Технологическая карта занятия по ознакомлению с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Закирова Алина Илшатовна

Технологическая карта   занятия

Образовательная область(и): Речевое развитие

Тема занятия: Ознакомление с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия: Формирование познавательного интереса к рассказу Н. Н. Носова «Живая шляпа»

Задачи занятия:

Образовательные:

 - продолжать знакомить с творчеством писателя Н. Носова;

- формировать умение высказывать свою точку зрения;

- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;

- формировать умение слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев;

- продолжать знакомить с детской литературой.

 

Развивающие:

- развивать произвольное внимание, слуховую память;

- развивать монологическую и диалогическую речь.

 

Воспитательные:

-воспитывать интерес к художественной литературе;

-формировать эмоциональное отношение литературным произведениям;

-отрабатывать интонационную выразительность речи;

-воспитывать усидчивость, умение слушать.

 

Словарная работа: комод; кочерга.

Планируемый результат:  познавательный интерес к рассказу Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Подготовительная работа:  беседа о творчестве писателя Н. Носова,  рассматривание портрета Н. Носова , чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

Материалы и оборудование: экран, ноутбук, книга Н.Н. Носова «Живая шляпа» портрет Н. Носова, иллюстрации по произведению, предметы для игры «Угощение для котенка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskayakarta_zanyatiya_zhivaya_shlyapa.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта   занятия

Образовательная область(и): Речевое развитие

Тема занятия: Ознакомление с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия: Формирование познавательного интереса к рассказу Н. Н. Носова «Живая шляпа»

Задачи занятия:

Образовательные:

 - продолжать знакомить с творчеством писателя Н. Носова;

- формировать умение высказывать свою точку зрения;

- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;

- формировать умение слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев;

- продолжать знакомить с детской литературой.

Развивающие:

- развивать произвольное внимание, слуховую память;

- развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к художественной литературе;

-формировать эмоциональное отношение литературным произведениям;

-отрабатывать интонационную выразительность речи;

-воспитывать усидчивость, умение слушать.

Словарная работа: комод; кочерга.

Планируемый результат:  познавательный интерес к рассказу Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Подготовительная работа:  беседа о творчестве писателя Н. Носова,  рассматривание портрета Н. Носова , чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

Материалы и оборудование: экран, ноутбук, книга Н.Н. Носова «Живая шляпа» портрет Н. Носова, иллюстрации по произведению, предметы для игры «Угощение для котенка».

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия.

«Встанем рядышком, по кругу, скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень – всем привет и добрый день.

Присаживайтесь все на свои места, спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.

 «Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. И сегодня я предлагаю отправиться в Книгоград. Но с нами очень хотел пойти в путешествие Незнайка. Возьмем его с собой? Готовы?»

«Поскорее улыбнись в Книгограде очутись».

(слайд 2)

«Вот мы с вами и в Книгограде.

Словесный –

(приветствие, вводная беседа)

Дети стоят в кругу, здороваются с воспитателем.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, ее формулировка в доступной для детей форме.

Как вы думаете кто живет в этой волшебной стране?» «Да, здесь живет много произведений самых различных жанров и с какими мы сегодня встретимся нам подскажет это волшебное произведение. Мы с вами сегодня познакомимся с одним писателем Н.Н. Носовым. Он родился очень давно. Был русским писателем. Писал для детей и взрослых. Он был отзывчивым и добрым, и никогда не любил ложь. Иногда был резок, неразговорчив, но всегда оставался искренним и честным.

Посмотрим на его портрет. (слайд 3) Произведение с которым мы с вами сегодня познакомимся называется «Живая шляпа». Давайте мы с вами посмотрим в каком переплете выполнена книжка. Книга выполнена в твердом переплёте  (слайд 4)

Иллюстрации к этому произведению нарисовала художница Семенова И. Это произведение одно из моих любимых          «Оно о том, как два друга, Вовка и Вадик и кот Васька остались одни дома. Как они испугались шляпу, которая упала с комода. Которая, неожиданно ожила и начала ползти к ребятам. Испугавшись мальчики, убежали на кухню. А как они спасались от нее, мы с вами сейчас и узнаем». Но прежде чем начать читать, я вам расскажу о словах, которые встретятся в нашем произведении.

 Комод-это не высокий шкаф с выдвижными полками, кочерга – это инструмент из железа, используется для выгребания углей.

Наглядный-рассматривание

портрета писателя ;

Словесный-проблемный вопрос, объяснение-беседа

Дети участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы педагога.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение,

обобщение,

систематизация

) определенного объема знаний о произведений.

Ребята, садитесь поудобнее, выпрямите спины, слушайте внимательно.

Выразительное чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа». (5-11 слайды)

«В каком жанре было написано это произведение? (Рассказ) Ребята, как называется рассказ? (Живая шляпа) О чем этот отрывок рассказа? (о живой шляпе) Все ребята согласны? (ответы детей) На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Н. Носова была живая? (нет, под ней спрятался кот Васька)

Рассмотрим, какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы? (испуг, удивление, страх)

Что они делают? (ответы детей)  Правильно ли поступили ребята в этом рассказе? Почему? (ответы детей)

(Да, ребята, я с вами соглашусь мальчики поступили неправильно, потому что прежде чем бояться, нужно узнать, что пряталось под шляпой, быть смелыми и решительными.) Какими мы видим мальчиков в конце рассказа?»

Давайте мы с вами найдем этот отрывок и прочитаем его.  (В конце рассказа мы видим мальчиков добрыми, сочувственными)

Физкультминутка.

- А сейчас отдохнем, встаем рядом со стульчиками, повторяем за мной:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Словесный – чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа», беседа.

Наглядный-рассматривание иллюстраций к произведению.

Практический -(физкультминутка)

Дети слушают рассказ, участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы педагога.

Рассматривают иллюстрации к произведению.

Выполняют движения за педагогом.

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемной ситуации .

-Ребята, покажем Незнайке, что мы прилежные и внимательные слушатели?

- «Незнайка приготовил вам вопросы по произведению. Давайте мы с вами ответим на эти вопросы.

— Как узнали мальчики секрет шляпы?

— Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

— Почему Володя собрался уходить?

— Что его остановило?

— Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?

— Оцените поведение мальчиков. Какие они?

- «Молодцы ребята хорошо запомнили рассказ, а как он называется?

Кто автор рассказа?» (ответы детей)

- «Наши глазки устали, отдохнем.

 Повторяйте за мной».

- «Ночь, темно на улице,

Надо нам зажмуриться.

1,2,3,4,5 Можно глазки открывать.

А теперь всем вместе нужно,

Поморгать глазами дружно». – Молодцы.

Игра «Угощение для котенка».

В рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа» котенок Васька, был напуган, обижен, и мне очень хочется, чтобы у него всегда было хорошее настроение. Давайте его угостим. Что же кушают котята?

Дети строятся в две команды. Рядом с каждой командой стоит чашка куда они должны сложить угощение для котенка. На расстоянии 5-7 шагов стоит корзина где много предметов: игрушки, машинки, посуда, продукты (пластмассовые). Нужно выбрать и принести то, что кушают котята. Выбирают по одному предмету.

– Вот, какое богатое угощение, посмотрите как, изменилось настроение котенка Васьки. Мне кажется он доволен и вам благодарен.

Словесный - рассказ, беседа,

Практический - игра.

Дети внимательно слушают правило игры и отвечают на вопросы воспитателя, играют в игру «Угощение для котенка».

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование навыков самооценки.

Ребята , нам пора попрощаться с Незнайкой. Незнайка, нас благодарит, что взяли его в путешествие, ему было интересно послушать рассказ и задавать вам вопросы. Скажем все Незнайке, до новых встреч!

«Ребята, а  нам пора возвращаться в группу. Поскорее улыбнись и в группе очутись».

- «Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились?  

Что делали в начале занятия? Что потом?

В какую игру мы с вами играли? Что для вас было легко? А что сложно?

 «Книгу я помещу в книжный уголок, и вы всегда сможете к ней обратиться и рассмотреть замечательные иллюстрации»

Словесный-беседа

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией в старшей группе тема "Удивительный мир цветов" "

конспект интегрированного занятия для старшей группы по теме Комнатные растения. На занятии идет закрепление знаний о комнатных растениях (название, строение, необходимые условия для роста, польза, на...

"Чтение рассказа Н.Н.Носова "Живая шляпа".

непосредственно-образовательная деятельность  «Художественная литература»...

Конспект НОД для детей подготовительной группы с 6-7 лет. «Весёлые рассказы Н.Н. Носова: «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Заплатка».»

Конспект НОД  для детей подготовительной группы с 6-7 лет.Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие».Тема: «...

Развитие речи«Разбор рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа»

laquo;Разбор рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа»...

Конспект итогового интегрированного ООД в старшей группе по Чтению художественной литературы и Рисованию "Пересказ рассказа Н. Н. Носова "Живая шляпа"

Тема: Пересказ рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое раз...