Конспект открытого занятия логопедической группы Пересказ рассказа «Осень» (по И.Соколову – Микитову)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Открытое занятие на ГМО "Развитие речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pereskaz_osen.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад № 39 «Сказка»

Конспект открытого занятия логопедической группы

Пересказ рассказа «Осень»

(по И.Соколову – Микитову)

                          Воспитатель:

Рыжих Екатерина Алексеевна

Кызыл

Тема: Пересказ рассказа «Осень» (по И.Соколову – Микитову)

Цель. Формирование навыков связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы.

Задачи

1.Коррекционно-развивающие:

-Развитие диалогической речи, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

-Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения.

-Развитие связной речи

-Введение  в речь слов – признаков, согласование прилагательных с существительными.

-Практиковать в составлении распространенных предложений.

2. Образовательные:

-Закрепить названия грибов (подосиновик, сыроежки, грузди, рыжики, опята).

-Упражнять в подборе слов-антонимов.

3. Воспитательные:

-Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

-Воспитывать интонационную выразительность высказываний.

-Воспитывать произвольное внимание.

4. Здоровьесберегабщие:

-Создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии.

Методические приемы:

Моделирование: составление целого из частей (синтез). Чтение, беседа; рассматривание предметных картинок; лексико-грамматические упражнения, выстраивание графической мнемодорожки; прослушивание музыкального произведения.

Оборудование.

Графические схемы

Предметные картинки с изображением грибов и ягод(подосиновики, сыроежки, грузди, рыжики, опята, клюква, гроздья рябины)

Фонограмма П.И.Чайковского «Осенняя песня (Времена года)

Предварительная работа.

*Чтение рассказов про осень И.Соколова –Микитова.

*Знакомство с творчеством писателя.

*Разучивание пословиц об осени.

*Наблюдения в природе.

*Д/игры «Времена года», «До, между, после» (по временам года)

*Отгадывание загадок по темам «Осень», «Грибы», «Ягоды».

Словарная работа

Знойный – жаркий                         кочка-небольшой бугорок

Погожие – ясные                             Прозрачный –ясный, безоблачный

Румяная – красная, алая                 Моховой – покрыты мхом

Жмутся – касаются друг друга       (мох – растительность на болоте)

Опушка – край леса

                                                                     Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель. У нас сегодня много гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь. Сядьте на свои места.

Вспомним наше правило: Наши глаза внимательно смотрят

                                                  Наши уши внимательно слушают

                                                 Наши руки нам не мешают, а помогают

2.Ребята, послушайте очень внимательно музыку, которая будет сейчас звучать.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (октябрь)

-Какие чувства у Вас возникли, когда слушали эту музыку? (чувство печали, тоски, грусти)

-А какое время года вы себе представили? (Осень)

-Почему осень? (потому что музыка грустная, тоскливая, печальная)

Это  произведения написал композитор П.И.Чайковский. Называется Времена года – октябрь.

-Что такое октябрь? (это осенний месяц)

-Назовите осенние месяца. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

-Осень в сентябре (какая?) – ранняя

-А в ноябре (какая?)-поздняя.

Октябрь – середина осени. Поэтому погода неустойчивая, то тепло, то холодно, то ветер, то безветренно. В старину этот месяц называли листопадом, потому что с деревьев опадала пожелтевшая листва.

Слово Артему. Снова осень наступила.

                              Всю листву позолотила.

                               Улетают птичьи стаи

                                Крик печальный посылая

                                  Кружат в танце паутинки

                                  Манят дальние тропинки

                                  А в корзинку на опушке

                                  Так и просятся волнушки.

Воспитатель. А в  стихотворении, о каком времени года говорится.

Дети. В стихотворении говорится об осени.

Воспитатель. А именно – о золотой осени.

Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем говорить про осень, послушаем рассказ и перескажем его.

3.Отгадайте загадки.

Начнем с загадок. Приходит по луже, уходит по стуже. (Осень)

Воспитатель. Найдите, где на схеме изображена осень.

-По небу плывут, дождик несут. (Облака)

-Муха охнула сперва:»Ах, какие кружева! Я попала в кружева – и пропала голова. (паутина)

-Кто шляпу на ногу надевает? (гриб)

-Была зеленой маленькой, а потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (ягода)

-Висят на ветке подружки. Прижавшись тесно друг дружке. (рябина)

Упражнение «Закончи предложение»

Сейчас вы поможете мне закончить предложения.

По лужам приходит…(осень).  По небу плывут…(облака). Надел шляпу…(гриб). Муха попала…(в паутину). На кустах поспела…(ягода). На опушке видны гроздья…(рябины).

4. Чтение рассказа.

Сегодня я прочитаю вам отрывок из рассказа «Осень», написал его Иван Соколов-Микитов. Этот человек внимательно наблюдал за явлением природы, все подмечал и об этом писал.

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!

5. Работа по тексту.

-Какое время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень).

_-По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака)

-Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина)

-Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики)

-Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква)

-Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины)

-О какой осени пишет Иван Соколов-Микитов. (о золотой)

6. Словарная работа

Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова», которые встречаются в рассказе.

Что означает слово «знойный» - жаркий (жара)

Что означает слово «золотая» - желтый цвет осени.

Что означает слово «погожие» - ясные

Кочка – небольшой бугорок

Прозрачный – ясный, безоблачный

Опушка – край леса.

7. Динамическая пауза

Топ-топ- пять шагов

В кузовочке – пять грибов

Мухомор красный – гриб опасный

А второй – лисичка, рыжая косичка

Третий гриб – сморчок

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело

8. Упражнение «Почему»

Почему их так называют.

Подосиновик ( потому что, растет под осиной)

А в рассказе называется – красноголовый ( потому что шляпка красного цвета)

Зеленоватые и розовые сыроежки ( потому что эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и зеленые)

Скользкие грузди ( грибы большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят)

Душистые рыжики (грибы оранжевого цвета и очень ароматные, с сильным грибным запахом)

Румяная клюква ( ягода красная, алая, как щеки на морозе)

Гроздья рябины (много ягод на одной веточке)

Зрительная гимнастика

Найдите глазами подосиновик, переведи взгляд на рябину, переведите взгляд от груздя к рыжику.

9. Предлагаю поиграть в игру «Что лишнее?»

Мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.

Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик

Клюква, земляника, брусника, вороний глаз

10. Упражнение «Подбери признак»

Работа по картинкам

На 1 картинке – осень какая? – ранняя

На 2 картинке – осень какая? – поздняя

А в рассказе (какая?) осень – золотая

А сейчас осень (какая?) – поздняя

На 1 картинке – небо какое? – голубое, ясное

На 2 картинке – небо какое? – серое, пасмурное

В рассказе небо какое? – прозрачное, высокое

На 1 картинке – день какой? – солнечный, теплый, ясный.

На 2 картинке – день какой? – пасмурный, ветреный, холодный

В рассказе дни какие? – погожие, теплые

А в рассказе воздух какой? – чистый, прозрачный.

11. Повторное чтение рассказа.

Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.

   Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план (по цепочке, парами, индивидуально)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.1. Какие задания понравились вам?

                     2. Какие новые слова запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему"Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)"

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы...

План-конспект открытого занятия " Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами» (средний возраст)

Упражнять детей в умении составлять небольшой описательный рассказ по картине...

Конспект открытого занятия по составлению рассказа по картине "Зимние забавы"

- обучать детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия;- обучать детей отвечать на вопросы по содержанию картин...

Конспект открытого занятия "Путешествие по рассказам Н.Н.Носова"

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:«Путешествие по рассказам Н.Н.Носова» (подготовительная к школе группа)...

Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа "Ёжик" По И. Соколову-Микитову

Пересказ рассказа "Ёжик" По И. Соколову-Микитову...