Главные вкладки

    Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Люльченко Татьяна Владимировна

    Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

              В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ        

     с использованием опорных схем

            Пересказ рассказа «Четыре желания»

            (по   К.  Ушинскому)

    Цель:

    Обучение связному последовательному пересказу текста с на глядной опорой в виде графических схем, отображающих последо вательность событий.

    Основные задачи:

    1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
    2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
    3. Закрепление навыков грамматически правильного оформле ния высказываний.
    4. Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
    5. Работа над интонационной выразительностью речи.

    Методические приемы:

    Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, моделирование. Лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, сино нимов, родственных слов). Чтение рассказа, сюрприз ный момент.

    Оборудование:

    Картины с изображением времен года; иллюстрации к расска зу; графические схемы для пересказа; карточки с восклицатель ными  и вопросительными знаками; под нос с подарками; аудиокассета;   фишки; мяч.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Формирование навыка согласова ния прилагательных с существительными.

    Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осен ний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)

    Педагог: Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шап ка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)

    Педагог: Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настрое ние, тепло, пение птиц.)

    Педагог: А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, санда лии, панамы, месяцы, игры.)

    2. Подготовка к восприятию текста. Игровое упражнение «От гадай загадку». Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Времена года».

    Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки:

                            Прошла по лугам, по лесам, по полям,

                            Припасы она заготовила нам,

                            Упрятала их в погреба, в закрома,

                            Сказала: «За мною нагрянет зима!»

                                                  Скоро, скоро к вам примчу,

                                                    На метелях прилечу

                                                    Запляшу и закружу,

                                                  Землю снегом наряжу.

                           Дует теплый южный ветер,

                           Солнышко все ярче светит,

                           В домик свой скворец вернулся,

                            И в лесу медведь проснулся.

                                                  Песен полон лес и крика,

                                                  Брызжет соком земляника,

                                                   Дети плещутся в реке,

                                                  Пляшут пчелки на цветке.

    Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответ ственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.

    Педагог: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)

    3.  Чтение рассказа.

    а)Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление
    навыков подбора синонимов. Работа над интонационной

    вырази тельностью речи.

    Педагог: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.

    Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»

    —Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал
    отец. Митя записал.

    Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

    1. Как звали мальчика? (Митя)
    2. Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
    3. Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
    4. Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

    Куда записали его желание? (В записную книжку)


    Педагог:

    Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем переда вать карточку с изображением восклицательным знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за инто нацией. (Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, от лично, хорошо, здорово) зимой!)

    Педагог: А теперь придумаем предложения со знаком вопроса.

    Игра повторяется. Дети передают друг другу карточку со зна ком вопроса и называют предложения.

    б)Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами

    Педагог: Слушайте продолжение.

    Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»

    Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое же лание.

    Педагог:

    1. Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
    2. За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)
    3. Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
    4. Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
    5. Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)
    6. Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

    Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру.

    4. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

     Закрепле ние навыка подбора антонимов.

    1. Погода теплая, а наоборот — холодная
    2. Осень ранняя, а наоборот — поздняя
    3. Облако белое — туча черная
    4. День длинный, а наоборот — короткий
    5. Вода замерзает, а лед — тает
    6. Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются
    7. День грустный, а наоборот веселый
    8. Настроение плохое, а наоборот — хорошее
    9. Урожай маленький, а наоборот — большой

    в)Чтение третьей части рассказа. Образование родственных
    слов к слову  
    рыба.

     

     Педагог: Читаем дальше.

    Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длин ный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

    —Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету
    конца не было!

    И это желание Мити было записано в ту же книжку.

    Педагог:

    1. Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
    2. Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал яго ды, кувыркался в душистом сене.)
    3. Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)

    Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)


    Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.

     Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.)

    г)Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.


    Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и

    желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года!»

    Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

    Педагог:

    1. Какое время года наступило? (Осень.)
    2. Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и жел тые груши.)
    3. Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)
    4. Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года!)
    5. Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

      5. Пальчиковая гимнастика «Птички»

                        Эта птичка – соловей

                        Эта птичка – воробей,

                        Эта птичка – совушка

                               сонная головушка.

                        Эта птичка – свиристель,

                        Эта птичка – коростель.

                        Эта птичка – злой орлан

                        Птички,  птички, по домам.

    1. Повторное чтение рассказа с использованием графического плана. Развитие слухового внимания, логической цельности речи.
    2. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

    Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.

    8.Итог занятия.

    Дифференцированная оценка деятельности де тей.      

    Закрепление названий времен года.

    1. Сюрпризный момент

    Стук в дверь. Приносят поднос накрытый салфеткой.

    Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны  отга дать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петруш ки и солнечные очки), дети определяют, от какого времени года подарки. 



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планы-конспекты занятий по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник

    В конспектах предложены основные этапы развития мелкой моторики с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования....

    Материал из опыта работы - конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ»

    Занятие по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

    Из опыта работы – Конспект занятия: «Ты себе не навреди свои глазки береги»

    Дать представление детям о глазах и их назначении, закрепить знания о том, что полезно и вредно....

    Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

    Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

    Конспект ООД по коммуникации (речевое общение) в подготовительной к школе группе на тему: «Пересказ рассказа «Четыре желания» К.Д. Ушинского (с использованием мнемотехники)

    Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с нагляднойопорой в виде мнемотаблиц, отображающих последовательность событий....

    Проектирование НОД продуктивного чтения рассказа "Четыре желания" К. Д. Ушинский (старшая группа)

    В проектировании прописаны этапы деятельности, работа с текстом во время чтения, действия детей, задачи. Эта технология чтения обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем....