Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Пословицы и поговорки русского народа".
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Валентина Леонидовна Мазунина

Представлен материал для беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Пословицы и поговорки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_detmi.docx658.91 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Пословицы и поговорки русского народа».

Цель: формирование умения у детей понимать смысл пословиц и поговорок.

  1. Задачи: формировать умение отличать пословицы от поговорок; вызывать интерес у детей к пониманию смысла пословиц; развивать интерес детей к устному народному творчеству.

Ход беседы:

Ребята, давайте вспомним какой фразой заканчиваются русские народные сказки?

Ответы детей.

Правильно, некоторые сказки заканчиваются фразой:

«Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!»

Как вы думаете, что это за фраза такая?

Ответы детей.

Правильно, это пословица. А что такое пословица? А поговорка?

Дети высказывают предположения.

Рассказ воспитателя:

Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти сокровенные знания о мире собраны в пословицах и поговорках.
Каждая пословица может чему-то научить или отчего-то предостеречь.
Чем же пословица отличается от поговорки? Это мы сейчас и узнаем.
Пословица - логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль. Содержит в себе глубокий смысл и совет, как поступить в данной ситуации. Пословицы охватывают все стороны жизни человека: Родина, труд, семья, дружба, учеба, явления природы, животные.

Пословицы о дружбе

- Нет друга- ищи, нашел, береги!

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей!

- Человек без друзей – что дерево без корней.

Пословицы о труде

-Труд человека кормит, а лень портит.

ез труда не вынешь и рыбку из пруда. 

а много дел не берись, а в одном отличись.

Воспитатель в месте с детьми, с помощью наводящих вопросов объясняет каждую пословицу.

А теперь давайте поиграем!

Воспитатель раздает картинки с началом и окончанием пословицы детям. Читает начало, и ребенок, у которого картинка соответствует началу, находит среди картинок детей окончание пословицы.

Молодцы ребята.

А теперь давайте поговорим о поговорках.

Поговорка - это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт. 

Поговорки о дружбе 

Крепкую дружбу топором не разрубишь. 

Вдруг не станешь друг.

Поговорки о труде 

Терпение и труд все перетрут.

Дело мастера боится.

Делу время, а потехе час.

Воспитатель предлагает детям объяснить смысл поговорки «Что упало, то пропало.»

После того, как дети выскажут свое мнение, педагог объясняет, что воз-это то, что везет лошадь. Иногда лошадь перевозила воз сена, мешки с мукой дрова. Впреди на возу сидел человек и управлял лошадью. Он смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то так и останется лежать на дороге, пропадет.

А теперь ребята, скажите, может вы  знаете пословицы и поговорки, которые мы еще не упоминали сегодня.

Дети называют.

Игра «Пословицы и поговорки перепутались». Дети получают фишки за правильный ответ.

В конце беседы воспитатель  уточняет у детей:

-Кто придумал пословицы и поговорки?

О чем они бывают?

Чем отличается пословица от поговорки?

В конце беседы воспитатель может предложить нарисовать понравившуюся пословицу или поговорку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Подвиг народа – Победа в В.О.Войне.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:"Подвиг народу - подвиг в ВОВ"...

Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развити...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о богатырях....

Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.Цель: Формирование у детей музыкально-...

Краткий конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста по русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" в обработке Булатова

Вашему вниманию представлен конспект беседы с детьми по русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»

Беседа с детьми старшего  дошкольного возраста «Богатыри земли русской»Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богаты...