Методическая разработка по образовательной деятельности. Тема:"По страницам произведений Б.Житкова" старшая группа
план-конспект занятия по художественной литературе

Епифанова Наталья Александровна

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как слон спас хозяина от человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gruppa_po_rasskazam_zhitkova.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

Знакомство с рассказом Б.С. Житкова

«Как слон спас хозяина от тигра»

(СТАРШАЯ ГРУППА)

                                                                                                                                                 

                                                                                          

Программное содержание: Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как слон спас хозяина от человека.

Задачи: Учить воспринимать чтение рассказов на слух, отвечать на вопросы сложными предложениями, различать жанры художественной литературы. Развивать устную речь, внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к литературе.

 

Оборудование и материалы:  воздушный шарик, письмо, проектор для просмотра видео, книг: Б.Житков «Как слон спас человека от тигра», А.Толстой «Гуси лебеди», Н.Носов «Живая шляпа», «Фантазеры», В.Катаев «Цветик семицветик», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Ш.Перро «Красная шапочка», П. Божов «Серебрянное копытце» иллюстрации к этим книгам; портрет Б.С.Житкова.

 

Методы и приемы: рассматривание иллюстрации к книгам; просмотр мультфильма по рассказу Б.Житкова «Как слон спас человека от тигра»; беседа; объяснение; физкультминутка.

 

Работа по закреплению пройденного материала: беседа и обсуждение рассказа Б.Житкова «Как слон спас человека от тигра»; рассматривание иллюстраций к рассказу; ответы на вопросы по тексту; разговор о поступке героя данного рассказа.

 

Рекомендации для родителей: прочитать повторно детям рассказ Б.Житкова «Как я ловил человечков»; придумать конец рассказа; поговорить о поступке главного героя рассказа; нарисовать рисунок к рассказу.


Индивидуальная работа: закрепить умение правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.

 

 

                                                           Предполагаемый ход деятельности:

 

Вос-ль: Мы все за руки возьмемся

               и друг другу улыбнемся.

               Справа друг и слева друг

               Улыбнемся всем вокруг.

 

Замечательно! От ваших улыбок в группе стало немного светлее. Предлагаю вам по удобнее расположиться на стульчиках.

 

Вос-ль: «Пусть, удачи, неудачи

                 Пусть полет и вверх и вниз.

                 Только так, а не иначе

                 Да здравствует сюрприз!»

                  (С улицы по окну прилетает воздушный шарик с письмом .)

 

Вос-ль: Ребята, нам пришло письмо! Подписано для детей группы «Ромашка».

           

            Ребята, меня зовут Любознайка. Я хотел бы с вами познакомится.

            Живу я в книжной стране и очень люблю книги.

            Для вас я приготовил иллюстрации, где вы должны будите отгадать

             из какой это книги. Игру и небольшой сюрприз.

                                                                                Любознайка.

 

Вос-ль: Ребята, а вы любите книги? ...

             

             Ответы детей.

Вос-ль: Ребята, представьте, что исчезли все книги, что будет? Что может заменить книгу?

Ответы детей.   -Телевизор, интернет.

Вос-ль: Читает стихотворение.

              Вы представьте все на миг

              Как бы жили мы без книг!

              Чтобы делал человек,

              Если б не было бы книг.

              Если б все исчезло разом,

              Что писалось для детей.

              От волшебных добрых сказок,

              Да веселых новостей.

              Ты хотел развеять скуку,

              На вопрос найти ответ.

              Протянул за книгой руку,

              А ее на полке нет!

              Нет! Нельзя себе представить,

              Чтоб такой момент возник.

               И тебя могли оставить

               Все герои детских книг.

 

Вос-ль: Ни что нам не заменит добрую старую книгу.

Часто говорят: "Книги - наши друзья". Почему книгу считают другом? Как вы думаете зачем нужны книги?

Ответы детей.

- Книги рассказывают о земле и космосе.

- О жизни детей.

- Знакомят нас с миром природы.

- С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия.

- Читая книги мы узнаем стихи.

- Загадки, пословицы и поговорки.

Вос-ль:   Не зря говорится в пословице: "Книга - источник знаний".

                по очереди показывает иллюстрации к книгам.

 

            - Из какой книги эта иллюстрация?

Дети: «Дудочка и кувшинчик».

Вос-ль: Дети, а кто герои этой сказки?

Дети:    Красная шапочка и волк.

Вос-ль: Про кого эта сказка?

Дети:    Сказка о рыбаке и рыбке.

Вос-ль: К какой книге эта иллюстрация?

Дети:    «Живая шляпа».

Вос-ль: «Живая шляпа» - это сказка или рассказ?

Дети:   рассказ.

Вос-ль: А это иллюстрация к какой книге

Дети:    Цветик семицветик.  

Вос-ль: А как звали девочку

Дети:   Женя.

Вос-ль: А эта иллюстрация из какой сказки

Дети: Гуси лебеди.

Вос-ль: Ребята, вы молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

 

Игра «Доскажи словечко»

В жарких странах живут ловкие, хвостатые ... (обезьяны).

В жарких странах живут большие, толстоногие ... (бегемоты).

В жарких странах живут сильные, гривастые ... (львы).

В жарких странах живут пугливые, быстрые, полосатые ... (зебры).

В жарких странах живут горбатые, длинноногие ... (верблюды).

В жарких странах живут пятнистые, длинношеие ... (жирафы).

В жарких странах живут огромные, сильные ... (слоны).

Выставляем предметные картинки с изображениями названных животных.

 

Вос-ль:   Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.

                А сейчас я предлагаю вам  немного отдохнуть.

 

 Физкультминутка «Жираф».

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

 

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак)

 

Вос-ль:  Ребята как вы думаете, какие из этих животных могут быть

               домашними. (Верблюды, обезьяны, слоны.)

 

- Кстати, о слонах. Я хочу посоветоваться с вами. У меня недавно ребенок

спросил: "Кто сильнее слон или тигр?" Я задумалась и даже не знаю, что

ответить. А как думаете вы?

 

Ответы детей.

Вос-ль: - А где можно узнать, кто кого победит в сражении слон или тигр?

Ответы детей.

Вос-ль: - Может быть об этом можно где-нибудь прочитать?

Ответы детей.

Вос-льНаш друг Любознайка хочет познакомить вас с писателем Борисом

 

Степановичем Житковым. (показать портрет писателя).

Борис Степанович написал много разных рассказов. Он писал о смелых,

гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах. Его

книги учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

 

Вос-ль: Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов «Как слон спас

             человека от тигра». Где и узнаем ответ на вопрос. "Кто сильнее слон или

             тигр?" Предлагаю вам прослушать произведение…

 

Вос-ль: дети, скажите, пожалуйста, это сказка или рассказ?

Дети: рассказ.

Вос-ль   Объясняет значение слов:

 

              индус (человек, который живет в Индии),

              ударить оземь (с силой кинуть на землю).

 

Беседа о просмотренном:

 

- О ком говорилось в этом рассказе?

- Куда и зачем отправился хозяин со слоном?

- Почему слон перестал слушаться хозяина?

- Как поступил хозяин со слоном?

- Кто появился из-за кустов?

- Что хотел сделать тигр?

- Как слон защитил себя и своего хозяина?

- Почему хозяин стал раскаиваться в своем поступке?

- Как нужно относиться к животным, которые живут рядом с нами?

 

Рефлексия:

 

Вос-ль: Молодцы ребята все задания выполнили. Ребята, с каким рассказом

               Нас сегодня познакомил Любознайка?

 

Дети: «Как слон спас человека от тигра»

Вос-ль: Кто написал этот рассказ?

Дети: Борис Степанович Житков.

Вос-ль: Ребята, что больше всего вам запомнилось из этого произведения?

Дети обмениваются своими впечатлениями.

 

Вос-ль: Ребята, я предлагаю вам нарисовать рисунки по произведению с

             которым мы сегодня познакомились. И отправить их нашему другу.

             Любознайке в Книжную страну. Вы все молодцы! Спасибо.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской активности в старшей группе на тему: «Такая разная бумага»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. ...

Методическая разработка «Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей средней группы на тему «Мальчики и девочки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Цель: развитие представлений детей ...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему  «Сотр...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Все мы дружные ребята»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельностипо социально-нравственному воспитаниюв средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНРна тему «Все мы д...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных»(с использованием ИКТ).

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных». К всемирному празднику "День защиты животных"...