Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа "Ёжик" По И. Соколову-Микитову
план-конспект занятия по развитию речи

Пересказ рассказа "Ёжик" По И. Соколову-Микитову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_sokolovu-mikitovu_ezhik.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непосредственной образовательной деятельности по развитию  монологической речи у детей старшего дошкольного возраста на основе пересказа по теме

«Пересказ рассказа « Ёжик. По И. Соколову-Микитову»

Автор конспекта образовательной деятельности (далее – НОД): Макеева Елена Петровна

Цель: Составление пересказа по произведению Соколова-Микитова «Ежик» с включением беседы и дидактических игр. Задачи:

Образовательные задачи: Познакомить с рассказом «Ёжик» по Соколову-Микитову. Формировать умение правильно определять начало, середину и конец текста, выделить основную мысль текста и его озаглавить. Упражнять в передаче полного содержания текста соблюдая последовательность и связность изложения. Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Пополнять словарный запас (добыча, зимовище). Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов. Закреплять умение загадывать и  разгадывать загадки.

Развивающие задачи: Развивать умение связно передавать рассказ, используя авторские обороты текста.

Воспитательные задачи: Воспитывать умение слышать и слушать друг друга

Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, речевую активность, эмоциональность, культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Область в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, физическое развитие.

Организация развивающей предметно-пространственной среды: групповая комната; игрушка Ёж; посылка; ТСО; картинка Почтальона Печкина на экране; картинки с изображением  диких животных и такие же мелкие игрушки – фигурки согласно подготовленным детьми загадкам.

Предварительная работа: знакомство с лексической темой «Дикие животные», рассматривание иллюстраций «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?» « Кто как говорит. Кто, что делает», «Лото Дикие животные»,            «Собери картинки». Беседы о временах года, о жизни зверей зимой. Чтение художественной литературы о животных. Творческая работа с родителями « Придумай загадку о лесных зверях».

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные задачи

 (данного этапа НОД)

Содержание НОД, форма организации

(пишется все то, что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид

деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы

(методы и приемы)

Планируемый результат

Средства реализации ООП

(материалы и оборудование)

Сформировать мотивацию к предстоящей деятельности.

Закреплять умение  разгадывать загадки.

Дети стоят полукругом. В.: Собрались все дети в круг.

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся (улыбаются).

Дети садятся на  места.

В: Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку и видеописьмо. Посылку открыть я не смогла, видно она с секретом, а видеописьмо мы посмотрим вместе. Как вы думаете от кого оно?

А хотите узнать?

Тогда давайте присядем на ковер и внимательно посмотрим на экран.

На экране почтальон Печкин.

«Добрый день дороге ребята. Узнали меня? Меня зовут почтальон Печкин и я принёс вам посылку. Но я вам её не отдам, потому что посылку могут получать люди по документам, а у вас, их нет.

Но я вижу, что вы хорошие ребята, поэтому я предлагаю вам сделку.

Если вы отгадаете загадку и расскажите мне о чем сегодня пойдет речь у вас в группе то посылка ваша!»

Внимательно слушайте загадку:

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Ёж). Правильно, ребята, это ёж.

Звуковая гимнастика

В.: Полетим к нашим лесным друзьям на жуке громкоЖ – Ж-Ж-Ж……

А теперь поплзём на змее громко Ш-Ш-Ш-Ш…..

А теперь на шмеле тихо Ж-Ж-Ж-Ж

А теперь по воде тихо – тихо Ш-Ш-Ш-Ш…..

Речевое развитие. Познавательное развитие.

Социально коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Виды

деятельности:

Развитие речи.

Познавательно-исследовательская.

Коммуникативная.

Двигательная.

Специальное моделирование ситуации общения.

Дети замотивированы на предстоящую деятельность.

Закреплено умение  разгадывать загадки.

Слово педагога.

Речь детей.

Посылка

 ТСО.

Картинка Почтальона Печкина на экране.

Основная часть (содержательный, деятельности этап)

Образовательные задачи

 (данного этапа НОД)

Содержание НОД, форма организации

(пишется все то, что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид

деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы

 (методы и приемы)

Планируемый результат

Средства реализации ООП

(материалы и оборудование)

Познакомить с рассказом «Ёжик. По И. Соколов-Микитов». Формировать умение правильно определять начало, середину и конец текста, выделить основную мысль текста и его озаглавить. Упражнять в передаче полного содержания текста соблюдая последовательность и связность изложения. Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Пополнять словарный запас (добыча, зимовище). Закреплять умение загадывать и разгадывать загадки.

В: Очутились мы в лесу и перед нами посылка почтальона Печкина. Как и обещал. Открываем. Что внутри? … ежик. Давайте пригласим ежика присесть рядом с нами и послушать небольшой рассказ из жизни ёжика, который я расскажу.

Рассказ « Ёжик. По И. Соколов-Микитов

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю яркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.

В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох.

Скоро он заберётся в логово на всю долгую зиму.

В: Как называется произведение?

- А как можно по-другому назвать?

- Кто написал?

-Когда происходят действия? Кто главный герой?

Вопросы по содержанию. Сколько добычи для ежей осенью? (объяснить «добыча», т.к. ёж - хищное животное)

  1. Кого трудно находить ежу?
  2. Что делает ёж в ясные осенние дни? (объяснить - «зимовище», т.е. где зимовать….)
  3. Как он готовит, что он таскает?
  4. Что он сделает зимой?

В.: Ребята, а ког еще можно встретить в лесу? Загадки детей о лесных зверях. (Творческое домашнее задание – предварительная работа)

1). Ребёнок загадывает свою загадку. Дети представленным небольшим фигуркам выбирают ответ и называют.

2). В.: Как одним словом назвать этих зверей? (лесные, дикие)

- Почему они так называются? ( чем отличаются от домашних?, что умеют делать? (добывать пищу, строить жилище)

- Как лесные звери подготовились к зиме? (тёплая шуба, поменяли окрас защитный, сделали запасы, утеплили жилище)

Ребята, а теперь пришла пора немного поиграть. Что-то наш ежик заскучал. Давайте все с вами встанем и выполним движение вместе со мной. Выходите на лужок, становитесь все в кружок (дети выполняют движения, согласно тексту)

«Ёж с ежатами»

Под огромною сосной,

На полянке на лесной,

Куча листьев где лежит, (бегут друг за другом)

Еж с ежатами бежит.

Мы вокруг все оглядим, (повороты головой)

На пенечках посидим, (приседают)

А потом все дружно спляшем, (пляшут)

Вот так ручками помашем. (машут руками)

Помахали, покружились (кружатся)

И домой заторопились. (Разбегаются по своим местам)

В: А мы с вами возвращаемся на свои места. Ребята, давайте с вами вспомним рассказ о ёжике.

В: Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать.

Повторное чтение рассказа.

В: Ну, а теперь перескажите вы этот рассказ.

Самостоятельный пересказ рассказа. Воспитатель обращает их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.

В: Молодцы ребята!

Речевое развитие. Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Виды

деятельности:

Развитие речи.

Познание.

Двигательная.

Словесный: беседа, чтение рассказа «Ёжик. По И. Соколов-Микитов», ответы на вопросы пересказ.

Дети пересказали рассказ «Ёжик. По И. Соколов-Микитов».

Активизировали словарь по теме «Дикие животные». Пополнили словарный запас (добыча, зимовище). Закрепили умение загадывать и разгадывать загадки.

Слово педагога.

Речь детей.

Игрушка Ёж.

Картинки диких животных согласно подготовленным детьми загадкам.


Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательные задачи

 (данного этапа ОД)

Содержание ОД, форма организации

(пишется все то, что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид

деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы

 (методы и приемы)

Планируемый результат

Средства реализации ООП

(материалы и оборудование)

Развивать связную монологическую речь.

Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

В:

- Молодцы, ребята! О ком мы говорили? (ответы детей).

С каким рассказом мы познакомились?

Кто написал этот рассказ?

Интересный получился пересказ про ёжика.

Ой, смотрите, пока мы пересказывали рассказ и отгадывали загадки первый снег пошёл. Посмотрите сколько снега (манка в тазах) намело, все наши лесные жители попрятались. Кто находит своего зверя, тот называет ласково, детёнышей, игрушки же маленькие…..

Игра-релаксация

 «Большой-маленький» (детёныши, образование сущ. с помощью суффиксов)

Ответы детей. Ищут в манке зверей.

Лисёнок, медвежонок, волчонок, ежонок….

В: Какие же вы все молодцы! Пора возвращаться домой, в группу.

Социально коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Виды

деятельности: Коммуникация.

Развитие речи.

Игровая.

Специальное моделирование ситуаций общения Рассуждение.

Диалог.

Практическая.

Закреплено умение детей составлять

связный текст.

Дети отвечают на вопросы.

Дети изменяют слова при помощи суффиксов.

Слово педагога.

Речь детей.

Таз с манкой.

Мелкие фигурки диких животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Конспект по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову) Группа: Старшая группа

Конспект  по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову)Группа: Старшая группа Цель: обучение связной, последовательной, выразительной и грамматичес...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»

Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову

Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову...