Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Звездные художники»
рабочая программа

Свиридова Виктория Вячеславовна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sviridova_v_v.docx45.15 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №78 «Исток» города Смоленска

Принята на заседании

методического (педагогического)

совета

от «___» __________ 2023 г.

Протокол № ___________

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

___________ ЕрмолаеваС.Н.

Приказ № ___ от _________ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Звездные художники»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Свиридова Виктория Вячеславовна

воспитатель

Смоленск

2023

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Звездные художники» является программой художественной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от года № 678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от № 28 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» города Смоленска

Актуальность программы

На данный момент современные дошкольные образовательные учреждения плотно занимаются поиском новых, современных, личностно-ориентированных подходов к образованию. И конечно же одним из главных направлений в воспитании дошкольника является изобразительная деятельность.

Именно изобразительная деятельность позволяет развивать творческое мышление и воображение у детей. Когда они рисуют, они создают свои собственные миры, где могут быть героями сказок или создателями удивительных пейзажей. Это помогает развивать их фантазию и способность мыслить образно.

Кроме того, изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики и координации движений у детей. Они учатся держать кисточку или карандаш правильно, контролировать свои движения и воплощать свои идеи на бумаге.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой педагогический опыт работы с детьми, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе со старшими дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Для того чтобы изобразительная деятельность стала творческой, важно, чтобы родители и педагоги создавали подходящую обстановку и условия для детей, в этом помогут нетрадиционные техники рисования. Например, можно предложив им разнообразные материалы для рисования, такие как разноцветные краски, ватные палочки, трубочки, скомканные листы бумаги, а также различные текстуры и поверхности для экспериментов в творчестве. Также можно вдохновить детей на рисование, предложив им интересные темы или истории.

Нетрадиционные способы рисования вызывают у детей большое количество положительных эмоций, дают возможность использовать в качестве изобразительных материалов необычные предметы, которые удивляют их необычностью и неординарностью. Умения и педагогический опыт позволяют ребёнку создать собственную картину жизни, а нестандартные способы рисования делают процесс рисования увлекательным.

Изобразительная деятельность важна для развития ребенка, поскольку она помогает ему выражать свои мысли и чувства, развивать творческое мышление и осваивать новые навыки. Поэтому давайте будем поддерживать и вдохновлять наших маленьких художников и вместе создавать благоприятные условия для их творческого роста и развития.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в эффективной организации процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях ДОУ.

Данная программа основана прежде всего на взаимодействии педагога и дошкольников, что позволит детям в дальнейшем выстроить систему жизненных отношений в единстве с деятельностью.

Идея данной программы заключается в развитии творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник рисования, что позволит детям реализовать себя в современном обществе.

Новизна программы

Новизна программы «Звездные художники» заключается в необычных подходах к преподнесению знаний. Современные технологии на занятиях в сочетании с использованием нетрадиционных техник рисования гарантируют наиболее эффективный образовательный процесс, что в дальнейшем позволит старшим дошкольникам с большей легкостью решать поставленные задачи.

В разработанной системе занятий можно увидеть множество необычных техник рисования. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники могут сами выбрать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Применяя на занятиях нетрадиционные техники рисования, мы тем самым позволяем детям «уйти» от «шаблонности», даем им поле для творчества, где у них просто не может что-то не получиться. Это настраивает дошкольника на дальнейшую деятельность.

Адресат программы

Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), адаптирована как для занятий в дошкольном образовательном учреждении, так и для домашнего обучения. Данная программа ориентирована на активное приобщение детей к изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник рисования и носит образовательных характер.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, можно заметить, что они очень любят рисовать, всегда открыты чему-то новому и интересному, но когда инициатором изобразительной деятельности являются они сами, то вот тут появляются некоторые трудности. При создании авторских работ изобразительные навыки детей остаются на среднем уровне, работы получаются очень однообразными и скудными по своему содержанию.

Именно поэтому нам необходимо расширить спектр техник рисования, чтобы старшие дошкольники с легкостью могли пользоваться данными техниками в свободной изобразительной деятельности.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в дошкольном образовательном учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.

Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, выставках и соревнованиях различного уровня.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение каких-либо материалов и специального оборудования.

Объем программы: 36 часов.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения данной программы составляет 36 часов, 1 занятие в неделю.

Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Виды занятий:

  • теоретические;
  • практические.

Цель программы: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи

  • образовательные:
  • расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;
  • знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
  • развивающие:
  • развивать художественный вкус, пространственное воображение;
  • развивать творчество, фантазию, наблюдательность и ассоциативное мышление.
  • воспитательные:
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Планируемые результаты

  • личностные:
  • эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
  • эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  • любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
  • метапредметные:
  • развитие креативности;
  • развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности
  • способность к свободному экспериментированию с художественными и нетрадиционными материалами;
  • способность к активному усвоению художественного опыта.
  • предметные
  • развитие любознательности и целеустремленности.
  • расширение о обогащение художественного опыта;
  • самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественны материалов;
  • оригинальность и вариативность в решении творческих задач.

Условия реализации программы:

  • групповое помещение, оснащенное партами, стульями, учебной доской;
  • методический материал, творческие работы должны храниться на специальных стеллажах.
  • образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам;
  • демонстрационный материал.

Виды и формы контроля

  • Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического наблюдения.
  • Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения творческих работ.
  • Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: практическое задание.
  • Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, выполнения практического задания, выставки, создание портфолио.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

беседа

«Узор»

5

1

4

Беседа, выставка

«Человек, деревья»

4

2

2

Беседа, выставка

«В мире творчества»

5

1

4

Беседа, выставка

«Каждый ребенок – художник»

5

1

4

Беседа, выставка

«Какого цвета мир»

4

-

4

Беседа, выставка

«Весенняя сказка».

5

1

4

Беседа, выставка

«Птицы, животные»

6

2

4

Беседа, выставка

Итоговое занятие

1

-

1

Оценка практического задания, итоговая выставка работ

Итого:

36

9

27

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Планируя годовую работу, педагог оставляет за собой право изменять тематику занятий в соответствии с желаниями и запросами обучающихся.

Раздел 1. «Вводное занятие»

Теория: «Начальная диагностика» - знакомство с содержанием программы, правилами поведения на занятиях, техника безопасности, начальная диагностика.

Раздел 2. «Узор»

Теория: «Точка, круг, колечко» - Презентация, знакомство с народным творчеством, беседа;

Практика: «Жар-птица» - Рисование ладошкой, оттиск ладошкой, нанесение узора; «Змей Горыныч» - Рисование ладошкой, выбор основы, оттиск ладошкой, дорисовывание, украшение узором; «Осенние мотивы» - Раздувание краски, развивать воображение и фантазию при освоении способа раздувания краски «Посуда» - Рисование декоративное, выбор материалов, декорирование изображения.

Раздел 3. «Человек, деревья»

Теория: «Теплые и холодные цвета» - Презентация, дидактические игры, практические упражнения; «Портрет» - Знакомство с ИЗО искусства, портретом видами, особенностями, дидактические игры.

Практика: «Дуб» - Рисование по мокрому, примакивание кистью, знакомство с линией горизонта, нанесение контура рисунка, выполнение; «Настроение осени» - Печатанье листьями, знакомство с красками, запахами, звуками осени, нанесение контура рисунка, выполнение работы.

Раздел 4. «В мире творчества»

Теория: «Морозный вечер» - презентация по технике «Граттаж», беседа, обмен впечатлениями.

Практика: «Салют» - Набрызг по трафарету, подготовка материалов, выполнение работы; «Пейзаж» - Рисование акварелью, беседа, выбор сюжета, поэтапное выполнение живописной работы акварелью; «Волшебные превращения» - кляксография, подготовка материалов и инструментов, дорисовывание; «Пушистики» - Печать по трафарету скомканной бумагой, беседа, подготовка материалов, выполнение.

Раздел 5. «Каждый ребенок - художник»

Теория: «Картины – детям» - Знакомство с ИЗО искусством, беседы по содержанию;

Практика: «Загадочный космос» - Презентация «Космос», просмотр, беседа, определение сюжета, выполнение живописной работы; «Берёза в инее» - Рисование гуашью на тёмном фоне, подготовка фона, прорисовка контура, выполнение живописной работы; «Книга о зиме» - Рисование коллективное, выбор основы, композиции, сюжета, выполнение работы; «Снегири на ветке» - Рисование гуашью с применением белил, подготовка фона, рисование контура, раскрашивание.

Раздел 6. «Какого цвета мир»

Практика: «Город вечером» - Размытый рисунок, подготовка материалов, рисование контура основного рисунка, выполнение работы; «Яблони в цвету» - Торцевание, подготовка основы, материалов, нанесение основных линий рисунка, выполнение работы; «Мишка на Севере» - Рисование клеем цветным с блёстками, подготовка материалов, рисование основных линий рисунка, выполнение работы; «Ёжик» - Рисование красками по-мокрому, подготовка основы, рисование контура, выполнение работы.

Раздел 7. «Весенняя сказка»

Теория: «Смешаем краски» - правила смешивания красок для получения палитры разнообразных цветов.

Практика: «Весенняя сказка»: «Я люблю тебя, мама!» - Рисование салфетками цветы для мамы, подготовка основы, рисование контура узора, выполнение работы; «Картина на стену» - Цветные ниточки, подготовка материалов, выполнение; «Ваза волшебных цветов» - рисование вазы с цветами губками-цветами. «Первые грозы, небо» - рисование градиенты губками по влажной бумаге, подготовка материалов, основы, рисование;

Раздел 8. «Птицы, животные»

Теория: «На что похоже» - Презентация «Волшебная форма», подготовка основы, выполнение задуманного; «Цветовая гамма птиц» - презентация различных видов птиц, рассмотрение палитры красок.

Практика: «Птицы вернулись» - Ручной труд, подготовка материала, складывание, выполнение задуманного изображения; «Цирк» - Рисование с элементами аппликации, подготовка основы, рисование основных элементов композиции, выполнение работы; «Сова» - Аппликация, рванная из газеты с дорисовыванием, подготовка материалов, выполнение работы; «Весёлая зебра» - Аппликация коллективная, подготовка материалов, определение сюжета, выбор техник, выполнение работы;

Раздел 9. «Итоговое занятие»

Практика: «Свобода воображению» - оформление выставки работ.

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

Сентябрь

«Начальная диагностика»

Теоретическое занятие

1

Готовая работа

«Точка, круг, колечко»

Теоретическое занятие

1

Беседа

«Жар-птица»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Змей Горыныч»

Практическое занятие

1

Готовая работа

Октябрь

«Посуда»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Осенние мотивы»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Теплые и холодные цвета»

Теоретическое занятие

1

Беседа

«Дуб»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Портрет»

Теоретическое занятие

1

Беседа

Ноябрь

«Настроение осени»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Салют»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Пейзаж»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Волшебные превращения»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Пушистики»

Практическое занятие

1

Готовая работа

Декабрь

«Морозный вечер»

Теоретическое занятие

1

Беседа

«Загадочный космос»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Картины – детям»

Теоретическое занятие

1

Беседа

«Книга о зиме»

Практическое занятие

1

Готовая работа

Январь

«Берёза в инее»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Снегири на ветке»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Город вечером»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Мишка на Севере»

Практическое занятие

1

Готовая работа

Февраль

«Ёжик»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Смешаем краски»

Теоретическое занятие

1

Беседа

«Яблони в цвету»

Практическое занятие

1

Готовая работа

Март

«Ваза волшебных цветов»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Первые грозы, небо»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Весенняя сказка»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Картина на стену»

Практическое занятие

1

Готовая работа

Апрель

«Птицы вернулись»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Цирк»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«На что похоже»

Теоретическое занятие

1

Беседа

«Цветовая гамма птиц»

Теоретическое занятие

1

Беседа

Май

«Сова»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Веселая зебра»

Практическое занятие

1

Готовая работа

«Свобода воображению»

Практическое занятие

1

Выставка

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации:

  1. Видеоматериалы мастер-классов по различным техникам рисования;
  2. Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности;
  3. Дидактические игры по ознакомлению с новыми техниками рисования;
  4. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».

Дидактический материал:

  1. Бумага разного формата, цвета, фактуры.
  2. Акварельные краски
  3. Акриловые краски. Гуашь.
  4. Восковые мелки.
  5. Парафин, восковые свечи, мыло.
  6. Кисти круглые и плоские разного размера (белка, пони, жёсткие).
  7. Цветные карандаши.
  8. Простые карандаши.
  9. Фломастеры, маркеры.
  10. Трубочки для коктейля.
  11. Ватные палочки.
  12. Зубочистки.
  13. Баночки для воды.
  14. Ножницы обычные.
  15. Клей карандаш, ПВА, клей с блёстками.
  16. Ластик.
  17. Салфетки.

Наглядный материал

  1. Видеоматериалы к занятиям;
  2. Презентации к занятиям;
  3. Готовые образцы работ.

Описание общей методики работы

В занятиях поддерживаются следующие этапы:

  1. Первый этап – возникновение замысла.
  2. Второй этап – процесс создания художественного образа.
  3. Третий этап – анализ результатов творчества педагогом и детьми.

На первом этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего мира, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером изобразительного образа.

На втором этапе – выбор инструментов и материалов, изобразительных средств и техник, способов «вживления в образ», для передачи настроения, характера персонажей, животного или человека; синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.

На третьем этапе – восприятие детьми результатов творчества, анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»; доброжелательное отношение к замыслам детей.

Эти методы и приемы, использованные в программе, помогают детям создать художественные образы в рисунках, лепке, аппликации и в их интеграции.

Методы обучения

Наглядные: показ иллюстраций, фотографий, графических изображений, рисунков; метод демонстрации (наблюдение за процессом рисования), просмотр презентаций.

Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа, рассказ.

Практические: игровые, упражнения, соавторство, фото и видео выставки работ, пальчиковая гимнастика, рисование с ребенком «рука в руке».

Технологии обучения

В программу включены педагогические технологии, позволяющие учитывать личностно – ориентированный подход к каждому ребенку включают в себя: игровую, здоровьесберегающую, социально – психологическую, личностно – ориентированную и т.д.

Контрольно-измерительные (оценочные) материалы

Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:

  • Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
  • Оценка работ через выставку в группе;
  • Индивидуальное рассмотрение работ после практического занятия;
  • Беседа с детьми после теоретических занятий.

VI. ЛИТЕРАТУРА

  1. «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2021 г.
  2. "Занятия по рисованию с дошкольниками" под редакцией Р. Г. Казаковой Сфера, 2017 г.
  3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Москва 2022 г.
  4. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» ООО «ТЦ Сфера», 2020 г.
  5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО,2021 г.

VII . ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностическая карта

Результаты усвоения программы отслеживаются на конечном этапе обучения путём диагностирования. Предусматривается проведение итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Диагностика воспитанников проводится 1 раз в год: в конце учебного года (май).

Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.

Ф.И. ребенка

Техники нетрадиционного рисования – печатание (владеет)

Техники нетрадиционного рисования – тычок (владеет)

Техники нетрадиционного рисования с жидкой краской(владеет)

Техники нетрадиционного рисования с очень густой краской (знает элементы техники)

Техники нетрадиционного рисования со смешением материалов(знает элементы техники)

Техники нетрадиционного рисования - - монотипия (знает элементы техники)

Нетрадиционные материалы (знает элементы техники)

Проявление самостоятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Шкала оценок:

3 балла - овладел

2 балла - частично овладел

1 балл - не овладел

На основании проводимого в конце года мониторинга ставятся задачи:

- по индивидуальн6ой работе с конкретными детьми.

-как разнообразить подачу материла, сделать более увлекательной для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Малыши – художники»

Программа «Малыши-художники» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программой и взаимодополняет основную образовательную программу дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» (для детей 4-5 лет) (далее Программа) направлена на создание условий для развития личности ребёнка, р...