Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность программы социально - коммуникативное развитие детей "Хорошие манеры" Возраст детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Павлова Евгения Михайловна

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

направленность программы социально - коммуникативное развитие детей

"Хорошие манеры"

Возраст детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_horoshie_manery_srednyaya_gruppa.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 105 «Мальвина» г. Волжского Волгоградской области

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

направленность программы социально - коммуникативное развитие детей

"Хорошие манеры"

Возраст детей 4-5 лет

Срок реализации - 1 год

Автор - составитель:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Павлова Евгения Михайловна

Волжский

Пояснительная записка

Направленность данной  программы соответствует  её  содержанию  и носит социально-педагогический характер.

Актуальность

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Возраст 4 - 5 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
      Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.

       Педагогическая целесообразность

Проблема социального развития ребенка сегодня особенно актуальна, ведь в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в социуме. Чтобы не складывалась сложная картина межличностных отношений между сверстниками и социализация дошкольников проходила позитивно, необходимо создать эмоциональный комфорт для каждого ребенка; воспитывать положительное отношение ребенка к окружающим людям; формировать коммуникативную компетентность дошкольника; развивать социальные навыки у ребенка.

Формы обучения

  • беседы;
  • развивающие игры;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр обучающих фильмов, презентаций;
  • упражнения подражательно-исполнительского характера;
  • импровизации;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • тематическое рисование;

Методы обучения

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

Методические приемы:

  • работа с иллюстрациями;
  • социо-игровые приемы;
  • здоровьесберегающие приемы;
  • релаксационные упражнения;
  • психогимнастические упражнения;
  • рисование коллективное, групповое, индивидуальное;
  • проблемные обучающие ситуации.

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,  что прослеживается в содержании занятий кружка и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Характеристика возрастно - психологических особенностей обучающихся.

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Физическое развитие: В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Ребенок развивается, становится более вынослив. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, меньше перепадов в настроении.

 Общение со сверстниками: На 5 году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры.

Общение со взрослыми. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему? », «Зачем? », «Для чего? » Общение со взрослыми. Этот возраст часто называют ВОЗРАСТОМ ПОЧЕМУЧЕК. Серьезную ошибку допускает взрослый (родитель, воспитатель, если отмахивается от вопросов ребенка, игнорирует их, или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты). Ребенок может замкнуться. Задача взрослого поддержать ребенка на данном этапе. Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, можно вместе с ребенком обратиться к энциклопедии. Не стоит стыдиться того, что вы чего – то не знаете. Наоборот, вы покажете ребенку, что человек не может все знать, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир. В этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. В средне группе дети охотно сотрудничают с воспитателем в играх, трудовых поручениях, но наряду с этим, активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.

Эмоциональная сфера: Чувства малыша становятся более глубокими. Если раньше он испытывал от общения со сверстниками чувство радости, то теперь в общении с окружающими возникает симпатия или привязанность. В средней группе у детей формируются такие нравственные эмоции как чуткость, доброта, чувство дружбы. В 4 – 5 летнем возрасте ребенок на замечания взрослого реагирует остро: вспышками гнева, слезами. Это связано с формированием потребности в уважении со стороны взрослых. Взрослый должен делать замечания ребенку, но оценивая конкретную работу, поступок. Не стоит говорить ребенку «Ты плохой», оцениваем поступок «Твой поступок был неправильным, некрасивым». Психические процессы: Продолжает развиваться внимание. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15 – 20 минут. Развивается мышление – ребенок высказывает свое мнение, делает умозаключения. Продолжает развиваться восприятие. Поэтому следует использовать задания на классификацию предметов по форме, величине, цвету. Развивается память. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки.

Психология личности ребенка: Происходит дальнейшее утверждение своего собственного «Я». Ребенок хочет доказать, что у него есть свое собственное мнение, отличающееся от мнения взрослого. Упрямство и капризы – это способы выражения своего мнения. Позитивно они утвердить свою личность пока не могут, а идут от противного «Вы так, а я наоборот! » Скоро это период пройдет. Родителям Необходимо набраться терпения, не забывать самого главного – родители - главный пример для ребенка. Т. е. малыш к 4 годам значительно повзрослел. Главное, на этом этапе помочь ему правильно сформировать отношение к окружающему миру, развивать его способности и общаться с ребенком на равных.

Объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

Программа рассчитана на 1 учебный год, с начала сентября по конец мая.

Общее количество занятий в год - 35

Режим занятий

Количество занятий – 1 раз в неделю

Количество раз в месяц - 4 занятий

Продолжительность занятия -20 минут

Количество детей – 15 человек

Возраст детей – 4 – 5 лет

Форма проведения занятий – групповая

Цель программы

Создать условия для развития коммуникативной компетентности и позитивной социализации дошкольников через организацию специальных занятий, упражнений и коммуникативных игр.

Задачи программы

  • развитие эмоциональной и познавательной сфер, навыков произвольной регуляции поведения;
  • развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;
  • научить детей разрешать конфликты и проблемные ситуации;
  • помочь в утверждение своего собственного «Я», поднятии самооценки, положительного отношения к сверстникам и взрослым.

Разделы программы

  • Этические беседы с дошкольниками
  • Основы безопасности собственной жизнедеятельности
  • Учимся общаться
  • Игры (подвижные, коммуникативные, шумелки)

Планируемые результаты

Ребёнок следует социокультурным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты самостоятельно.

Календарный учебный график программы

Месяц

Недели

Тема

Источник

Сентябрь

I

Вежливость.

Чего не знал воробышек

Как вести себя во время разговора

Игра ситуация.

Игра – кричалка

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник

«Этические беседы с дошкольниками»

Стр. 13 -14

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 21 и 155

II

Поведение ребёнка на детской площадке

К.Ю. Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

Стр. 26

III

Мы придём на помощь в трудную минуту

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 41

IV

Коммуникативная игра «Угадай, что я делаю»

Игра «Иголочка и ниточка»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 100 и 105

Месяц

Недели

Тема

Источник

Октябрь

I

Дружба

Почему нужно уметь уступать.

Игровое упражнение «Узкий мостик»

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник

«Этические беседы с дошкольниками»

Стр. 26

II

Поведение ребёнка в детском саду

Правила поведения воспитанных детей в детском саду

III

Стань добрее!

Нечаянно и нарочно.

Глупые ссорятся, а умные договариваются

«Мирилка»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 47 и 130

IV

Игра «Подарки»

Принимаем подарки с благодарностью

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 92

Месяц

Недели

Тема

Источник

Ноябрь

I

Правда – неправда

Доброе дело – правду говорить смело

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник

«Этические беседы с дошкольниками»

Стр. 49

II

Один дома

К.Ю. Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

Стр. 15

III

Что такое хорошо, что такое плохо?

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 57

IV

Коммуникативная игра

«Я знаю пять имён своих друзей»

Подвижная игра «Король»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 92 и 136

Месяц

Недели

Тема

Источник

Декабрь

I

Дружба

Правила дружной игры

Учимся прощать своих друзей.

Решаем спорные вопросы, избегаем ссор, не злимся на проигрыш, не дразним проигравшего.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник

«Этические беседы с дошкольниками»

Стр. 27

II

Бережём своё здоровья, или правила доктора Неболейки

К.Ю. Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

Стр. 33

III

Учимся общаться

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 63

IV

Сказка – шумелка «Теремок»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 33

Месяц

Недели

Тема

Источник

Январь

I

II

Небезопасные зимние забавы

К.Ю. Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

Стр. 25

III

Учимся благодарить

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 87

IV

Коммуникативная игра «Царевна Несмеяна»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 37

Месяц

Недели

Тема

Источник

Февраль

I

Дружба

Как жить дружно,

 без ссор

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник

«Этические беседы с дошкольниками»

Стр. 28

II

О правилах поведения в транспорте

К.Ю. Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

Стр. 45

III

Примерное поведение

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 99

IV

Подвижная игра «Гусеничка»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 38

Месяц

Недели

Тема

Источник

Март

I

Семья

Моя мама

Ненецкая сказка «Кукушка»

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник

«Этические беседы с дошкольниками»

Стр. 20-21

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 44

II

Правила безопасного поведения на улицах

К.Ю. Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

Стр. 40

III

Мы с друзьями

Музыкально-двигательная  игра «Паровозик»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 127 и 84

IV

Игра «Как развеселить маму?»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 42

Месяц

Недели

Тема

Источник

Апрель

I

Трудолюбие

Не сиди, сложа руки – так не будет и скуки

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник

«Этические беседы с дошкольниками»

Стр. 56

II

Правила поведения на природе

К.Ю. Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

Стр. 47

III

Поиграем, пошалим!

Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 146

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 50

IV

Игра «Утешалочка»

Игра « Поём песню вместе»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 50 и стр. 67

Месяц

Недели

Тема

Источник

Май

I

Бережливость

Берегите книгу

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник

«Этические беседы с дошкольниками»

Стр. 65

II

Правила поведения при общении с животными

К.Ю. Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

Стр. 56

III

Играем вместе

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Стр. 150

IV

Игра «Мой пропуск в волшебную страну»

и «Назови свои сильные стороны»

О.Н. Арсеневская

Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 62 и 66

Материально-техническое обеспечение

  1. ноутбук
  2. интерактивная доска
  3. фотоаппарат
  4. раздаточный материал

Формы аттестации  Аттестация промежуточная и итоговая.

Диагностика в начале учебного года и в конце.

Список литературы

Арсеневская О.Н. Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста». – Волгоград: Учитель, 2019 – 163 с.

Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». – Москва: Мозаика – Синтез, 2017 – 63 с.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с дошкольниками». – Москва: Мозаика – Синтез, 2016 –75с.

Интернет источники

Видео "Правила поведения в автобусе"

https://www.youtube.com/watch?time_continue=24&v=mwLoGBsKT44&feature=emb_logo

Научите ребенка договариваться! 

https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=Xd56tuVPRzo&feature=emb_logo

Списочный состав группы

Кукин Матвей

Ларин Максим

Крюкова Ирина

Помазан Артём

Путивцев Василий

Сапожников Владимир

Роман Алиса

Самарина Дарина

Самарина Кира

Титова Арина

Травин Никита

Яскевич Ульяна

Макаревич Марк

Тоноян Арина

Тоноян Эвелина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «ХОЧУ БЫТЬ ПРЕДПРИИМЧИВЫМ»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Воспитываем у детей семейные ценности»

В настоящее время далеко не все дети владеют информацией о своей семье, не знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные пр...

Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого,раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 (8 лет) «Познаю себя».

Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого,раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 (8 лет) «Познаю себя»....

Перспективный план развития теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда "Юные пожарные"

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда пожарных...

Я, МЫ И МИР ВОКРУГ Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет.

Моя программа в первую очередь адресована ребенку, который, как нераскрывшийся цветок, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место. А мир ...

Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек».

В статье освящается опыт реализации парциальной программы по социально-коммуникативному развитию детей 4-7 лет "Волшебный песочек"....

Я, МЫ И МИР ВОКРУГ Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет.

Моя программа в первую очередь адресована ребенку, который, как нераскрывшийся цветок, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место. А мир ...