У Лукоморья дуб зелёный...
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Алфеева Татьяна Ивановна

Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина  в рамках Пушкинской недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 91»  

Проект

 «У Лукоморья дуб зелёный…»

(в рамках Пушкинской недели)

по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина

в подготовительной группе № 10 «Колокольчик»

Автор проекта:

Алфеева Т.И.,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Ярославль, 2022 г

Проект

 «У Лукоморья дуб зелёный…» (в рамках Пушкинской недели)

по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина

в подготовительной группе № 10 «Колокольчик»

Воспитатель: Алфеева Татьяна Ивановна.

Участники: дети подготовительной группы  № 10 «Колокольчик», воспитатель, родители

Сроки реализации проекта: с 1по 10 июня 2022 года

Тип проекта: познавательно - творческий.

Актуальность:  Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другого вида творчества, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А.С. Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и  природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Огромно его воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, сказки и стихи А.С. Пушкина воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Творчество А.С. Пушкина помогают развить ребенку высокий уровень культуры речи, способствует развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Задача взрослых познакомить детей с творчеством поэта, как можно раньше и сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира ребенка. Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитывать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека. 

 Цель проекта:

Формирование интереса у детей к русской художественной литературе на примере творчества А.С. Пушкина

Развитие речи детей посредством сказок А. С. Пушкина. Развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

Задачи:

-Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, сформировать познавательный интерес у детей к творчеству великого русского поэта.

-Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

-Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.

-Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.

-Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

-Развивать творческие способности, фантазию детей; содействовать гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на русских сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей, не находят времени, сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Устное анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно о жизни и творчестве А.С. Пушкина в развитии и воспитании наших детей.

Ожидаемый результат:

-У детей расширены знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

-Обогащена предметная среда группы.

-Повышен уровень нравственно-эстетической воспитанности детей.

  - Вызван интерес детей и родителей к чтению, к русской поэзии, к  творчеству А. С. Пушкина.

Взаимодействие с родителями:

- Поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А.С. Пушкина;

-Активизировать интерес к творческой деятельности детей;

-Принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания;

-Привлечение родителей к созданию выставки «Мои любимые сказки А.С. Пушкина» и мини – музея в группе.

Продукты проекта:

-Конспект квест-игры «Путешествие по сказкам Пушкина»

-Выставка литературного творчества А.С. Пушкина «Сказки Пушкина»

-Лепка «Петушок-золотой гребешок»

-Оригами «Золотая рыбка»

- Коллективная творческая работа-аппликация «33 богатыря»

-Рисование «У Лукоморья дуб зелёный»

-Графический диктант «Петушок»

-Рисование «По мотивам сказки о золотой рыбке»

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

  1. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
  2.  Обсуждение целей и задач проекта. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
  3. Работа с родителями по теме проекта. Устное анкетирование родителей и опрос детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С Пушкина.
  4. Благоустройство прогулочного участка, подготовка к проведению летних мероприятий на улице.

Составление плана работы.

  1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
  2. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

2 этап – Основной.  Практическая часть. Тематическое планирование к проекту  «Путешествие по сказкам Пушкина»  в старшей группе:

1. Планирование работы воспитателей с детьми.

2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.

3. Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие ребёнка для родителей воспитанников.

4. Создание базы данных о сказках Пушкина А.С.:

- оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

- организация тематических выставок, создание фотогазет.

Планируемые мероприятия:

  1. Привлечение родителей к созданию выставки «Сказки А.С. Пушкина» и мини – музея.
  2. Театральная постановка сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» с участием воспитанников.
  3. Выставка творческих работ детей

Тематическое планирование к проекту  «Путешествие по сказкам Пушкина»  в старшей группе:

Период

Мероприятия

Цель

1 июня

(среда)

  1. Беседа «Александр Сергеевич Пушкин- великий русский поэт»
  2. Показ презентации «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

Познакомить детей с биографией великого русского поэта А.С. Пушкина.

Привить интерес к личности сказочника

Вызвать желание услышать произведения А. С. Пушкина.

2 июня

(четверг)

1. Беседа  о жадности по сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. Рисование: «Золотая рыбка»

Ввести детей в мир сказок

А.С. Пушкина.

Пробудить в детях интерес к книге, расширить их литературный кругозор;

3 июня

(пятница)

  1. Чтение «Сказка о царе Салтане»
  2.  Коллективная творческая работа-аппликация «33 богатыря»
  3. Подвижная игра «Невод»

Продолжать развивать интерес детей к творчеству поэта.

Пополнить библиотеку группы произведениями А.С. Пушкина с помощью родителей.

Продолжать формировать у родителей и детей желание участвовать в мероприятиях группы.

6 июня

(понедельник)

1. Чтение сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде»,

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Беседа  о жадности, корысти …

4. Дидактическая игра «Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина»

Познакомить детей со сказкой  «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Обсудить понятие вымысел, фантазия,

Продолжить воспитывать у детей  интерес к сказкам А. С. Пушкина.

Воспитывать любознательных, внимательных слушателей-знатоков творчества Пушкина

7 июня

(вторник)

  1. Создание  масок, костюмов героев сказок.
  2. Чтение отрывка «У Лукоморья дуб зелёный….»
  3. Рисование по услышанным впечатлениям.
  4. Дидактическая игра «Найди предметы из сказок Пушкина»

Привить любовь к литературе, развивать внимание, мышление, речь, память детей. Сформировать умение анализировать сказку.

Учить передавать в рисовании свои впечатления от сказок

8 июня

(среда)

  1. Театральная деятельность: «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. Подбор актеров, постановка сказки.

Развивать образное представление; продолжать учить передавать в рисунке образы сказочных героев, их характерные черты;

Способствовать проявлению и развитию творческих способностей.

9 июня

(четверг)

  1. Чтение А.С. Пушкина «Сказка о золотом  петушке», рассматривание иллюстраций.
  2. Выставка поделок из пластилина «Петушок»
  3. Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации»

Познакомить со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о золотом  петушке».

Развивать творческие способности.

Воспитывать доброту, благородство, умение держать данное слово.

10 июня

(пятница)

1.  Квест-игра «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

2. Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку”.

3. Беседа «Любимый герой сказок А.С. Пушкина»

Систематизировать и закрепить знания детей об детей о сказках А. С. Пушкина

Развивать у детей любовь к пушкинскому слову,  умение  внимательно слушать, рассуждать и обсуждать.

Продолжить воспитывать у детей  интерес к сказкам А. С. Пушкина.

Воспитывать любознательных, внимательных слушателей-знатоков творчества Пушкина;

3 этап: Завершающий

  1. Подведение итогов проведенной работы.
  2. Проведение квест-игры по сказкам А. С. Пушкина.
  3. Оформление выставки «Сказки А.С. Пушкина» и мини-музея
  4. Разработка и проведение театрализованного занятия: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Выводы и результаты проекта:  В ходе реализации данного проекта у детей развилась эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогатилось восприятие детьми художественной формы произведений, сформировано внимание к выразительным средствам языка. У детей повысился интерес к произведениям А.С. Пушкина, активизировалась потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получили более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширился кругозор, сформированы социальные навыки поведения, творчества (в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества.

   Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта.

Литература

  1. А.С. Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. Детская литература, М.,1974г.
  2. А. Самарцев. А.С. Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
  3. И. Токмакова. Поговорим с тобой о А.С. Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  4. Г. Светлова. А.С. Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  5. К. Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
  6. Н.И .Попова. Музей-квартира А.С. Пушкина. Лениздат, 1989г.
  1. Л.М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие «У Лукоморья дуб зелёный»

Интегрированное занятие в старшей группе (художественная литература, рисование нетрадиционным методом)....

Литературное развлечение "У Лукоморья дуб зелёный..."

Ко дню рождения великого русского поэта А.С.Пушкина в детском саду рекомендуется организовывать развлечения. Это может быть литературный вечер с детьми старшего дошкольного возраста. Это позволит озна...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "У лукоморья дуб зелёный "

Интеграция образовательных областей "Коммуникация"(чтение художественной литературы) и "Художественное творчество"(лепка) в конспекте непосредственно- образовательной деятельности детей 6-7 лет на т...

«У лукоморья дуб зелёный». Конспект НОД по ОО "Художественное творчество" в подготовительной группе .

Продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина; учить иллюстрировать отрывок стихотворения, передавая сюжет в рисунке по образцу воспитателя в нетрадиционной технике; развивать умение создавать обр...

Поэтический вечер"У Лукоморья дуб зелёный"

Каждый год в нашем детском саду проходят поэтические вечера посвещённые  известным писателям и поэтам. В этом году это был поэтический вечер  сказок А.С.Пушкина "У Лукоморья дуб зелёный"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...

Мнемотаблица "У Лукоморья дуб зелёный"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7360013","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"291","width":"480"}}]]...