.,1999

22

Сухомлинский В.А.

«Сердце отдаю детям»

Киев, 1988

23

«Художественное творчество и ребенок»/ Под ред. Н.А. Ветлугиной

М., 1972

24

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1.

М., 1997

25

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17-19 веков.

М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Малыши – художники»

Программа «Малыши-художники» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программой и взаимодополняет основную образовательную программу дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетической направленности «Юный художник» Возраст обучающихся: 4-5 лет

Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...