Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность программы социально - коммуникативное развитие детей "Хорошие манеры" Возраст детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
направленность программы социально - коммуникативное развитие детей
"Хорошие манеры"
Возраст детей 4-5 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 105 «Мальвина» г. Волжского Волгоградской области
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
направленность программы социально - коммуникативное развитие детей
"Хорошие манеры"
Возраст детей 4-5 лет
Срок реализации - 1 год
Автор - составитель:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Павлова Евгения Михайловна
Волжский
Пояснительная записка
Направленность данной программы соответствует её содержанию и носит социально-педагогический характер.
Актуальность
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Возраст 4 - 5 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.
Педагогическая целесообразность
Проблема социального развития ребенка сегодня особенно актуальна, ведь в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в социуме. Чтобы не складывалась сложная картина межличностных отношений между сверстниками и социализация дошкольников проходила позитивно, необходимо создать эмоциональный комфорт для каждого ребенка; воспитывать положительное отношение ребенка к окружающим людям; формировать коммуникативную компетентность дошкольника; развивать социальные навыки у ребенка.
Формы обучения
- беседы;
- развивающие игры;
- чтение художественной литературы;
- просмотр обучающих фильмов, презентаций;
- упражнения подражательно-исполнительского характера;
- импровизации;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- тематическое рисование;
Методы обучения
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Методические приемы:
- работа с иллюстрациями;
- социо-игровые приемы;
- здоровьесберегающие приемы;
- релаксационные упражнения;
- психогимнастические упражнения;
- рисование коллективное, групповое, индивидуальное;
- проблемные обучающие ситуации.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий кружка и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Характеристика возрастно - психологических особенностей обучающихся.
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Физическое развитие: В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Ребенок развивается, становится более вынослив. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, меньше перепадов в настроении.
Общение со сверстниками: На 5 году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры.
Общение со взрослыми. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему? », «Зачем? », «Для чего? » Общение со взрослыми. Этот возраст часто называют ВОЗРАСТОМ ПОЧЕМУЧЕК. Серьезную ошибку допускает взрослый (родитель, воспитатель, если отмахивается от вопросов ребенка, игнорирует их, или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты). Ребенок может замкнуться. Задача взрослого поддержать ребенка на данном этапе. Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, можно вместе с ребенком обратиться к энциклопедии. Не стоит стыдиться того, что вы чего – то не знаете. Наоборот, вы покажете ребенку, что человек не может все знать, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир. В этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. В средне группе дети охотно сотрудничают с воспитателем в играх, трудовых поручениях, но наряду с этим, активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.
Эмоциональная сфера: Чувства малыша становятся более глубокими. Если раньше он испытывал от общения со сверстниками чувство радости, то теперь в общении с окружающими возникает симпатия или привязанность. В средней группе у детей формируются такие нравственные эмоции как чуткость, доброта, чувство дружбы. В 4 – 5 летнем возрасте ребенок на замечания взрослого реагирует остро: вспышками гнева, слезами. Это связано с формированием потребности в уважении со стороны взрослых. Взрослый должен делать замечания ребенку, но оценивая конкретную работу, поступок. Не стоит говорить ребенку «Ты плохой», оцениваем поступок «Твой поступок был неправильным, некрасивым». Психические процессы: Продолжает развиваться внимание. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15 – 20 минут. Развивается мышление – ребенок высказывает свое мнение, делает умозаключения. Продолжает развиваться восприятие. Поэтому следует использовать задания на классификацию предметов по форме, величине, цвету. Развивается память. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки.
Психология личности ребенка: Происходит дальнейшее утверждение своего собственного «Я». Ребенок хочет доказать, что у него есть свое собственное мнение, отличающееся от мнения взрослого. Упрямство и капризы – это способы выражения своего мнения. Позитивно они утвердить свою личность пока не могут, а идут от противного «Вы так, а я наоборот! » Скоро это период пройдет. Родителям Необходимо набраться терпения, не забывать самого главного – родители - главный пример для ребенка. Т. е. малыш к 4 годам значительно повзрослел. Главное, на этом этапе помочь ему правильно сформировать отношение к окружающему миру, развивать его способности и общаться с ребенком на равных.
Объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа рассчитана на 1 учебный год, с начала сентября по конец мая.
Общее количество занятий в год - 35
Режим занятий
Количество занятий – 1 раз в неделю
Количество раз в месяц - 4 занятий
Продолжительность занятия -20 минут
Количество детей – 15 человек
Возраст детей – 4 – 5 лет
Форма проведения занятий – групповая
Цель программы
Создать условия для развития коммуникативной компетентности и позитивной социализации дошкольников через организацию специальных занятий, упражнений и коммуникативных игр.
Задачи программы
- развитие эмоциональной и познавательной сфер, навыков произвольной регуляции поведения;
- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;
- научить детей разрешать конфликты и проблемные ситуации;
- помочь в утверждение своего собственного «Я», поднятии самооценки, положительного отношения к сверстникам и взрослым.
Разделы программы
- Этические беседы с дошкольниками
- Основы безопасности собственной жизнедеятельности
- Учимся общаться
- Игры (подвижные, коммуникативные, шумелки)
Планируемые результаты
Ребёнок следует социокультурным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты самостоятельно.
Календарный учебный график программы
Месяц | Недели | Тема | Источник |
Сентябрь | I | Вежливость. Чего не знал воробышек Как вести себя во время разговора Игра ситуация. Игра – кричалка | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» Стр. 13 -14 О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 21 и 155 |
II | Поведение ребёнка на детской площадке | К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 26 | |
III | Мы придём на помощь в трудную минуту | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 41 | |
IV | Коммуникативная игра «Угадай, что я делаю» Игра «Иголочка и ниточка» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 100 и 105 | |
Месяц | Недели | Тема | Источник |
Октябрь | I | Дружба Почему нужно уметь уступать. Игровое упражнение «Узкий мостик» | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» Стр. 26 |
II | Поведение ребёнка в детском саду | Правила поведения воспитанных детей в детском саду | |
III | Стань добрее! Нечаянно и нарочно. Глупые ссорятся, а умные договариваются «Мирилка» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 47 и 130 | |
IV | Игра «Подарки» Принимаем подарки с благодарностью | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 92 | |
Месяц | Недели | Тема | Источник |
Ноябрь | I | Правда – неправда Доброе дело – правду говорить смело | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» Стр. 49 |
II | Один дома | К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 15 | |
III | Что такое хорошо, что такое плохо? | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 57 | |
IV | Коммуникативная игра «Я знаю пять имён своих друзей» Подвижная игра «Король» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 92 и 136 | |
Месяц | Недели | Тема | Источник |
Декабрь | I | Дружба Правила дружной игры Учимся прощать своих друзей. Решаем спорные вопросы, избегаем ссор, не злимся на проигрыш, не дразним проигравшего. | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» Стр. 27 |
II | Бережём своё здоровья, или правила доктора Неболейки | К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 33 | |
III | Учимся общаться | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 63 | |
IV | Сказка – шумелка «Теремок» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 33 | |
Месяц | Недели | Тема | Источник |
Январь | I | ||
II | Небезопасные зимние забавы | К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 25 | |
III | Учимся благодарить | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 87 | |
IV | Коммуникативная игра «Царевна Несмеяна» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 37 | |
Месяц | Недели | Тема | Источник |
Февраль | I | Дружба Как жить дружно, без ссор | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» Стр. 28 |
II | О правилах поведения в транспорте | К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 45 | |
III | Примерное поведение | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 99 | |
IV | Подвижная игра «Гусеничка» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 38 | |
Месяц | Недели | Тема | Источник |
Март | I | Семья Моя мама Ненецкая сказка «Кукушка» | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» Стр. 20-21 О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 44 |
II | Правила безопасного поведения на улицах | К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 40 | |
III | Мы с друзьями Музыкально-двигательная игра «Паровозик» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 127 и 84 | |
IV | Игра «Как развеселить маму?» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 42 | |
Месяц | Недели | Тема | Источник |
Апрель | I | Трудолюбие Не сиди, сложа руки – так не будет и скуки | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» Стр. 56 |
II | Правила поведения на природе | К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 47 | |
III | Поиграем, пошалим! Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 146 О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 50 | |
IV | Игра «Утешалочка» Игра « Поём песню вместе» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 50 и стр. 67 | |
Месяц | Недели | Тема | Источник |
Май | I | Бережливость Берегите книгу | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» Стр. 65 |
II | Правила поведения при общении с животными | К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 56 | |
III | Играем вместе | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 150 | |
IV | Игра «Мой пропуск в волшебную страну» и «Назови свои сильные стороны» | О.Н. Арсеневская Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Стр. 62 и 66 |
Материально-техническое обеспечение
- ноутбук
- интерактивная доска
- фотоаппарат
- раздаточный материал
Формы аттестации Аттестация промежуточная и итоговая.
Диагностика в начале учебного года и в конце.
Список литературы
Арсеневская О.Н. Учимся общаться. «Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста». – Волгоград: Учитель, 2019 – 163 с.
Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». – Москва: Мозаика – Синтез, 2017 – 63 с.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с дошкольниками». – Москва: Мозаика – Синтез, 2016 –75с.
Интернет источники
Видео "Правила поведения в автобусе"
https://www.youtube.com/watch?time_continue=24&v=mwLoGBsKT44&feature=emb_logo
Научите ребенка договариваться!
https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=Xd56tuVPRzo&feature=emb_logo
Списочный состав группы
Кукин Матвей |
Ларин Максим |
Крюкова Ирина |
Помазан Артём |
Путивцев Василий |
Сапожников Владимир |
Роман Алиса |
Самарина Дарина |
Самарина Кира |
Титова Арина |
Травин Никита |
Яскевич Ульяна Макаревич Марк Тоноян Арина Тоноян Эвелина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «ХОЧУ БЫТЬ ПРЕДПРИИМЧИВЫМ»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Воспитываем у детей семейные ценности»
В настоящее время далеко не все дети владеют информацией о своей семье, не знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные пр...

Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого,раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 (8 лет) «Познаю себя».
Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого,раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 (8 лет) «Познаю себя»....

Перспективный план развития теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда "Юные пожарные"
Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда пожарных...
Я, МЫ И МИР ВОКРУГ Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет.
Моя программа в первую очередь адресована ребенку, который, как нераскрывшийся цветок, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место. А мир ...
Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек».
В статье освящается опыт реализации парциальной программы по социально-коммуникативному развитию детей 4-7 лет "Волшебный песочек"....
Я, МЫ И МИР ВОКРУГ Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет.
Моя программа в первую очередь адресована ребенку, который, как нераскрывшийся цветок, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место. А мир ...
