ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетической направленности «Юный художник» Возраст обучающихся: 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.rabochaya_programma_yunyy_hudozhnik.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад № 1 Рябинка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
«Юный художник»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
Атаева Н.А.,
педагог дополнительного образования
г.Нефтеюганск
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы Стартовый уровень
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Юный художник » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Новизна программы
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы
Цель – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы
Предметные:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Научить пользоваться инструментами и материалами в живописи и рисунке;
Метапредметные:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, самостоятельность.
- Развивать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
- Научить анализу, оценке и самооценке выполненных работ.
Личностные:
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Адресат программы
Возраст детей, на которых рассчитана программа 4-5 лет.
Условия реализации программы
- по заявлению родителей;
- состав группы- 10 – 12 человек
Сроки реализации программы
Срок реализации 1 год.
Режим занятий
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Время занятий 20 мин. Общее количество занятий в год -29 Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в октябре, итоговый - в апреле).
Формы занятий
Групповая
Планируемые результаты
Воспитанник:
1.Умеющий создавать образы используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Владеющий изобразительными навыками и умениями в соответствии с возрастом.
3.С развитой мелкой моторикой пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявляющий творческую активность и уверенность в себе.
8. Проявляющий терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
9. Способный проанализировать и оценить выполненную работу.
Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, промежуточного и итогового мониторинга.
Входной мониторинг определяет готовность воспитанника к обучению по нетрадиционной технике рисования и проводится в форме дидактических игр.
Промежуточный мониторинг определяет уровень усвоения воспитанниками учебного материала по итогам отдельной части программы и проводится в форме: дидактических игр.
Итоговый мониторинг определяет уровень достижений воспитанниками по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме: дидактических игр.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен воспитанниками полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в творческих конкурсах на уровне коллектива.
Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№ /n | Ф.И. Реб. | Технические навыки | Точность движений | Средс тва выраз итель ности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисова ния | итог | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 |
Н.- начало года
К.- конец года
Учебный план
Теоретические знания воспитанникам даются в процессе совместной игровой деятельности.
N п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0.5 | Дидактические игры, игровые упражнения |
2 | Основные занятия | 25 | 25 | ||
3 | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
Календарный учебный график
N пп | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Вводное занятие | |||||||
| 01.10 | 16.00 | групповая | 1 | «Осенний пейзаж» (печать листьями | Уч. кабинет | Дидактические игры |
Практические занятия | |||||||
| 08.10 | 16.00 | групповая | 1 | «Волшебное дерево» (рисование ладошкой) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
3 | 15.10 | 16.00 | групповая | мониторинг | Уч. кабинет | Дидактические игры | |
4 | 22.10 | 16.00 | групповая | мониторинг | Уч. кабинет | Дидактические игры | |
5 | 29.10 | 16.00 | групповая | 1 | «Гроздь рябины» (пластилинография | Уч. кабинет | Дидактические игры |
6 | 05.11 | 16.00 | групповая | 1 | «Осенние листочки» (пластилинография) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
77 | 12.11 | 16.00 | групповая | 1 | «Осенний букет» (кляксография) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
8 | 19.11 | 16.00 | групповая | 1 | «Первый снег» (печатки из салфеток) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
9 | 26.11 | 16.00 | групповая | 1 | Букет для мамы (рисование ладошками) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
10 | 03.12 | 16.00 | групповая | 1 | Жар – птица (рисование ладошкой) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
11 | 10.12 | 16.00 | групповая | 1 | Ангелочек (рисование ладошкой) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
12 | 17.12 | 16.00 | групповая | 1 | Деревья в снегу (рисование ладошкой) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
13 | 24.12 | 16.00 | групповая | 1 | Заюшкина избушка (пластилинография) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
14 | 14.01 | 16.00 | групповая | 1 | Ёлочка нарядная (поролон + пластилин) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
15 | 21.01 | 16.00 | групповая | 1 | Веселый Снеговик (ватопластика) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
16 | 28.01 | 16.00 | групповая | 1 | «Снегири на ветке» (рисование способом тычка). | Уч. кабинет | Дидактические игры |
17 | 04.02 | 16.00 | групповая | 1 | Морозные узоры (рисование солью) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
18 | 11.02 | 16.00 | групповая | 1 | Зайчик (ватопластика) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
19 | 18.02 | 16.00 | групповая | 1 | Цветы для зимушки зимы (оттиск пробкой) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
20 | 25.02 | 16.00 | групповая | 1 | Весёлая гусеница (оттиск пробкой) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
21 | 04.03 | 16.00 | групповая | 1 | Солнышко для мамочки («воздушные» краски) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
22 | 11.03 | 16.00 | групповая | 1 | Подводный мир (восковые мелки + акварель) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
23 | 18.03 | 16.00 | групповая | 1 | Морская черепаха (восковые мелки + акварель - шаблон | Уч. кабинет | Дидактические игры |
24 | 25.03 | 16.00 | групповая | 1 | Осьминожки (рисование ладошкой) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
25 | 01.04. | 16.00 | групповая | 1 | «Ёжик» (техника тычок – рисование жесткой кистью) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
26 | 08.04 | 16.00 | групповая | 1 | «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
27 | 15.04 | 16.00 | групповая | 1 | «Петушок – золотой гребешок» (ладошка + штамп) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
28 | 22.04 | 16.00 | групповая | 1 | «Дружок» (пластилинография) | Уч. кабинет | Дидактические игры |
29 | 29.04 | 16.00 | групповая | 1 | «Путешествие в Африку» (ладошкой | Уч. кабинет | Дидактические игры |
мониторинг | |||||||
39 | 24.12 | - | групповая | 1 | Итоговое | Уч. кабинет | Практическое задание |
40 | 29.04 | - | групповая | 1 | Итоговая аттестация | ||
Итоговое занятие | |||||||
41 | - | групповая | 1 | Муз. зал |
Содержание
Содержание программы позволяет: предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений с нетрадиционными техниками рисования, Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции.
Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования.
В-третьих, у детей развивается координация движений.
Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью обучения 20 минут.
01.10.2021 1.Тема ««Осенний пейзаж» .
Теория: понятие «пейзаж»; знакомство с понятием пейзаж.
Практика: нетрадиционная техника рисования– печать листьев; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; вызвать интерес к осенним явлениям природы,формировать чувство композиции; вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
08.10.2021. 2. Тема: «Волшебное дерево»
Теория: понятие «дерево» беседа о пользе деревьев.
Практика: рисование пальчиками и ладошкой. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Формировать умение детей рисовать и создавать образ красками без кисти. Воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач; совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно - двигательную координацию; продолжать работу по обогащению словарного запаса, активизировать в речи детей прилагательные; развивать эмоционально - чувственную сферу детей
15.10.2021.3. Тема: «Мухомор»
Теория: понятие «мухомор» беседа о съедобных и несъедобных грибах;
Практика: рисование пальчиками. Формировать умение детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой.
22.10.2021. 4.Тема: Хохломская роспись «Волшебная тарелочка – цветы и ягоды»
Теория: понятие «хохломская роспись» дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
Практика: рисование пальчиком, формировать детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, Воспитывать интерес к народному искусству. Развивать умения видеть красоту в предметах быта. Закрепить представления об элементах хохломской росписи.
29.10.2021 5. Тема «Гроздь рябины»
Теория: понятие «гроздь рябины» на закрепления представления о листьях, соплодиях (кисть, гроздь) рябины и их строении.
Практика: пластилинография. Формировать целостную картину мира, а именно представление детей о рябине, её роли в природе и жизни человека. Учить детей путем сплющивания получать из шара круг. Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями. Развивать любознательность, интерес к природе. Активизировать двигательную сферу: мелкую моторику рук. Воспитывать умение видеть красоту природы
05.11.2021 6. Тема: «Осенние листочки»
Теория: понятие «осенние листочки» , беседа о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период.
Практика: пластилинография , обучать приемам работы с пластилиновой техникой. Развивать мелкую моторику рук; развивать умение производить точные движения пальцами рук; развивать творческие способности, воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
12.11.2021 7. Тема: «Осенний букет»
Теория: понятие « осенний букет» беседа о сезонных изменениях в природе.
Практика: кляксография. Формировать рисовать осенние цветы с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности.
19.11.2021 8. Тема «Первый снег»
Теория: понятие «первый снег», беседа о сезонных изменениях в природе.
Практика: печатки из салфеток, закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
26.11.2021 9. Тема: «Букет для мамы»
Теория: понятие ««букет для мамы» беседа о значимости матери каждого человека.
Практика: рисование ладошками. Формировать умение детей работать аккуратно, выполнять работу, соблюдая её последовательность; -Развивать творческие способности. Продолжать знакомить с техникой рисования ладошками развивать инициативу, воображение, закрепить знание цветов.
03.12.2021 10. Тема: «Жар – птица»
Теория: понятие «жар – птица» беседа об особенностях внешнего вида жар – птицы.
Практика: рисование ладошками. Формировать умение рисовать сказочную птицу нетрадиционным способом оттиск - ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок: красный – розовый, синий – голубой, зелёный – светло-зелёный, жёлтый – светло-жёлтый. Развивать творческие способности: цветовое восприятие, умение придумывать декоративный узор. Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание заниматься изобразительной деятельностью, позитивное отношение к результату своего творчества.
10.12.2021 11.Тема «Ангелочек»
Теория: понятие «ангелочек», беседа о духовном мире, об ангелах.
Практика: рисование ладошками. Закрепить навыки рисования ладошкой, кисточкой. Развивать умение рисовать тонкие линии. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к творчеству.
17.12.2021 12.Тема: «Деревья в снегу»
Теория: понятие «Деревья в снегу», закрепление представления о сезонных изменениях.
Практика: рисование ладошками. Закрепить навыки рисования ладошкой, пальчиком. Формировать умение изображать дерево, точно передавая строение (ствол и ветви) и пропорции; развивать координацию движений, осанку; добиться правильной посадки при рисовании; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к объектам природы; упорядочить и закрепить накопленные детьми представления о зиме; воспитывать аккуратность во время работы; развивать словарный запас детей .
24.12.2021 13.Тема: «Заюшкина избушка»
Теория: беседа по сказке «Заюшкина избушка»
Практика: пластилинография. Формировать умение рассуждать, пользуясь вопросами и оценкой воспитателя, формировать умение отвечать на вопросы. Развивать умение создавать сказочный выразительный образ. Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Закреплять умение аккуратного использования в своей работе.
14.01.2022 14.Тема «Ёлочка нарядная»
Теория: понятие «ёлка», беседа о ёлке.
Практика: тычок жёсткой полусухой кистью , рисование пальчиками Воспитание эстетического восприятия природы; упражнение в технике рисовании тычком , полусухой жесткой кистью. Закрепление умения украшать рисунок , используя рисования пальчиками .
21.01.2022 15.Тема: «Веселый Снеговик»
Теория: понятие «снеговик», беседа о снеговике.
Практика: ватопластика. Упражнение в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов снеговиков.
Составление из округлых форм разной величины снеговика, развитие умения передавать особенности изображаемого предмета, используя кисть и краски, и с помощью ватных дисков;
28.01.2022 16.Тема: «Снегири на ветке»
Теория: понятие «снегири», беседа о зимующих птицах.
Практика: рисование способом тычка, формирование умения детей передавать в рисунке образ птицы. Закрепление умения держать кисть, добиваться выразительного изображения птицы.
04.02.2022 17.Тема: «Морозные узоры»
Теория: понятие «узор», беседа о том, откуда берутся узоры на окнах.
Практика: рисование солью. Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами.
Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к красоте родной природы.
11.02.2022 18.Тема: «Зайчик»
Теория: понятие «заяц», беседа о сезонных изменениях в природе у зайца.
Практика: ватопластика. Совершенствование навыка работы с клеем, бросовым материалом (ватными дисками). Формирование умения отрывать небольшие кусочки ваты от целого куска, и приклеивать их на силуэт зайчика;
18.02.2022 19.Тема «Цветы для зимушки зимы»
Теория: понятие «зима», беседа о зимушке зиме.
Практика: оттиск пробкой. Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; Формировать чувства композиции и ритма; Воспитывать аккуратность в работе с гуашью;
25.02.2022 20.Тема «Весёлая гусеница»
Теория: понятие «гусеница» беседа о гусеницах.
Практика: оттиск пробкой. Формирования умения рисовать пробкой гусеницу. Развитие умения располагать рисунок по всему листу. Активизация словаря по теме. Воспитание аккуратности при рисовании красками: намазывание один край пробки краской, снимать лишнюю о край баночки и ставить на бумаге отпечаток.
04.03.2022 21. Тема: «Солнышко для мамочки»
Теория: понятие «мама» беседа об истории происхождения праздника “8 марта”.
Практика: рисование ладошкой. Продолжать учить замыкать линию в кольцо, раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры, упражнять в рисовании ладошкой. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе
11.03.2022 22.Тема: «Подводный мир»
Теория: понятие «подводный мир», беседа об обитателях подводного мира.
Практика: восковые мелки + акварель. Совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель) развивать мелкую моторику рук, используя приемы выполнения отдельных элементов техники «воск + акварель», цветовое восприятие, творческое мышление, воображение и фантазию путем составления композиции,
18.03.2022 23. Тема: «Морская черепаха»
Теория: понятие «черепаха» беседа о черепахах.
Практика: восковые мелки + акварель - шаблон рисовать черепашку с помощью акварели и восковых мелков
(нетрадиционная техника рисования) вносить в рисунок дополнение. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Совершенствовать технические навыки. Развивать чувство композиции, аккуратность, эстетический вкус, воображение. Воспитывать положительное отношение к животному миру и желание заботиться о нем.
25.03.2022 24. Тема: «Осьминожки»
Теория: понятие «осьминожка», беседа о осьминожках.
Практика: Печать ладошкой, рисование пальчиками. Развивать чувство композиции, графические навыки, моторику рук. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.
01.04.2022 25.Тема: «Ёжик»
Теория: понятие «ёжик», беседа о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках.
Практика: техника тычок – рисование жесткой кистью ,рисовать животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки.
08.04.2022 26.Тема: «Плюшевый медвежонок»
Теория: понятие « плюшевый медвежонок», беседа об игрушке детства.
Практика: рисование поролоном. Формировать умения освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.
15.04.2022 27.Тема: «Петушок – золотой гребешок»
Теория: понятие «петушок», беседа о домашней птице – петушке.
Практика: рисование ладошка + штамп , формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования.
Познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек, морковного штампа, ватных палочек); развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук; формировать интерес к занятиям по изодеятельности; формировать элементарные экологические представления;
22.04.2022 28. Тема: ««Дружок»
Теория: понятие «Дружок», беседа между человеком и собакой.
Практика: пластилинография. Формирование умения создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином.
29.04.2022 29.Тема: «Путешествие в Африку»
Теория: понятие « Африка», беседа о животном мире Африки.
Практика: рисование ладошкой. Закрепить умения рисовать в нетрадиционной технике рисования гуашью (рисование ладошками и пальчиками). Развивать восприятие, мышление, чувство композиции и ритма, мелкую моторику рук.
Методическое обеспечение
- Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников»; Москва творческий центр 2004г
- Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»; методическое пособие; Москва 2004г
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Москва 2008г
- Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» ;Академия развития 2001г
- Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Москва творческий центр 2005г
- Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г
- Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
- Ремезова Л.А. «Играем с цветом»; Москва «Школьная пресса» 2004г
- Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»;Москва издательство «ГНОМ и Д» 2001г
- Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа» Москва – Владос 2003г
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»; Академия развития 2006г
Педагогические методики и технологии
Программа предусматривает вариативность использования нескольких педагогических технологий. При проведении занятий используется методика личностно - ориентированного обучения И.С Якиманской, основной ценностью которого является признание в каждом воспитаннике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» воспитанника, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. При организации коллективно-творческой деятельности воспитанников делается упор на рекомендации Иванова И.П., направленные на организацию работы в группе, уважение собственного труда и труда своих сверстников, формирование адекватной самооценка своей деятельности и деятельности других.
Для индивидуализации обучения используется технология (Инге Унт, В.Д. Шадриков) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Широко применяются игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Методы и приемы
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям;
Дидактическое обеспечение
Наглядные пособия по декоративно-прикладному творчеству: журналы, учебные пособия, книги.
Иллюстративный материал по разделам программы: ксерокопии схем, рисунки, таблицы, презентации.
Методическая копилка игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива).
Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
Детская литература с иллюстрациями художников.
Фотографии диких и домашних животных.
Литература по искусству.
Психолого-педагогическая литература
Техническое обеспечение
Акварельные и пальчиковые краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти; трафареты; салфетки; цветные и простые карандаши, альбомы, пластилин; цветная бумага; цветной картон;
Бумага, конверты, доска магнитная, компьютер, проектор
Список литературы
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
Приложение 1
Нетрадиционные техники выполнения:
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнителная общеразвивающая программа художественно- эстетического направления " Юные кудесники"
Пояснительная запискаНаправленность программы: художественно-эстетическое направление.Актуальность: Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозд...
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности " Грамотейка" для детей 6-7 лет
Программа расчитаннана детей 6-7 лет .Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика пока...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Юные дизайнеры»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Юные дизайнеры» Возраст обучающихся: 5 - 7 летСрок реализации: 2 учебны...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Юный фантазер»
Направленность программы: художественная. Работа программа дополнительного образования «Юный фантазер» нацелена на развитие творческих способностей ребенка и содержит задани...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ»
Цель и задачи реализации программы.Цель: создание условий для развития музыкальных способностей детей 5-7 лет через коллективную деятельность в музыкальном оркестреЗадачи: совершенствование эстетическ...