План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".
проект по художественной литературе (средняя группа)

Адуева Гульнара Гамзаевна

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на тему:

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

для детей средней группы

Выполнила воспитатель:

Адуева. Г.Г

2022 - 2023

«Сказка - это зёрнышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

 ребёнком жизненных явлений». 

(В. А. Сухомлинский)

Пояснительная записка

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Актуальность

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языку красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.

Цель:

Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

Задачи:

Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.

Ожидаемые результаты:

Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;

Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту.

Перспективный план на 2022-2023г.

Месяц

Сентябрь

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».

Октябрь

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей».

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».

3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.

Декабрь

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Методические приёмы:

- Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки».

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки и Пересказ сказки «Лиса и козел».

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная система ,органичная внутренней среде человека».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

Методические приёмы:

- Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского

- Мини-викторина по сказкам К.Чуковского «Сказки дедушки Корнея».

- Консультация для родителей: «Как читать сказку детям» 

Март

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

1. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2. Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей.

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

4. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приёмы:

1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.

2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки)

Консультация для родителей «У доброты есть лицо»

3. Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

2.Добавить материал в театральный уголок.

Май

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

- Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» .

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Литература:

В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова

Ильин И. «Духовный мир сказки»

Занкевич- Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»

Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на тему:

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

для детей средней группы

Выполнила воспитатель:

Адуева. Г.Г

2022 - 2023

«Сказка - это зёрнышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

 ребёнком жизненных явлений». 

(В. А. Сухомлинский)

Пояснительная записка

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Актуальность

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языку красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.

Цель:

Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

Задачи:

Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.

Ожидаемые результаты:

Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;

Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту.

Перспективный план на 2022-2023г.

Месяц

Сентябрь

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».

Октябрь

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей».

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».

3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.

Декабрь

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Методические приёмы:

- Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки».

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки и Пересказ сказки «Лиса и козел».

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная система ,органичная внутренней среде человека».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

Методические приёмы:

- Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского

- Мини-викторина по сказкам К.Чуковского «Сказки дедушки Корнея».

- Консультация для родителей: «Как читать сказку детям» 

Март

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

1. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2. Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей.

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

4. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приёмы:

1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.

2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки)

Консультация для родителей «У доброты есть лицо»

3. Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

2.Добавить материал в театральный уголок.

Май

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

- Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» .

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Литература:

В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова

Ильин И. «Духовный мир сказки»

Занкевич- Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»

Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г