Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Пословицы и поговорки русского народа".
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Представлен материал для беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Пословицы и поговорки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_detmi.docx | 658.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Пословицы и поговорки русского народа».
Цель: формирование умения у детей понимать смысл пословиц и поговорок.
Задачи: формировать умение отличать пословицы от поговорок; вызывать интерес у детей к пониманию смысла пословиц; развивать интерес детей к устному народному творчеству.
Ход беседы:
Ребята, давайте вспомним какой фразой заканчиваются русские народные сказки?
Ответы детей.
Правильно, некоторые сказки заканчиваются фразой:
«Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!»
Как вы думаете, что это за фраза такая?
Ответы детей.
Правильно, это пословица. А что такое пословица? А поговорка?
Дети высказывают предположения.
Рассказ воспитателя:
Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти сокровенные знания о мире собраны в пословицах и поговорках.
Каждая пословица может чему-то научить или отчего-то предостеречь.
Чем же пословица отличается от поговорки? Это мы сейчас и узнаем.
Пословица - логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль. Содержит в себе глубокий смысл и совет, как поступить в данной ситуации. Пословицы охватывают все стороны жизни человека: Родина, труд, семья, дружба, учеба, явления природы, животные.
Пословицы о дружбе
- Нет друга- ищи, нашел, береги!
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
- Человек без друзей – что дерево без корней.
Пословицы о труде
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
-За много дел не берись, а в одном отличись.
Воспитатель в месте с детьми, с помощью наводящих вопросов объясняет каждую пословицу.
А теперь давайте поиграем!
Воспитатель раздает картинки с началом и окончанием пословицы детям. Читает начало, и ребенок, у которого картинка соответствует началу, находит среди картинок детей окончание пословицы.
Молодцы ребята.
А теперь давайте поговорим о поговорках.
Поговорка - это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт.
Поговорки о дружбе
Крепкую дружбу топором не разрубишь.
Вдруг не станешь друг.
Поговорки о труде
Терпение и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
Делу время, а потехе час.
Воспитатель предлагает детям объяснить смысл поговорки «Что упало, то пропало.»
После того, как дети выскажут свое мнение, педагог объясняет, что воз-это то, что везет лошадь. Иногда лошадь перевозила воз сена, мешки с мукой дрова. Впреди на возу сидел человек и управлял лошадью. Он смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то так и останется лежать на дороге, пропадет.
А теперь ребята, скажите, может вы знаете пословицы и поговорки, которые мы еще не упоминали сегодня.
Дети называют.
Игра «Пословицы и поговорки перепутались». Дети получают фишки за правильный ответ.
В конце беседы воспитатель уточняет у детей:
-Кто придумал пословицы и поговорки?
О чем они бывают?
Чем отличается пословица от поговорки?
В конце беседы воспитатель может предложить нарисовать понравившуюся пословицу или поговорку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Подвиг народа – Победа в В.О.Войне.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:"Подвиг народу - подвиг в ВОВ"...
Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развити...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о богатырях....
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с искусством и творчеством русского народа в годы Великой отечественной войны
Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста при освещении темы Великой Отечественной войны, является знакомство детей с искусством и творчеством русского народа этих лет...
Краткий конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста по русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" в обработке Булатова
Вашему вниманию представлен конспект беседы с детьми по русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"....
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богаты...