Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);

- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе); 

- «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения).

 

Виды детской деятельности:

- коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкальная.

 

Цель:

- обучать  детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.

 

Задачи:

Образовательные:    

1.  Учить  детей  последовательно и логично пересказывать литературный  текст, по  составленному плану стараясь правильно строить предложения.

2.  Формировать  зрительный  и слуховой  контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

3.  Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.

Развивающие:

  1.  Развивать навыки планирования пересказа с опорой на схемы.
  2.  Развивать фонематическое восприятие детей, логическое мышление, внимание.
  3. Активизировать  и обогащать словарный запас по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».

Воспитательные:

  1.  Воспитывать бережное отношение к  природе и животным, прививать интерес к сменам времени года.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_osen_pereskaz_po_sokolovu_mikitovu.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЕЛОЧКА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА  «ОСЕНЬ» ПО СОКОЛОВУ – МИКИТОВУ

с наглядной опорой на графические схемы»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ВОСПИТАТЕЛЬ:

ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

г.о. ЭЛЕКТРОГОРСК

2017 год

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);

- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе);  

- «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения).

Виды детской деятельности: 

- коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкальная.

Цель: 

- обучать  детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательные:    

1.  Учить  детей  последовательно и логично пересказывать литературный  текст, по  составленному плану стараясь правильно строить предложения.

2.  Формировать  зрительный  и слуховой  контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

3.  Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.

Развивающие:

  1.  Развивать навыки планирования пересказа с опорой на схемы.
  2.  Развивать фонематическое восприятие детей, логическое мышление, внимание.
  3. Активизировать  и обогащать словарный запас по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».

Воспитательные:

  1.  Воспитывать бережное отношение к  природе и животным, прививать интерес к сменам времени года.

Предварительная работа:

- знакомство с творчеством писателя И. Соколова-Микитова;

- чтение рассказов про осень;

- отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды»;

- разучивание пословиц об осени;

- дидактические игры: «Времена года», «До, между, после» (по временам года и месяцам);

- наблюдение в природе; 

- обогащение словаря: знойный, погожий, ожерелье, румяная, кочка, прозрачная, жмутся, моховой, гроздья.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

- умеют  планировать пересказ с опорой на схемы;  

- умеют последовательно и логично пересказывать литературный  текст, по  составленному плану стараясь правильно строить предложения;

- умеют подбирать прилагательные к существительным;

- актуализируют словарь по темам: «Грибы», «Ягоды», «Осень».

 

Материалы и оборудование:

демонстрационный: 

- предметные картинки с изображением грибов и ягод;

- фонограмма П.И. Чайковского «Осенняя песня» («Времена года»);

- иллюстрации – осенние пейзажи; магнитная доска;

- карточки с графическими схемами для пересказа;

- картина с изображением березы;

- листок клена.

раздаточный: 

- картинка с изображением листа березы;

- ножницы.

Содержание образовательной деятельности

Организационный момент:

Воспитатель:

Дети, какое сейчас время года? (осень) Какой сейчас месяц? Какой следующий месяц? Какой предыдущий месяц? Я вам предлагаю поиграть в игру:

«Что лишнее?». Я вам скажу слова, а вы выберите лишнее слово, объясните почему.  При этом постарайтесь использовать слова: «Потому, что»

- мухомор, подберезовик, лисичка, сыроежка. (Лишнее слово мухомор, потому, что-  это ядовитый гриб, а подберезовик, лисичка и сыроежка съедобные грибы.)

- сентябрь, май, октябрь, ноябрь.

- клюква, земляника, брусника, вороний глаз.

Подготовка к восприятию текста.

Воспитатель:  Дети, я вам сейчас загадаю загадки,  а вы постараетесь их отгадать. (Дети находят картинки-отгадки и помещают  их на магнитную доску)

- приходит по луже, уходит по стуже. /осень/

- по небу плывут, дождик несут. /облака/

- муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева – и пропала голова! /паутина/

- кто шляпу на ногу надевает? /гриб/

- была зеленой маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая? /ягода черника/

Воспитатель: (воспитатель рукой указывает на портрет, который висит на доске)  

- Дети, что вы видите? (портрет писателя Ивана Соколова-Микитова)

- Какие рассказы этого писателя вам знакомы? («Лось», «Заяц», «Белки», «Ежи», «Звуки земли», «Русский лес»

Воспитатель: сегодня я вам прочитаю еще один рассказ этого писателя. Называется он «Осень». Слушайте внимательно.

Чтение рассказа.

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!

Беседа по содержанию:

Воспитатель:

- какое время года наступает после знойного лета? (после знойного лета наступает золотая осень)

- по какому небу бегут облака? (по высокому небу бегут облака)

- что летает над землей в погожие, теплые дни? (в погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина)

- какие грибы растут по опушкам лесов? (по опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики)

- что рассыпано по кочкам в болотах (в болотах рассыпана румяная клюква)

- какая ягода краснеет на лесных полянах? (на лесных полянах краснеют гроздья рябины)

Лексико-грамматические упражнения:

Игра «Подбери признак» (дети, называя признак, передают лист клена друг другу)

- Осень (какая?) (золотая, теплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая…)  

- А в рассказе какая осень? (золотая)

- Небо какое? (прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное и т.д.)

- А в рассказе небо какое? (прозрачное высокое)

- Лето какое? (знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное, яркое и т.д.)

- А в рассказе какое лето? (знойное)

Воспитатель:

Дети посмотрите  и скажите, что изображено на этих картинках?

Скажите, почему говорят:

- Красноголовый подосиновик (потому, что- шляпка гриба красного цвета)

- Зеленоватые и розоватые сыроежки (потому, что- эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и зеленые)

- Скользкие грузди (потому, что- они большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят)

- Душистые рыжики ( потому, что -грибы оранжевого цвета и очень ароматные, с сильным грибным запахом)

- Тонконогие опята ( потому, что –ножка гриба очень тонкая)

- Гроздья рябины ( потому, что- много ягод висят  на одной веточке).

Воспитатель: воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением березы. Вопросы детям:

- какое это дерево? (береза)

-как называется явление, когда деревья теряют свою листву? (листопад)

-если это береза, то лист? (березовый), дуб, ольха, рябина, осина, клен…..

Воспитатель: воспитатель предлагает детям сесть за столы , вырезать  березовый лист и после физкультминутки  приклеить его на картинку с изображением березы; звучит музыка П.И. Чайковского «Осенняя песня».

Физкультминутка

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Воспитатель: 

Дети, послушайте рассказ еще раз, а затем мы будем его пересказывать.

(Во время чтения по ходу действия воспитатель выкладывает опорные схемы на доску).

(Детям предлагается пересказать текст с опорой на графические схемы. Дети рассказывают парами и индивидуально).

Рефлексия:

Воспитатель:

- с каким рассказом вы сегодня познакомились?

- ребята, мы с вами познакомились с рассказом, послушали его, и что потом с ним делали?

- что помогало вам пересказывать?

- было трудно?

- чей пересказ вам  понравился больше? (ответы детей)

Воспитатель: спасибо вам дети за хорошую работу.

Используемая литература :

  1. Лебедева Л.В.  Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015г
  2. О.С.Ушакова  «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»  - Москва. Педагогический университет «Первое сентября» - 2011г
  3.   Комплексные  занятия   по  программе   «От рождения  до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С Комарова, М.А.  Васильева.
  4. Ткаченко Т.А.  «Формирование и развитие связной речи». Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Издательство: Гном, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему"Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)"

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы...

Конспект по развитию речи "Пересказ рассказа Осень"

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста...