Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада. Е. Пермяк «Торопливый ножик»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Быкова Наталья Ивановна

Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада. Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Тема: Чтение рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик»
Цель: Способствовать усвоению нравственных норм поведения детей через знакомство с рассказом Евгения Пермяка.
Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
1) Социально - коммуникативное развитие. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Воспитание у дошкольников духовно-нравственных качеств (трудолюбие, терпение, усидчивость, старание) на основе текстового материала.
2) Познавательное развитие. Знакомить детей с творчеством детского писателя Евгения Пермяка. Вызвать желание (мотивацию) к чтению художественного произведения. Развивать любознательность, воображение и творческую активность.
3) Речевое развитие. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Обогащать активный словарь.
4) Художественно- эстетическое развитие. Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
5) Физическое развитие. Развивать координацию движения.
Материал: портрет Е.Пермяка, книга Е.Пермяка с произведением «Торопливый ножик».

Ход

1. Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком можно сказать, что он торопливый? Кто может быть торопливым? (ответы детей) Почему так говорят о человеке?
Воспитатель: Я сегодня принесла вам книгу Евгения Пермяка, одно произведение в ней называется «Торопливый ножик».

Воспитатель: Разве ножик может быть торопливым? Может, с ножиком произошли какие-то волшебные превращения? Как же узнать, почему ножик назвали торопливым? (Нужно прочесть произведение).

2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Хорошо, я прочту этот рассказ, и мы с вами узнаем, почему автор назвал ножик торопливым.
Воспитатель: Ребята, а что можно делать ножом? (Ножом можно что-то отрезать, разрезать, вырезать). А что означает слово «строгать»? Что можно строгать? (Строгать- это значит снимать тонкие слои с поверхности дерева ножом или каким-либо другим инструментом. Строгать можно доску, дощечку, палочку, чтобы что-то сделать деревянное). В этом рассказе мальчик строгал ножом палочку.

3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.

Евгений Пермяк «Торопливый ножик»

Строгал Митя (Митя- сокращенное имя мальчика, его еще можно назвать Дима, Дмитрий) палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась.(Интересно, что значит «косая» палочка…) Неровная. Некрасивая.
— Как же это так? — спрашивает Митю отец.
— Ножик плохой, — отвечает Митя. — Косо строгает. ( Ножик ли виноват в этом?) .
— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый (как будто ножик живой). Его нужно терпению выучить.
— А как? — спрашивает Митя. (Действительно, как можно ножик научить терпению?).
— А вот так, — сказал отец и взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился, вкривь да вкось норовил вильнуть, да не вышло. (Непростое это дело- строгать ножом палочку.) Заставил его Митя терпеливым быть. На своем настоял.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

2) Обобщающая беседа.
Воспитатель: Ребята, вам стало понятно после прочтения, почему автор назвал ножик торопливым? (ответы детей).
Воспитатель: Что строгал Митя ножом?
Воспитатель: Какая палочка получилась у Мити вначале? (неровная, некрасивая) Почему?
Воспитатель: Какой совет дал сыну отец?
Воспитатель: Как строгал палочку папа?(потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно)
Воспитатель: Как Митя учил ножик терпению? Сразу ли у Мити все стало получаться?
Воспитатель: Кто должен быть терпеливым: ножик или человек?
Воспитатель: Что значит быть терпеливым? Подберите к слову «торопливый» близкие по смыслу слова (поспешный, быстрый, нетерпеливый, проворный, скорый).
Воспитатель: Получилось ли у Мити научить ножик терпению?
Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда? Какие новые черты характера приобрел Митя, обучая ножик терпению? (терпение, аккуратность).

3) Воспроизведение прочитанного с помощью заданий.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Хорошо- плохо». Если это хорошо- вы держите большой палец руки вверх, если плохо- вниз.

Игра «Хорошо- плохо».
Хорошо или плохо:
- Заниматься полезным делом?
- Помогать взрослым?
- Торопится во время выполнения работы?
- Делать поделку небрежно, некачественно?
- Слушать советы взрослых?
- Грубить взрослым?
- Доводить работу до конца?
- Бросить работу недоделанной, если что-то не получается?
- Не благодарить за помощь?
- Говорить «спасибо»?

Игра «Правильно- неправильно»
Если я скажу правильно - вы хлопаете в ладоши, если нет- топаете ногами.
- Митя строгал палочку, да бросил.
- У Мити сразу получилась красивая палочка.
- У Мити палочка получилась косая, неровная, некрасивая.
- Мите попался плохой ножик.
- Папа отругал Митю.
- Папа помог Мите научиться работать ножом.
- Папа строгал палочку потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно.
- Митя заставил ножик быть терпеливым.
- Ножик стал строгать ровно, красиво, послушно.

4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, чему учит рассказ Евгения Пермяка «Торопливый ножик»? Что вы поняли, когда прослушали этот рассказ? (ответы детей) Терпение и старание- очень важные и нужные качества человека. В чем они помогают человеку? (Они помогают достичь желаемого. Чтобы сделать что-то хорошо, нужно проявить настойчивость,старание и терпение.)
Воспитатель: О трудолюбии и старании есть много пословиц и поговорок. Как вы понимаете эти пословицы: «Где терпенье, там и уменье». «Терпение и труд всё перетрут». «К большому терпению придет и умение»?
Воспитатель: Ребята, были ли у вас случаи, когда вам помогли советы родителей? Были ли у вас случаи, когда терпение и старание помогли вам в каком-нибудь деле? (ответы детей). Быть терпеливым- это не просто. Но я уверена, что у вас это обязательно получится.
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию к рассказу "Торопливый ножик".

Затем дети пересказывают текст рассказа, воспитатель помогает при необходимости.

5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Евгений Пермяк. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет писателя.

Воспитатель: Таким вы представляли автора? (ответы детей)
Воспитатель рассказывает детям о биографии писателя.
Воспитатель: У самых Уральских гор в городе Перми жил обычный мальчик Женя. Когда ему было три года, у него умер отец. Мальчик с мамой много путешествовал по Уралу, где проникся уважением к труду людей. Долгое время Женя жил у бабушки и дедушки. Женя научился быть и кузнецом, и плотником, и сапожником, и столяром, и слесарем. Ему очень нравилось учиться. Потом Женя поехал в Москву и стал писать книги. Несмотря на то, что жил Женя в Москве, он всегда любил приезжать в свой любимый город Пермь. И даже свои книги подписывал так: Евгений Пермяк, хотя настоящая фамилия писателя – Виссов. Евгений Андреевич Пермяк писал повести, рассказы и сказки, много писал для детей. У него вышло 30 книг.
Воспитатель: Кому бы вы рассказали это произведение? В этой книге есть еще другие рассказы для детей. Мы обязательно с вами прочтем их в следующий раз.
Воспитатель предлагает после занятия рассмотреть иллюстрации в новой книге, определить место для книги в библиотеке группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по художественной литературы с использованием технологии продуктивного чтения

Конспекты занятий по художественной литературы с использованием технологии продуктивного чтения...

Конспект занятий по художественной литературы с использованием технологии продуктивного чтения

Конспект НОД по восприятию художественной литературы по технологии продуктивного чтения-слушания в старшей группеТема: Знакомство...

Мир художественной литературы и искусства - средство речевого развития в старшей группе детского сада

Статья по приобщению детей старшего возраста к художественной литературе. Использование методов, приемов  по приобщению детей к художественной литературе из опыта работы....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада в старшей группе.

Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в подготовительной группе

Описание материала: конспект занятия разработан для детей подготовительной группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечива...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в подготовительной группе

Описание материала: конспект занятия разработан для детей подготовительной группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечива...