Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Н.Н. Носова "Живая шляпа"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Материал будет интересен учителям-логопедам и педагогам коррекционных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_anisimova._zhivaya_shlyapa.docx79.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

10794beef39a522eca158f213f103515.jpg

Составитель: учитель-логопед Анисимова О.Н

г. Троицк 2024-2025 учебный год

Цель:

 Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемотаблицы, отображающей последовательность событий.

Задачи:

  • Закреплять умения последовательно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
  • Активизировать и обогащать словарный запас: введение в словарь новых слов.
  • Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на мнемотаблицу.
  • Закреплять обобщающие понятия: игрушки, головные уборы.
  • Упражнять в употреблении относительных прилагательных.
  • Воспитывать вежливое отношение друг к другу, умение слушать товарища.

Активизация словаря: кочерга , треснуть, плюхнуться. 

Предварительная работа: Дидактическая игра «Что из чего сделано». Рассматривание разных материалов (дерево, ткань, резина и др.). Чтение рассказов Н. Носова, работа с мнемотаблицами.

Материалы: книга Н. Носова, рассказ «Живая шляпа», презентация,  картинки - домики с подставками; игрушки ( меховой Чебурашка,  пластмассовая машина, резиновый вертолёт); головные уборы (шерстяная шапка, тканевая косынка, фетровая шляпа);  мнемотаблица к рассказу, мини-мольберт.

Ход занятия.

Слайд №1 (Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа»)

I Орг. Момент

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

Путешествовать начнём.

II Основная часть.

Слайд №2 (Город мастеров)

Педагог: ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с городом Мастеров, прогуляться по его улицам. На каждой улице этого города изготавливают разные предметы. Сейчас я предлагаю вам назвать предметы на каждой улице.

Педагог: назовите одним словом предметы, которые изготавливают мастера на этой улице.

Примерные ответы детей:  это игрушки.

Педагог: верно, давайте разберёмся, что из чего сделано. Я начну, а вы договаривайте. Машина сделана из пластмассы значит она …?

Примерные ответы детей: она пластмассовая.

Педагог: Чебурашка сделан из меха, значит он…?

Примерные ответы детей:  он меховой.

Педагог: Вертолет сделан из резины, значит он …?

Примерные ответы детей:  он резиновый.

Педагог: предлагаю пойти на следующую улицу. Назовите одним словом предметы, которые изготавливают мастера на этой улице.

Примерные ответы детей:  это головные уборы.

Педагог: верно, это головные уборы. Косынка сделана из ткани, значит она.?

Примерные ответы детей: она тканевая.

Педагог: эта шапка из шерсти, значит она…?

Примерные ответы детей:  она шерстяная

Педагог: эта шляпа из фетра, значит она ...?

Примерные ответы детей:  она фетровая.

Педагог: ребята, а шляпа может быть живой! Не верите? Я тоже сначала думала, что так не бывает, пока не прочитала рассказ писателя Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».

Слайд №3 (Н. Носов)

Мы с вами уже говорили о том, что  в рассказе всегда говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит, живая шляпа была на самом деле!

А хотите узнать, как всё было на самом деле? Тогда присаживайтесь на стульчики.  

(Чтение рассказа). Слайд №4 (Живая шляпа - иллюстрация)

1) Словарная работа

Педагог: ребята, в рассказе вам встретились незнакомые слова, давайте разберём - что они означают.

Кочерга – железный прут с закругленным концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть – ударить.

 Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Педагог: ребята, как назывался рассказ?

  • Где происходило главное действие рассказа?
  • Кто является главным героем рассказа?
  • Где, в начале рассказа, сидел  Котёнок Васька  на полу или на комоде?
  • Почему мальчики решили, что шляпа живая?
  • Почему Вовка собрался уходить?
  • Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой? (Кочерга, лыжная палка, затем картошка)
  • Как узнали мальчики секрет шляпы?
  • Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
  • Как мальчики относятся к животным?
  • Какая история получилась? Смешная или печальная?

Педагог: предлагаю отдохнуть. Повторяйте движения за мной.

Физминутка:

Не спеша на мягких лапах,
По квартире ходит шляпа –

Вдруг за мной она бежит

Ничего не говорит

Вот подпрыгнула она,

Показалась голова.
Это кот, усатый кот,
В шляпе папиной идет!

Педагог: ребята, сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы попробуйте пересказать его,  только запомнить и пересказать рассказ   вам поможет мнемотаблица. (Проходит работа над мнемотаблицей, дети вместе с педагогом  «расшифровывают» картинки.)

(Повторное чтение рассказа).

Пересказы детей. (Можно по цепочке, один начинает, другой продолжает)

ΙΙΙ. Подведение итогов.        

Педагог: ребята приглашаю всех в круг.

Какой рассказ мы сегодня прочитали?

 У меня есть замечательная шляпа, возможно волшебная.

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Дети становятся вокруг воспитателя, передают шляпу и рассказывают, что им было на занятии интересно, какие были трудности. (Из шляпы достают наклейки шляпки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. И. Чуковского "Цыпленок"

для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему....

конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Хотела галка пить"

развитие связной речи посредством пересказа литературного произведения...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Курочка"

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Курочка"...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»

Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...