«Методы и приемы речевой активизации у детей дошкольного возраста »
консультация

Уварова Ирина Сергеевна

В данной работе описана активизация словаря в общей системе речевой работы в детском саду, методы и приемы работы по обогащению и активизации словаря дошкольников, а также обогащение и активизация словаря в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_aktivizatsii_slavarya_doshkolnikov.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

 «Методы и приемы речевой активизации  детей дошкольного возраста»

Содержание

 Введение ………………………………………………………………………….…....1

Методы и приемы активизации словаря дошкольников

 1.Активизация словаря  в общей системе речевой работы в детском саду….........................................................................................................................................1

 2. Методы и приемы работы по обогащению и активизации словаря дошкольников...........................................................................................................................2

3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности……………………………………………….……………………….….6

Заключение.………………………………………………………………………….....7

Список  литературы.………………………………………………………………….7

Введение

      Язык  занимает чрезвычайно важное место  в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Вот почему в основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка.

 В современной методике словарная  работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. 

Система работы по развитию речи в детском саду представляет собой сложное образование, включающее  взаимосвязанные и взаимодействующие  компоненты. Общая задача по обучению родному языку состоит из ряда специальных, частных задач. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. 

Методы и приемы активизации словаря дошкольников

1. Активизации словаря  в общей системе речевой работы в детском саду. 

      Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов.

      Усваиваемые детьми слова делятся на две категории:

  • пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет)
  • активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

 Активный  словарь во многом определяет богатство  и культуру речи.

       В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в  отдельных случаях — ряд специфических  слов, повседневное употребление которых  объясняется условиями его жизни.

      Активизация словаря - это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

        Ребенок должен не только слышать  речь воспитателя, но и воспроизводить  ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а  в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

       В «Программе воспитания в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. 

2. Методы и приемы  работы  по обогащению и активизации словаря дошкольников.

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

       В дошкольном образовательном учреждении можно выделить две группы методов словарной работы:

  • методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря)
  • методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

   Методы активизации словаря, направлены на то, чтобы вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.

       К основным методам работы по закреплению и активизации словаря А.М. Бородич относит:

  • рассматривание игрушек,
  • рассматривание картинок,
  • дидактические игры
  • словарно – логические упражнения.

       Ф.А. Сохин, раскрывая содержание работы по закреплению и активизации словаря, предлагает данную работу проводить в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневном общении.

         К специальным занятиям  по закреплению словаря он относил занятия

  • по описанию предметов
  • обучению отгадывания и загадывания загадок.

 Среди  методов словарной работы, которые используются для закрепления и активизации словаря Алексеева М.М. , Яшина В.И. выделили:

  • рассматривание игрушек,
  • рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,
  • дидактические игры с игрушками, предметами и картинками 
  • словесные игры
  • лексические (словарные) упражнения
  • загадывание и отгадывание загадок 
  • рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале).

          Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм (Е. И. Тихеева). Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда.

         Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.

        В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними (О.И. Соловьева, А. М. Бородич и другие). При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму.  Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек»; рассматривание орудий труда может предшествовать дидактической игре «Кому что нужно для работы» и др. Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.

  В старших группах содержание словарной работы в процессе рассматривания игрушки шире. Дети называют материал, из которого она сделана, форму отдельных частей, обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку. Подобные занятия проходят интересно, так как при этом используется игровая деятельность детей: игрушку трогают, двигают, катают и пр.

 Рассматривание игрушек сопровождается  беседой, в которой дети рассказывают  об устройстве игрушек, их деталях,  возможных играх с ними. Это  позволяет включать усвоенные  слова в связную речь, употреблять  их в сочетании с другими словами.

       Эти занятия важны и с воспитательной точки зрения. Одновременно с развитием словаря ребенка учат правильно обращаться с игрушкой, воспитывают аккуратность, активизируют коллективные игры с игрушками.

       Для уточнения и активизации словаря дошкольников полезно рассматривание картинок разного типа: предметных, сюжетных.

       Рассматривание  картин направлено на уточнение детских  представлений и словаря и  всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь.

       Методика занятия по рассматриванию картины подчиняется общим дидактическим требованиям:

  • подготовка внимания детей до момента внесения картины,
  • дается время для первоначального ее созерцания,
  • затем воспитатель предлагает детям рассматривать одну за другой все основные части картины, устанавливая смысловую связь между ними.

       Цель  рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.

       Основа  словарной работы при рассматривании картины заключается в том, что дети, видя изображение предмета,  учатся узнавать предмет на картине,  сравнивать его с известным ранее. Чтобы рассмотреть, назвать картину, ребенку надо вспомнить и ранее виденный предмет, и ранее воспринятое слово. Задача воспитателя — учить детей воспринимать смысл картины, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделению существенного. Наиболее  правильный вопрос для выяснения смысла картины: о чем эта картина? Воспитатель постепенно подводит детей к умению отвечать на этот вопрос, используя такие приемы:

  • сам раскрывает содержание картины в краткой словесной форме,
  • показывает центральный объект указкой и одновременно спрашивает: «Что, кто это?» (т. е. первый вопрос звучит конкретно);
  • формулировкой вопроса обращает внимание на композицию картины: «На кого смотрят все дети и взрослые в этой групповой комнате?».

   Старшим детям предлагает вглядеться  в картину и придумать ее название (не только в конце занятия, но и в начале его).

       Основной  словарный прием на этом занятии — вопрос. Употребляются разные формы вопросов: 

 1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую? 

 2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?

 3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи? 

 4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом? 

 5. Вопросы  о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького? 

 6. Старшим  детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.)

       Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик? В старших группах с детьми можно провести упражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хороший прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи?).

       Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются мелкие настольные картинки. В младших группах рассматривание длится 5-10 мин. За это время ребенок успеет посмотреть и назвать несколько картинок. Рассматривание картинок можно организовать  в идее игры «Поехали, поехали!»: дети рассаживаются вокруг стола и по команде «поехали» передвигают картинке. По сигналу «стоп»  открывают ближайшую и называют ее.  Так можно рассматривать картинки новых игр (лото, кубиков, настольно-печатных). В старших группах параллельно с рассматриванием картинок практикуются их классификация, составление загадок и другие более сложные задания.

         Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся.

        В связи с  программным содержанием в играх активизируется определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок. Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех ее участников, давать по ходу игры задания (сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.).

     Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден  использовать приобретенные ранее  знания и словарь в новых условиях.

          Подбор материала для дидактических  игр должен определяться задачами  словарной работы. Для активизации  бытового словаря подбирают игрушки  или картинки, изображающие предметы  быта, для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

В методике дошкольного воспитания  накоплен богатый арсенал дидактических  игр с детьми разного возраста («Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»).

      Игры  с куклой широко распространены в практике детских садов, особенно в младших группах. Основное дидактическое правило этих игр — закрепление последовательности бытовых процессов, которые сами дети совершают в жизни. Поэтому лучше всего выбирать для каждой игры узкое, конкретное содержание, но раскрывать его достаточно полно и глубоко. В игре «Встреча новой куклы» закрепляет правила культуры общения: встречать нового человека, гостя, знакомиться с ним. В игре «Угощение куклы» закрепляется навык культурной еды. Последовательность и правильность игровых действий определяют вопросы воспитателя: «А что вы делаете перед едой? Чем вы моете руки? Покажите, как вы намыливаете руки!» К активным действиям с куклой привлекаются по очереди почти все дети группы. Воспитателю следует добиваться, чтобы дети не ограничивались выполнением действий и односложными ответами, а правильно отвечали на вопросы.

      Дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

      Упражнения  содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.

      Для детей дошкольного возраста систему  словарных упражнений предложила Е. И. Тихеева. Целью этих упражнений она  считала расширение лексикона и  речевых навыков: подбор эпитетов к  слову, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, набор слов с оттенками значений, подбор пропущенных слов, распространение предложений, добавление придаточных предложений, определение составных частей целого, а также упражнения на точность наименований, составление предложений с определенным словом, составление предложения с несколькими заданными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов. Нетрудно заметить даже по этому перечислению влияние названных выше упражнений на характер и содержание работы со словом.

      Основным  содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации  слов:

по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда);

  • по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные);
  • по свойствам (цвет, вкус, величина, материал);
  • подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами;
  • распространение предложений с использованием заданных слов.

      Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.

      До  недавнего времени словарные  упражнения как метод активизации  словаря рассматривались, главным образом, в отношении старших дошкольников. Данные современной науки о возможностях умственного и речевого развития детей позволили значительно расширить их использование в средних и даже младших группах.

      Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи известное значение имеет составление детьми загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений

      Требования  к их применению в целях развития словаря:

- загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;

- загадки должны быть доступны детям с точки  зрения как содержания, так и формы.

      Сначала дети учатся отгадывать «готовые» — народные, авторские загадки.  Предъявляются загадки двух видов:

  • прямое описание характерных признаков без называния самого предмета (мягкие лапки, а в лапках цап-царапки),
  • метафорическое описание, сопоставление с другим предметом, чем-то близким загадываемому (сидит красная девица в темнице, а коса на улице).  

      Первоначально на занятиях в старших группах главная задача заключается в том, чтобы учить детей мотивировать свои ответы, представлять доказательства правильности отгадки (Как вы догадались?).

      Следующий этап — составление загадок самими детьми. Как правило, на первых порах их загадки представляют собой краткое описание предмета (без его названия). Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений, например: «Мое животное летит, как стрела, а любимая его еда — зеленая трава» (лошадь). Такие описания приучают пользоваться образным словарем, находить точные интересные выражения, а затем отыскивать сравнения, уподобления.

       О.С. Ушакова считает, что  основу обогащения, расширения и активизации словарного запаса составляет ведение в языковое сознание ребенка

  • тематических групп слов,
  • синонимических рядов,
  • антонимических пар,
  • многозначных слов.

       Синонимическая  работа с детьми (подбор слов, близких  по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, брести, плестись, и т.п.; или глаголы, обозначающие речь и ситуацию общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил).

Работа  над антонимами (словами с противоположным  значением) проводится при составлении  словосочетаний и предложений.  С  этой целью с  детьми различные  упражнения:

  • нахождение антонимов в пословицах и поговорках,
  • подбор антонимов к многозначным словам,
  • подбор словосочетаний  со словами близкого и противоположного значения  (н-р, старый дом – ветхий; старое платье – рваное; старый друг – давний) составление предложений с многозначными словами.

      Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова. 
 

3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения с окружающими в  разных видах деятельности.

Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности.

      Большое значение для обогащения и активизации  словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый  обиходный словарь. В связи с  воспитанием культурно-гигиенических  навыков, формированием навыков  самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.

      В трудовой деятельности словарь детей  пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств  и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.

      Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

      Исключительные  возможности для развития словаря  создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с  различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. 
 

Заключение.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения  и активизации словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.  

Список литературы:

  1.   Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 1998 – 400 с.
  2. Бородич А. М. «Методика развития речи детей», М., 1981, - 235 с.
  3. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста - под ред. Ф.А.Сохина - М.: Просвещение, 1984 – 223 с.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001, - 268 с.
  1. Филичева Т.Б. , Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», - 1997. – 80 с.
  2. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - М., 2006.
  3. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. - М.: Академия, 2004. - 304с.
  4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2003
  5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду- М.,1982
  6. Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи в детском саду- М.,1950

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателя "Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста" часть 2

Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»...

Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензетивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...

Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения...

«Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...