Рабочая программа проекта «Мир сказки»
проект по художественной литературе (младшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. |
Рабочая программа
«Мир сказки»
Возраст воспитанников: 3-4 года
Срок реализации программы: 1 год
Автор – составитель:
Мудракова Анастасия Сергеевна
воспитатель
Вид проекта: долгосрочный,
групповой.
Участники: дети младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель: развитие речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с художественной литературой.
Задачи: коррекционно-образовательная; коррекционно-развивающая; коррекционно-воспитательная.
Актуальность проекта: В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Актуальность темы: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Данный проект поможет развить у детей устную речь, воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Проблема проекта:
- трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине.
- слабо развиты творческие способности детей.
Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам и сказкам зарубежных писателей, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Планируемый результат:
- Формирование интереса к чтению художественной литературы.
- Повышение уровня развития литературной речи.
- Развитию умения испытывать сострадать, сочувствовать, радоваться.
- Формирование отношения детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками и сказками зарубежных писателей.
2. У воспитанников повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
5. Совместная деятельность будет способствовать сближению родителей с детьми.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
План реализации проекта.
1. Знакомство с произведениями: «Репка», «Колобок», Курочка Ряба», «Айболит», «Теремок» и др.
2. Прослушивание звукозаписей детских сказок.
3. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
4. Дидактические игры. «Расскажи по картинкам: Теремок» «Расскажи по картинкам: Репка», «Расскажи по картинкам: Колобок», «Расскажи по картинкам: В деревне», «Расскажи по картинкам: родная природа», «Играем в сказку «Три поросёнка», «Лото. Герои русских сказок», «Тематический словарь в картинках. Любимые герои сказок: Волк и козлята».
5. Лепка на тему «Колобок».
6. Раскрашивание раскрасок по иллюстрациям к любимым сказкам.
7. Рисование сказочных персонажей: колобок, репка, следы зверей.
8. Изготовление настольного театра по сказке «Колобок». (приобщение родителей).
9. Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
10. Игры - драматизации по произведениям.
11. Разработка «Плана по благоустройству детской игровой площадки» на тему: «Волшебная страна гномов».
12. Благоустройство детской игровой площадки совместно с родителями воспитанников
13. Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей»
14. Организация книжной выставки «Добрые сказки» совместно с родителями воспитанников.
15. Развлечение «Путешествие в мир сказок»
16. НОД по теме «В гости к сказке».
Исполнители проекта:
1. Педагоги младшей группы «Земляничка».
2. Дети младшей группы «Земляничка».
3. Родители воспитанников.
План реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
- Подготовка иллюстрированных книг с русскими народными сказками.
- Оформление книжного уголка.
- Подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр.
4. Беседа с детьми, что можно почитать, где взять книгу, каких писателей дети знают.
5. Опрос детей «По страницам сказок»;
6. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».
7. Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов;
8. обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
НОД: «Русские народные сказки» Колобок. Курочка Ряба. Морозко. Царевна-лягушка. Василиса Прекрасная. Крошечка-Хаврошечка. По щучьему веленью. Русские народные сказки о животных и волшебные сказки. сказки из сборника Афанасьева А. Жар-птица и Василиса-царевна. Морской царь и Василиса Премудрая (и другие) Толстой Л. Три медведя Ершов П. Конек-Горбунок Пушкин А. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
2 этап (основной «Информационно-творческий»)
- Развивающие игры: «Колобок», «Лиса и заяц», «Черепаха», «Грибочки»
- Развлечение для детей 2 младшей группы «Путешествие на летний луг»
- Посещение театрального представления
НОД: Барто А. Собрание сочинений в 3 т. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. Каникулы в Простоквашино Чуковский К. Айболит. Бармалей. Бибигон. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Путаница. Токмакова И. Стихи. Счастливо, Ивушкин. В стране «Нигде и никуда».
- Подвижные игры: «Великаны- карлики», « Послушные листья», «Найди такой же листочек», « Мое любимое дерево», «Кто быстрее добежит до березы», « Море волнуется», « Пузырь», «Шарик», «Ква-ква-ква».
- Дидактические игры: «Путешествие по русским народным сказкам», «Шкатулка со сказками», «Помоги Колобку», «Расскажи сказку по картинкам»
- Просмотр русских народных сказок
- Спектакли в детском саду «Теремок на новый лад», «Айболит»
Содержание деятельности педагога:
С детьми:
-беседы «Какие сказки я знаю»;
-знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок», «Айболит»;
-рассматривание иллюстраций к сказкам;
-организация и проведение занятий по лепке по данной теме;
-организация и проведение занятий по рисованию по данной теме;
-инсценировка сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Айболит», «Курочка Ряба».
С родителями:
- консультация «Роль сказки в воспитании детей»;
- наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»;
Содержание деятельности родителей:
-Помощь в организации тематического благоустройства детской игровой площадки (озеленение, изготовление различных декоративных элементов совместно с детьми).
-Помощь в изготовлении детских костюмов для проведения театрализованной деятельности и др.
-Помощь в проведении конкурса фотографий «Что мы Родиной зовём».
3 этап (заключительный)
- Коммуникативная игра. «Из какой сказки герой?», «Кто лишний?», «Как называется дерево?», «Найди и назови», «Что это», «Найди такой же», «Солнышко и дождик.», «Мальчик разоряет гнездо у птичек», «Чудесный мешочек».
- Сюжетно – ролевая игра: «Компот из фруктов для лесных зверушек», «В гости к лисичке», «Сварим Петушку Кашку».
- Развлечения во второй младшей группе «Мы уже большие»
3.Совместная работа родителей и детей:
Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
Результаты проекта: реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное и художественно- эстетическое воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
Литература
1. «Приобщение детей к художественной литературе» авт. В.В. Гербова Программа и методические рекомендации Москва-Синтез, М., 2008 год Для занятий с детьми 2 – 7 лет,Издание 2-е исправленное и дополненное
2. «Оздоровительная гимнастика» (3 -7 лет) авт. Л.И. Пензулаева Для детей 3-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез, Москва 2010 г. Комплексы оздоровительной гимнастики
3. «Сборник подвижных игр» авт. Э.Я. СтепаненковаОбразовательная область «Физическая культура». Издательство Мозаика-Синтез, М. 2011 год Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2 – 7 лет
4. «Развитие игровой деятельности» авт. Н.Ф. Губанова. Система работы во второй младшей группе детского сада (3+) Мозаика-Синтез, Москва 2009 год, 2010 г.
- Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду [Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – Москва: Сфера, 2005. – 144 с.
- Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.
- Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С.Евдокимова. – Москва: Сфера, 2005. – 96 с.
- Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст]/ О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – Москва: Сфера, 2005. – 80 с.
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст]/ Под ред. Т.С. Яковлевой. – Москва: Школьная пресса, 2006. – 233с.
- Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст]/ О.Н. Моргунова. – Воронеж: ИкМА, 2005 – 127 с.
- Ширяева, И. Закаливание детей [Текст]/ И. Ширяева // Ребенок в детском саду – 2001. - № 6. – С.26-27.
- Бедерханова В.П. «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995 г.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг». М., 1993г.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ.М., 2005г.
- Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.
- «Русские народные сказки» в обр. К. Ушинского, А. Макарова. – М., 2003г.
- А. Барто «Я расту» стихи для детей. М., 2012г.
- А. Кольцов, А. Плещеев, А. Толстой «В родном краю» сборник стихов Изд.: «Детская литература. Москва», 2002 г.
- В. Бианки «Рассказы и сказки». Изд. «Самовар», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-446340-1415518383.jpg)
Рабочая программа (проект) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего возраста 2014- 2015 учебный год
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/20/picture-623097-1437398627.jpg)
Рабочая программа кружка "Пластилиновая сказка"
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-615430-1430144605.jpg)
Рабочая программа театрального кружка "Сказка"
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой инфор...
Рабочая программа кружка "Бумажная сказка" (по бумагопластике для детей 5-6 лет)
Рабочая программа кружка «Бумажная сказка» (по бумагопластике...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/08/picture-1029266-1523180338.jpg)
Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.В с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1176806-1571328741.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Сказка за сказкой" (театральный кружок)
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства...