Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» для детей с интеллектуальной недостаточностью
рабочая программа по коррекционной педагогике

Протасова Оксана Викторовна

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

 

1.1.Пояснительная записка

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» относится к художественной направленности и ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей  и создание условий для художественно-эстетического, личностного, творческого развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Уровень освоения программы -ознакомительный.

Для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью  в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании. На становление характерных видов детской изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

          Актуальность программы.

      Актуальность программы обусловлена тем, что происходит  обучение дошкольников  с интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения.

Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, корригирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер.

В основе программы лежит изучение различных техник работы.

      Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию  и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Все эти условия способствуют становлению личности каждого дошкольника и интеграции его в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_protasova_raduga.docx70.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «РУЧЕЕК»

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению решением

педагогического совета МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 23 «Ручеек»

протокол №1 от 31.08.2021

      Утверждена

заведующим МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеек» г. Мичуринска

                    _________Г.А. Мачнева  

 приказ от 31.08.2021 №179-ОД

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Радуга» для детей с интеллектуальной недостаточностью

Уровень освоения – ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-6 лет

срок реализации: 1 года

Автор-составитель:

Протасова Оксана Викторовна, воспитатель

Мичуринск, 2021

Оглавление

 Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка ..............................................................................4

        

1.2. Цель программы………………………………………………………… .6

1.3. Содержание программы…………………………………………. …….  .6

1.4. Планируемые результаты ..........................................................................16

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарно-учебный график программы……………………………....16

2.2. Условия реализации программы ......................................................... ....16

2.3.Формы аттестации ......................................................................................17

2.4.Оценочные материалы………………………………………………….... 17

2.5.Методические материалы .......................................................................... 18

2.6.Список литературы .....................................................................................19

Приложения……………………………………………………………………21

Информационная карта программы

1. Учреждение

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №23 «Ручеёк» г. Мичуринска Тамбовской области

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» для детей с интеллектуальной недостаточностью

3. Ф.И.О., должность автора

Протасова Оксана Викторовна, воспитатель

4.  Сведения о программе:

Развитие художественной  активности у детей с ОВЗ

4.1. Нормативная база:

  Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями на 30.09.2020.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с изменениями  01 января 2021 г.

4.2. Вид

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

4.3. Направленность

художественная

4.4.Уровень освоения программы

ознакомительный

4.5. Область применения

дополнительное образование

4.6.Продолжительность обучения

1 года

4.7. Год разработки программы

2021

4.8. Возрастная категория обучающихся

5- 6 лет

БЛОК №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» относится к художественной направленности и ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей  и создание условий для художественно-эстетического, личностного, творческого развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Уровень освоения программы -ознакомительный.

Для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью  в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании. На становление характерных видов детской изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

          Актуальность программы.

      Актуальность программы обусловлена тем, что происходит  обучение дошкольников  с интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения.

Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, корригирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер.

В основе программы лежит изучение различных техник работы.

      Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию  и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Все эти условия способствуют становлению личности каждого дошкольника и интеграции его в социуме.

Педагогическая целесообразность.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Радуга», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, построена таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать «ситуацию успеха» и выразить себя как личность. Образовательная деятельность построена по принципу «от простого – к сложному», что способствует постепенному, пошаговому овладению ребенком различными технологиями и подтверждает педагогическую целесообразность программы.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Новизна и отличительная особенность программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 5-6 лет. Программа дополнительного образования носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, манкография) дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

          Адресат программы.

Программа предназначена для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (5 – 6 лет)

Количество обучающихся. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 6-8 человек.

Объем и срок освоения программы.

Срок реализации программы: 1 год (сентябрь-май)

Объём программы: 36 часов

Общее количество часов в год – 36 часов.

Формы и режим занятий.

Режим занятий: 1 образовательная ситуация в неделю, во второй половине дня, продолжительностью  обучения : 20 минут;

Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповая, индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа.

 Основные способы и формы работы с детьми.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -36., время занятий 15-20 мин.

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 5-6 лет и рассчитана на один год обучения.

             1.2. Цель программы

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей  с интеллектуальной недостаточностью       5-6лет средствами нетрадиционного рисования.

            1.3.Содержание программы

Задачи:

Обучающие:

  • учить приемам работы кистью, манкой, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, манка, тычок, трубочка);
  • учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать творческое воображение и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность.

          Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  •  воспитывать навыки самостоятельности

Учебный план

п/п

Раздел, тема

     Количество часов

Форма контроля/

аттестации

Теория

Практика

Всего

   

1.

Знакомство с техниками,  инструментами. Правила техники безопасности.

0,5

0,5

 1

 I     Техника «Ладошки»

1.1

«Солнце лучистое»

0,5

       0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

1.2

«Осеннее дерево»

    0,5        

       0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

1.3

«Цветок»

         0,5

       

     0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание

1.4

«Снегирь и синичка»

            0,5

     

     0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

  II  Техника «Оттиск» 

       

2.1

«Компот из яблок»

            0,5

       

     0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

2.2

«Осенний букет»

         0,5

       

    0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

2.3

«Моя любимая тарелка»

            0,5

     

    0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

2.4

«Платье»

            0,5

     

    0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

2.5

«Новогодняя елка»

            0,5

       

    0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

2.6

«Тюльпан»

0,5

    0,5

        1

Устный опрос

Творческое задание.

Всего                                             5            5            10

               

           

    III    Техника  «Пуантилизм»     

       

3.1

«Воздушные шарики»

 0,5          

    0,5    

        1

     

Устный опрос.

Творческое задание.

3.2

«Мячики»

            0,5

     

    0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

3.3

«Грибочек»

            0,5

       

    0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание

3.4

«Ветка рябины»

0,5

    0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание

3.5

«Рыбка в аквариуме»

0,5

   0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание

Всего                                             2,5             2,5            5

 

IV   Техника «Манкография»

4.1

«Пирамидка»

           

0,3

       

       0,7

         

        1

.Устный опрос.

Творческое задание

4.2

«Светофор»

            0,3

     

       0,7

        1                                

Устный опрос.

Творческое задание.

4.3

«Грузовик»

            0,3

     

        0,7

        1                

Устный опрос.

Творческое задание

4.4

«Зимний пейзаж»

            0,3

     

       0,7

        1            

Устный опрос.

Творческое задание.

4.5

«Снеговик»

0,3

       0,7

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

4.6

«Снежная зима»

0,5

       0,5

        1          

Устный опрос.

Творческое задание

4.7

«Кораблик»

0,5

       0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание

4.8

«Солнце»

0,5

        0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание

4.9

«Цветок»

0,5

        0,5

        1

Устный опрос.

Творческое задание

Всего

3,5      

       5,5

       9

V    Техника «Свеча+акварель»

5.1

«Снежок»

            0,3

       0,7

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

5.2

«Весенний дождик»

            0,3

       0,7

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

Всего                                                    0,6           1,4         2

   

VI       Техника «Кляксография»      

6.1

«Веселые кляксы»»

          0,5

     

 0,5

      1

Устный опрос.

Творческое задание.

6.2

«Цветок «Алоэ»»

     0,5      

     0,5

     

       1

Творческое задание.

6.3

«Весенние тучки»

        0,5

        0,5

     1

Устный опрос.

Творческое задание.

Всего

 1,5          

     1,5  

      3

   VII    Техника «Мятая бумага»

7.1

«Мишка»

       0,3

       

       0,7

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

7.2

«Заяц»

       0,3

       0,7

        1

Творческое задание.

7.3

«Котенок»

       0,3

      0,7

        1

Устный опрос.

Творческое задание.

7.4

«Праздничный салют»

        0,3

       0,7

        1

Устный опрос.

Творческое задание

   Всего

 1,2

3

      2,8

       4

VI I I     Техника «Монотопия»      

8.1

«Сапожки»

0,5

       0,5

1

Устный опрос.

Творческое задание.

8.2

«Бабочка»

            0,5

     

       0,5

          1

Устный опрос.

Творческое задание.

8.3

«Деревья»

0,5

           

       0,5

     

       

1

         

         

Устный опрос.

Творческое задание.

Всего

1,5

 1,5  

 3

Всего                                                               36 ч

 

  Содержание учебного плана

1.Знакомство с техниками рисования,  инструментами. Правила техники безопасности.

Теория. Знакомство с техниками рисования, инструментами. Инструктаж по технике безопасности. 

Практика. Пошаговое использование материалов, инструментов.

I    Техника «Ладошки»

1.1«Солнце лучистое»

Теория. Основной прием при  использования  нанесения краски на лодошку и потом на листе бумаги.

Практика: Выполнение приема «Ладошка».

1.1«Осеннее дерево»

Теория. Основной прием при  использования  нанесения краски на лодошку и потом на листе бумаги. Сосдание композиции.

Практика: Выполнение приема «Ладошка».

1.1«Цветок»

Теория. Основной прием при  использования  нанесения краски на лодошку и потом на листе бумаги.

Практика: Выполнение приема «Ладошка».

1.1«Снегирь и синичка»

Теория. Основной прием при  использования  нанесения краски на лодошку и потом на листе бумаги. Дополнять рисунок деталями .

Практика: Выполнение приема «Ладошка».

  II  Техника «Оттиск» 

2.1«Компот из яблок»

Теория .Беседа Дары природы

Практика: Совершенствовать умения и навыки детей в технике «оттиск» яблоком, воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы

2.2«Осенний букет»

Теория. Беседа: «Осень золотая»

Практика: Совершенствовать умения и навыки детей в технике «оттиск» листьями, воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы, аккуратно наносить краску на листья

2.3«Моя любимая тарелка»

Теория. Беседа «Посуда»

Практика: Совершенствовать умения и навыки детей в технике «оттиск» тампоном, воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы

2.4«Платье»

Теория. Беседа «Одежда»

Практика: Совершенствовать умения и навыки детей в технике «оттиск» тампоном, воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы

2.5«Новогодняя Елка»

Теория. Беседа «Посуда»

Практика: Совершенствовать умения и навыки детей в технике «оттиск» яблоком, воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы

2.6«Тюльпан»

Теория. Беседа «Посуда»

Практика: Совершенствовать умения и навыки детей в технике «оттиск» яблоком, воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы

III    Техника  «Пуантилизм»     

3.1«Воздушные шарик»

Теория. Беседа «Игрушки»

Практика: Совершенствовать умения рисовать точки плотно прижимая ватные палочки к бумаги. Совершенствовать умение работать аккуратно.

3.2«Мячики»

Теория. Беседа «Игрушки»

Практика: Совершенствовать умения рисовать точки плотно прижимая ватные палочки к бумаги. Совершенствовать умение работать аккуратно.

3.3«Грибочек»

Теория. Беседа «Дары природы»

Практика: Совершенствовать умения рисовать точки плотно прижимая ватные палочки к бумаги. Совершенствовать умение работать аккуратно.

3.4«Ветки рябины»

Теория. Беседа «Дары природы»

Практика: Совершенствовать умения рисовать точки плотно прижимая ватные палочки к бумаги. Совершенствовать умение работать аккуратно.

3.5«Рыбка в аквариуме»

Теория. Беседа «Подводный мир»

Практика: Совершенствовать умения рисовать точки плотно прижимая ватные палочки к бумаги. Совершенствовать умение работать аккуратно.

IV   Техника «Манкография»

4.1«Пирамидка»

Теория. Беседа «Игрушки»

Практика: Совершенствовать умения новой техники – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе.

4.2«Светофор»

Теория. Беседа «Правила дорожного движения»

Практика: Совершенствовать умения новой техники – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе.

4.3«Грузовик»

Теория. Беседа «Транспорт»

Практика: Совершенствовать умения новой техники – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе.

4.4«Зимний пейзаж»

Теория. Беседа «Зима»

Практика: Совершенствовать умения новой техники – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе.

4.5«Снеговик»

Теория. Беседа «Зима»

Практика: Совершенствовать умения новой техники – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе.

4.6«Снежная зима»

Теория. Беседа «Зима»

Практика: Совершенствовать умения новой техники – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе.

4.7«Кораблик»

Теория. Беседа «День защитника Отечества»

Практика: Совершенствовать умения новой техники – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе.

4.8«Солнце»

Теория. Беседа «Явление природы»

Практика: Совершенствовать умения новой техники – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе.

4.9«Цветок»

Теория. Беседа «Цветы»

Практика: Совершенствовать умения новой техники – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе.

V    Техника «Свеча+акварель»

5.1«Снежок»

Теория. Беседа «Зима»

Практика: Совершенствовать умения рисования рисунка в нетрадиционной технике – восковой свечой; развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы.

5.2«Весенний дождик»

Теория. Беседа «Весна»

Практика: Совершенствовать умения рисования рисунка в нетрадиционной технике – восковой свечой; развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы.

VI       Техника «Кляксография»      

6.1«Веселые кляксы»

Теория. Д/игра «

Практика: Познакомить с техникой кляксография, учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение

6.2«Цветок «Алоэ»

Теория. Беседа «Цветы»

Практика: Познакомить с техникой кляксография, учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение

6.3«Весенние тучки»

Теория. Беседа «Явления природы»

Практика: Познакомить с техникой кляксография, учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение

VII    Техника «Мятая бумага»

7.1«Мишка»

Теория. Беседа «Дикие животные»

Практика: Совершенствовать умения сочетать в работе скатывание, комканное бумаги и рисование, дорисовывать детали животного

7.2«Зайка»

Теория. Беседа «Дикие животные»

Практика: Совершенствовать умения сочетать в работе скатывание, комканное бумаги и рисование, дорисовывать детали животного

7.3«Котенок»

Теория. Беседа «Домашние животные»

Практика: Совершенствовать умения сочетать в работе скатывание, комканное бумаги и рисование, дорисовывать детали животного

7.4«Праздничный салют»

Теория. Беседа «Праздники»

Практика: Совершенствовать умения сочетать в работе скатывание, комканное  бумаги и рисование, дорисовывать детали салюта.

VI I I     Техника «Монотопия»      

8.1«Сапожки»

Теория. Беседа «Обувь»

Практика: Совершенствовать умения рисовать сапоги на половинке бумаги, затем отпечатывать рисунок на другой стороне бумаги; воспитывать аккуратность в работе.

8.2«Бабочка»

Теория. Беседа «Насекомые»

Практика: Совершенствовать умения рисовать бабочку на половинке бумаги, затем отпечатывать рисунок на другой стороне бумаги; воспитывать аккуратность в работе.

8.3«Деревья»

Теория. Беседа «Деревья и кустарники»

Практика: Совершенствовать умения рисовать деревья на половинке бумаги, затем отпечатывать рисунок на другой стороне бумаги; воспитывать аккуратность в работе.

1.4. Планируемые результаты

  • научатся приемам работы с кистью, мелками, нетрадиционным      художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля,);
  •  научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры; -
  •  развитие мелкой моторика рук;
  • развивается творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • концентрация внимания;
  • обострение тактильного восприятия;
  • сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
  • сформируются навыки самостоятельности и умение взаимодействовать друг с другом.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙПРОГРАММЫ

2.1. Календарный учебный график (Приложение 2)

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с изменениями  01 января 2021 г.

Всего учебных недель – 36.

Количество учебных часов:  – 36 ч

Учебный период - с 1 сентября по 30 мая.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение:

  • помещение,
  • мебель (столы, стулья, выставочные шкафы), соответствующие санитарно-гигиеническим нормам;
  • мультимедийное оборудование (проектор, экран);
  • ноутбук;
  • звуковые колонки;
  •  магнитно-маркерная доска; 
  • бумага разного формата и цвета.
  • гуашь.
  • акварельные краски.
  • мятая бумага.
  • поролон.
  • Манная крупа.
  • трубочки от коктейля.
  • восковая свеча
  • одноразовые вилочки.
  • ватные палочки.
  • кисточки.
  • чашечки для гуаши.
  • баночки для воды.
  • заготовки рисунков.
  • салфетки влажные.

Методическое обеспечение

1. Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

2. Материалы из опыта работы: - образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- альбомы, фотографии лучших работ;

- перспективные тематические планы;

 - конспекты занятий;

 3. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми: - цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;

- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;

- кисти трех размеров, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;

4. Диагностическая карта «Оценка освоения программы»

2.3. Формы аттестации

Для определения результативности реализации программы используются следующие способы:

Педагогическое наблюдение:

активность на занятиях;

вовлеченность в проведение мероприятий;

заинтересованность в получении новых знаний и умений.

Педагогический анализ:

наблюдение по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков, личностного роста; оценивание полученных знаний (диагностика, опрос),

практическое задание, выставки детских рисунков- опрос родителей с целью исследования динамики личностного роста ребёнка.

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются:

аналитическая справка;

журнал посещаемости;

материал анкетирования и тестирования;

отзывы родителей.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:

начальный контроль – проводится в начале учебного года

текущий контроль - проводится в течение всего учебного периода;

промежуточная аттестация – проверяется уровень усвоения программы за год обучения. Формы проведения промежуточной аттестации: диагностика. Результаты промежуточной аттестации заносятся в диагностическую карту.

2.4. Оценочные материалы

           Формой контроля за результативностью освоения программы служит  мониторинг деятельности.

Цель педагогического мониторинга – определение динамики индивидуального развития ребенка, оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

Мониторинг включает в себя  показатели и критерии, в соответствии с планируемыми результатами программы. Результаты заносятся в диагностическую карту и   отражают  уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Критерии оценки результативности  отражают:

  • уровень теоретических знаний;
  • уровень практической подготовки обучающихся;
  • уровень развития и воспитанности обучающихся.

     Форма фиксирования и обобщения достижений обучающихся – диагностические карты (Приложение1)

2.5. Методические материалы

При изучении программы «Радуга» приоритет отдается активным формам обучения.

Педагогические технологии, используемые в обучении:

  • социо-игровые,
  • здоровьесберегающие,
  • личностно – ориентированные,
  • информационно-коммуникативные,
  • технология исследовательской деятельности

Основные методы и приёмы обучения.

Для реализации программы  используются наиболее эффективные методы и приемы:

  • объяснительно-иллюстративный метод (словесно-наглядный);
  • метод стимулирования и релаксации (физкультминутки и подвижные игры);
  • практические  (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).

2.6. Список литературы

1.Гаврилушкина О.П. Пространственно-временная организации деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников/Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников// Под ред.Л.П.Носковой.-М.:Педагогика,1989.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I и II.

3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005-260с.

4. Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

5. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

6. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:

7. Рузанова Ю.В  Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности /Ю.В.Рузанова. -Санкт-Петербург.: КАРО, 2009г.-160

8. Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

    9.Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей                дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.

   10. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.

    11. Шаляпина Н.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками     /Н.А.Шаляпина. - М.:ООО ТЦ  Сфера,2016г.-70с.

    12.Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного       возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-hudozhestveno-yesteticheskomu

2.https://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-v-netradicionoi-tehnike-kljaksografija-s-trubochkoi-tema-razduvanie-kljaksy.html

3. https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html 

4.https://pandia.ru/text/80/536/63272.php  

5.https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/monotipiya-v-detskom-sadu.html

                                                                                                 

Приложения

    Приложение 1

Оценочные материалы

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае. Диагностическое обследование по выявлению уровня развития усвоения теоретических, практических навыков проводится методом диагностики, опроса, выполнения практических заданий, а также методом наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятия.  Такое обследование ведется в течение учебного года.

Результаты диагностики заносятся в таблицу.

Диагностическая карта

№ п/ п

Ф.И ребенка

Технические навыки

Точность движения

Средства выразительности (цвет, форма, композиции)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

«н» – начало года; «к» – конец года

В таблицу выставляются оценки на начало и конец учебного года.

Критерии оценки: 3 балла — делает все самостоятельно, 2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым, 1 балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

К концу года умения и навыки детей во всех видах изобразительной и декоративной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. По методике Г.А.Урунтаевой («Диагностика изобразительной деятельности») .

                                                                                                        Приложение 2

Календарно-учебный график

Учебный период 2021-2022г.

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

1

09

01

15.45

1

Вводное занятие

Групповая

комната

Устный опрос.

Диагностика

2

09

08

15.45

Занятие-игра

1

Воздушные шарики (манко

графия)

Групповая

комната

Устный опрос Практическое задание

3

09

15

15.45

Занятие-игра

1

Мяч (монотопия)

Групповая

комната

Устный опрос Практическое задание

4

09

22

15.45

Занятие-игра

1

Компот из яблок (оттиск)

Групповая

комната

Устный опрос Практическое задание

1

10

06

15.45

Занятие-игра

1

Осенний букет(печать)

Групповая

комната

Устный опрос Практическое задание

2

10

13

15.45

Занятие-игра

1

Осеннее дерево(ладошки)

Групповая

комната

Устный опрос Практическое задание

3

10

20

15.45

Занятие-игра

1

Веточка рябины

(ватные палочки)

Групповая

комната

Устный опрос Практическое задание

4

10

27

15.45

Занятие-игра

1

Грибочек(манкография)

Групповая

комната

Устный опрос Практическое задание

1

11

03

15.45

Занятие-игра

1

Платье(пуантилизм)

Групповая

комната

Практическое задание

2

11

10

15.45

Занятие-игра

1

Пирамидка(манкография)

Групповая

комната

Практическое задание

3

11

17

15.45

Занятие-игра

1

Грузовик(манкография)

Групповая

комната

Практическое задание

4

11

24

15.45

Занятие-игра

1

Светофор(манкография)

Групповая

комната

Практическое задание

1

12

01

15.45

Занятие-игра

1

Моя любимая тарелка

(оттиск)

Групповая

комната

Практическое задание

2

12

08

15.45

Занятие-игра

1

Снежок

(свеча)

Групповая

комната

Практическое задание

3

12

15

15.45

Занятие-игра

1

Зимний пейзаж

(манкография)

Групповая

комната

Практическое задание

4

12

22

15.45

Занятие-игра

1

Новогодняя елка(оттиск)

Групповая

комната

Практическое задание

1

01

05

15.45

Занятие-игра

1

Снеговик(манкография)

Групповая

комната

Практическое задание

2

01

12

15.45

Занятие-игра

1

Снежная зима(манкография)

Групповая

комната

Практическое задание

3

01

19

15.45

Занятие-игра

1

Зимняя шапка(оттиск)

Групповая

комната

Практическое задание

4

01

26

15.45

Занятие-игра

1

Сапожки(монотопия)

Групповая

комната

Практическое задание

1

02

02

15.45

Занятие-игра

1

Веселая клякса(кляксография)

Групповая

комната

Практическое задание

2

02

09

15.45

Занятие-игра

1

Кораблик(манкография)

Групповая

комната

Практическое задание

3

02

16

15.45

Занятие-игра

1

Цветок «Алоэ»(кляксография)

Групповая

комната

Практическое задание

4

02

23

15.45

Занятие-игра

1

Снегирь и синичка(ладошка)

Групповая

комната

Практическое задание

1

03

03

15.45

Занятие-игра

1

Тюльпан(оттиск)

Групповая

комната

Практическое задание

2

03

09

15.45

Занятие-игра

1

Цыпленок(манкография)

Групповая

комната

Практическое задание

3

03

16

15.45

Занятие-игра

1

Котенок(мятая бумага)

Групповая

комната

Практическое задание

4

03

23

15.45

Занятие-игра

1

Мишка(мята бумага)

Групповая

комната

Практическое задание

1

04

06

15.45

Занятие-игра

1

Заяц(мятая бумага)

Групповая

комната

Практическое задание

2

04

13

15.45

Занятие-игра

1

Солнце(манкография)

Групповая

комната

Практическое задание

3

04

20

15.45

Занятие-игра

1

Весенние тучки(кляксография)

Групповая

комната

Практическое задание

4

04

27

15.45

Занятие-игра

1

Весенний дождик(свеч)

Групповая

комната

Практическое задание

1

05

04

15.45

Занятие-игра

1

Праздничный салют(мятая бумага)

Групповая

комната

Практическое задание

2

05

11

15.45

Занятие-игра

1

Бабочка(монотопия)

Групповая

комната

Практическое задание

3

05

18

15.45

Занятие-игра

1

Деревья(монотопия)

Групповая

комната

Практическое задание

4

05

25

15.45

Занятие-игра

1

Цветок(ладошки)

Групповая

комната

Практическое задание

Приложение 3

Нетрадиционные техники рисования.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

 Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

 Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

 Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

 Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

 Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

 Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Манкография

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: цветная манка, плотная бумага любого цвета, небольшие листы , салфетки.

Способ получения изображения: ребенок обводит рисунок карандашом, потом наносит клей ПВА, затем наносит цветную манку на рисунок. На каждый рисунок подбирается нудного цвета манка.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

 Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Пуантилизм»

Есть такая техника, которая получила название «Пуантилизм».

Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова ,что означает «точка».

«Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками).

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета,  ватные палочки, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь палочкуи наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

                                                                                                      Приложение 4

Методическое приложение

«Осенний букет»(оттиск)

Цели:

-продолжать знакомить детей с видами нетрадиционной техникой рисования «оттиск» - отпечатки листьев;

-развивать у детей моторные способности через овладение разнообразными нетрадиционными техниками рисования;

- развивать мелкую моторику кистей рук;

- учить детей аккуратно наносить краску на листья;

- воспитывать у детей организованность, усидчивость, старание и аккуратность в работе с красками;

- развивать воображение, умение красиво располагать отпечатки листьев на листе бумаги.

Материалы:

Непосредственная художественная деятельность детей.

Вспомнили с детьми о том, какое наступило время года.

Дети отгадывали загадки, читали стихи об осени.

Физкультминутка:

Осень, осень – листопад,

(дети плавными движениями поднимают руки вверх)

Листья жёлтые летят.

(дети как бы дирижируют руками и постепенно опускают их вниз)

Ветер дует, задувает,

(дети не спеша разводят руки от груди в стороны, одновременно дуют, имитируя звуки ветра)

Туча солнце закрывает,

(дети закрывают глаза руками)

Дождик капает с утра.

(дети постепенно приседают и показывают, как капают капли дождя – указательными пальцами дотрагиваются до пола)

Осень – грустная пора.

(дети разводят руки в стороны с выражением грусти на лице)

Рассматриваем с детьми листочки, повторяем названия деревьев, с которых сорвали листочки для занятия.

Перед началом рисования напоминаю детям о том, чтобы они старались аккуратно выполнять работу красками. Обращаю внимание детей на то, что смочив кисточку в баночке с водой, нужно обязательно убрать излишки воды, приложив несколько раз кисточку к краю баночки – так с кисточки стекут лишние капли воды, и только после этого можно набирать гуашь.

Самостоятельная деятельность детей.

Подведение итога: обратить внимание детей, какой у них получился осенний ковер, все справились с заданием. Выставка работ.

«Снегирь и синичка» (рисуем ладошкой)

Цель: учить детей рисовать снегирей и синиц в нетрадиционной техники рисования – ладошкой;

Задачи: 

-совершенствовать навыки работы с гуашью, развивать композиционные навыки;

-расширение словарного запаса;

-воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, любовь к природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц, образец, гуашь, кисточки, емкость для воды, валик для рук.

Ход ООД:

- Для того что бы узнать каких птичек мы сегодня с вами будем рисовать, вам нужно отгадать загадку:

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки.

Отгадайте что за птица?

Называется (Синица). Молодцы.

- Ребята, существуют такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать и называются они - зимующие. Отгадайте еще одну загадку:

На снегу сидит, блистая,

Красногрудых птичек стая.

Бросим крошек поскорей

Для красавцев - (Снегирей)

- Зимой многим птицам не хватает пищи и поэтому они нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь? (Сделать кормушки и насыпать в них зернышки, семена, семечки, крошки хлеба).

- Сегодня мы будем рисовать снегиря и синичку нашими ладошками. Но для начала давайте посмотрим чем они похожи и чем они отличаются? (Ответы детей). Рисовать снегиря мы будем так: ладонь – красной гуашью, пальчики – черной гуашью. Затем дорисовываем детали (черную головку, глаз, лапки). Синица: ладонь – желтой гуашь, пальчики – зеленой гуашью, дорисовываем голову и лапки. Птички сидят на веточки. Посмотрите, какой рисунок получился у меня.

Пальчиковая гимнастика:

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

- Молодцы. А теперь, ребята приступайте к работе. Дети самостоятельно рисует, воспитатель оказывает помощь в рисовании мелких деталей, уточняет название формы, пропорциональное соотношение частей тела птиц.

«Котенок» (мятая бумага)

Цель: учить рисовать знакомые объекты нетрадиционным способом (оттиск куском скомканной бумаги).

Задачи: 

-продолжать учить детей передавать выразительный образ кошки;

- передавать цвет и фактуру нетрадиционными материалами;- воспитывать любовь к животным.

Материалы, инструменты, оборудование: Фотографии кошек, бумага белая и использованная бумага, гуашевые краски, восковые мелки, банки с водой, палитры, тарелочки.

Предварительная работа: наблюдение за кошкой, чтение художественных произведений о животном Михалков, «Кошкин дом» Подвижные игры «Кот и мыши»

Ход деятельности: 

Воспитатель читает стихотворение: С. Михалкова «Котята»

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый белый,

ДВА - котенок самый смелый,

ТРИ - котенок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

В. - У многих из вас дома есть кошка. Какая она?

Д. - Пушистая, серенькая, …

В. - Мы рассматривали фотографии ваших питомцев, слушали ваши рассказы.

Дети мнут куски бумаги, превращают их в шарики, перекидывают друг другу. А сейчас посмотрите, как с помощью этих комочков можно нарисовать кошку. Для начала  налью в тарелочку нужный цвет (оранжевый, серый, черный, коричневый). Затем воспитатель макает комок бумаги в краску и наносит два оттиска на бумагу. Один побольше- это туловище кошки, второй поменьше- это голова. Посмотрите какая получается у меня кошка. Для завершения образа у меня не хватает некоторых деталей. Как вы думаете, что мне нужно добавить?(хвост, уши, усы)

Воспитатель дополняет образ кошки деталями, располагая их по своему усмотрению, так чтобы передать характер животного. Использует восковые мелки.

Дети выбирают нужный для работы цвет и приступают к самостоятельной деятельности.

Итог: По окончании деятельности воспитатель организует выставку работ и совместный просмотр.

   

«Веселые кляксы» (кляксография)

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

Задачи: 

- Развивать навыки общения и речь.

- Расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы.

-Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (кляксография с трубочкой).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Дерево». Игры с водой и трубочкой для коктейля «морской бой», выдувание воздуха через трубочку.

Материал: альбомный лист, жидко разведенная гуашь в мисочке коричневого цвета, трубочка (соломинка для напитков).

Ход занятия:

Воспитатель: дети вы верите в волшебство? (Ответы детей)

-Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете? (ответы детей) Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих!

С кем водятся волшебники

А с тем, кто верит в них!

-Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.

Экспериментирование:

Мы палочкой волшебной

Тихонечко взмахнем

И чудеса в тарелочке

Мы из песка найдем.

- Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается). Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети рисуют). А теперь попробуйте это в тарелочке с водой (дети делают). Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок, но вначале мы с вами побеседуем.

Посмотрите, что у нас лежит на столе. (альбомные листы, кисточки, разведенная гуашь, баночки с водой, бумажные салфетки) Мы будем раздувать кляксы с помощью нашей волшебной палочки - трубочки. Сначала мы возьмем кисточкой краску и сделаем кляксу. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать.

А пока мы с вами немножко отдохнем. Полежим на ковре с закрытыми глазами и представим себе красоту леса. (звучит запись музыки - релакс «Звуки весеннего леса).

Физкультминутка:

Мы сегодня рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут

Снова рисовать начнут

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем (кисти рук погладили, встряхнули, размяли.) Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвозди (дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)

Мы старались, рисовали, А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем, Снова рисовать начнем.

Мы старались, рисовали, Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем

Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым? - Нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Дети рисуют. Самостоятельная деятельность.

Итог : Вот и готовы наши рисунки, яркие!

«Ветка рябины» (пуантилизм)

Цель: Закрепить отличительные черты Осени, развивать интерес к изобразительной деятельности в нетрадиционном исполнении.

Задачи:

- закреплять знания о времени года – осень

- закрепить навык рисования ватными палочками

 - воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность.

-развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира,

- развивать умение рисовать пальцами, различать красный цвет, развивать мелкую моторику рук.

      ООД:

Наступила осень

Стало холодней

На деревьях листья

Стали все желтей.

Птицам все труднее

Кормим себе искать

Стали птицы вместе

В стаях улетать (осень)

Физкультминутка «Положи листок в корзинку».

 На пол раскладываются листья желтые, зеленые, красные. Дети должны взять по одному листочку и отнести в корзину соответствующего цвета.

Показ детям ветки рябины.

Ах рябина милая, Осенью красивая,

Птичек созываешь  Ягодами угощаешь.

На ветвях блестят.

Какого цвета ягоды рябины? (Красного)

Какой они формы? (Круглые) 

Какого они размера? (Маленькие) 

Воспитатель: А как вы думаете, кто любит кушать такие ягодки?

Дети: Птички

Воспитатель: Кто-то к нам стучится в окно? Ребята, посмотрите, к нам прилетела синичка!

Синичка: на деревьях уже не осталось ягод рябины и птичкам нечего кушать. Вы поможете птичкам?

Синичка: тогда нарисуйте, пожалуйста, для птичек ягодки рябины. И когда они увидят много ягод на ваших веточках, то они обязательно прилетят к вам.

Пальчиковая гимнастика «Рябинка»

Вот рябинки у тропинки, кисти алые горят

Птички в гости прилетели

Скушать ягодки хотят

Мы сегодня с вами будем волшебниками, не кисточкой рисовать – ватными палочками. Внимательно смотрите, я покажу, как мы будем рисовать ягоды рябины. Берем ватную палочку и обмакиваем её в краску (не всю – кончик) и прикладываем её к бумаге.

Самостоятельная работа детей. Рисуйте аккуратно, набирайте на кончик ватной палочки  краску хорошо (чтобы ягоды были сочные). Ягодок рисуйте побольше, чтобы всем птичкам хватило, одна ягодка возле другой. Ягодки рисуем красного цвета. Помощь воспитателя.

-Ой, какие красивые ягоды у вас и сколько их много.

Смотрите, ребята на ваши веточки прилетели птички.

Итог: все работы детей раскладываются на столе. Педагог обращает внимание на необычность рисунков. Просит повторить название способа изображения ветки рябины.

«Бабочка» (монотопия)

Цели: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «монотипия»;

Задачи:

-сформировать представление о бабочках;

- -формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению;

-развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей;

-развивать интерес к выполнению задания;

-воспитывать аккуратность и трудолюбие;

-вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением бабочек, лист белой бумаги А/4 сложенной пополам, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, вырезанный контур бабочки, салфетки.

На доске расставлены картинки. На столах перед детьми вырезанные контуры бабочек, кисти на подставках.

НОД:

Загадка:

Шевелились у цветка.

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

он вспорхнул и улетел.(бабочка)

-Посмотрите, сколько красивых бабочек к нам прилетело. На этой картинке красные бабочки, на этой – желтые. Все они веселые и красивые. (Педагог показывает детям иллюстрации с изображением разных видов бабочек.  Дети рассматривают картинки.)

Стих про бабочку:

     Я у желтой бабочки

Тихо-тихо спрашивал:

-Бабочка, скажи мне

Кто тебя раскрашивал?

Может, это лютик?

Может, одуванчик?

Может, желтой краской

Тот соседский мальчик?

Или это солнышко после скуки зимней?

Кто тебя раскрашивал?

Бабочка, скажи мне!

Прошептала бабочка

В золото одета:

Всю меня раскрасило

Лето, лето, лето! (А. Павлова)

-А теперь посмотрите на столы: на них тоже прилетели бабочки. Но они чуть грустные – их забыли раскрасить. Мы с вами сейчас превратимся в художников и поможем нашим бабочкам стать красивыми. (Педагог предлагает изобразить бабочку необычным способом – предметной монотипией.)

Рассматривание 2- х вариативных образцов по цвету.

Педагог предлагает изобразить бабочку необычным способом – предметной монотипией. Лист бумаги складываем пополам, чтобы получилась линия сгиба.

На правой половине листа нарисовать половину бабочки. Левую сторону прижмем к правой и тщательно разгладим. Откроем лист… Что получилось?

Педагог предлагает детям показать в воздухе обрисовывающем жестом контур крыльев (верхнее большое, нижнее поменьше, и напоминает, что нужно рисовать жидкими красками. Нарисовать силуэт и закрасить фон, быстро накрыть и сделать отпечаток. Пока просыхает силуэт, показать детям разновидность оформления крыльев бабочек. (выполнение работы)

-Вся бабочка оказалась раскрашенной! Какие красивые и радостные бабочки! Давайте положим их на стол – пусть высохнут. А мы поиграем.

Подвижная игра «Бабочки»

Дети-бабочки выбегают в центр свободного пространства группы – «на полянку», летают.

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака!

Ведущий выходит ловить бабочек, они от него улетают.

Итог: все работы детей раскладываются на столе. Педагог обращает внимание на необычность рисунков. Просит повторить название способа изображения бабочек. Отмечает детей, которые внесли дополнения в свои работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые ножки» для детей младшего и среднего возраста (1-2 МОДУЛЬ)

В основу настоящей программы художественной направленности положены методические рекомендации программы по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца». Возраст детей 3-4 года

Современное образование требует активной целенаправленной работы с детьми старшего школьного возраста, требует использовать новые формы и методы воспитания и обучения: воспитание личности, способ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Пиши - читай»

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладен...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КАПЕЛЬКИ РАДУГИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «КАПЕЛЬКИ РАДУГИ»...