Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову
план-конспект занятия по развитию речи

Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_pereskaz_po_sokolovu-mikitovu_prigotovilis_k_zime.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непосредственной образовательной деятельности по развитию  монологической речи у детей старшего дошкольного возраста на основе пересказа по теме

«Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову»

Автор конспекта образовательной деятельности (далее – НОД): Макеева Елена Петровна

Цель: Составление пересказа по произведению Соколова – Микитова «Приготовились к зиме» с включением беседы и дидактических игр.

Задачи:

Образовательные задачи: Познакомить с рассказом «Приготовились к зиме» по Соколову – Микитову. Формировать умение самостоятельно пересказать основные части текста в правильной последовательности, соблюдая логику изложения и связность. Закрепить навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже. Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Расширять кругозор.

Развивающие задачи: Развивать умение связно передавать рассказ, используя авторские обороты текста.

Воспитательные задачи: Воспитывать умение слышать и слушать друг друга

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Область в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, физическое развитие.

Организация развивающей предметно-пространственной среды: групповая комната; листья рябины, берёзы, тополя, ветки ели по количеству детей для деления по подгруппам, мяч.

Предварительная работа: знакомство с лексической темой  «Осень. Овощи, фрукты»; чтение стихов пословиц и поговорок; разгадывание загадок об осени; беседы о лесе и жизни животных и растений; дидактические игры «Где растет», «С какого дерева лист»; разрезные картинки; составление рассказов по картинам «Золотая осень», раскраски по теме.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные задачи

 (данного этапа НОД)

Содержание НОД, форма организации

(пишется все то, что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид

деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы

(методы и приемы)

Планируемый результат

Средства реализации ООП

(материалы и оборудование)

Сформировать мотивацию к предстоящей деятельности.

Закрепить навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже.

В.: Раз, два, три, четыре, пять, это каждый должен знать!

Лето, осень и зима, а потом опять весна (хлопки в ладоши).

Мы теперь друг друга спросим, что от нас уходит?

Дети: Осень!

В: Назовите месяцы осени!

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь!

В: Молодцы, вы правильно назвали месяцы! А что происходит с природной осенью?

Дети отвечают на вопрос

В: Ребята, а вы смотрите по телевизору прогноз погоды?

Дети: Да, смотрим!

В: Конечно вы слышали, как диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки, что это такое?

Дети: Дождь, снег, град, туман!

В: А какая бывает погода осенью? Когда идет дождь… (Дождливая)

Когда дует ветер… (Ветреная)

Когда холодно… (Холодная)

Когда пасмурно… (Пасмурная)

Когда сыро… (Сырая)

Когда хмуро… (Хмурая)

 Когда солнце светит… (Солнечная)

Когда ясно…(Ясная)

Воспитатель: Отлично, вы правильно говорили о погоде! Хочется похвалить вас за то, что говорили чётко и внятно!

Скажите, как называется явление, когда с деревьев падают листья (листопад)

В: Посмотрите, сколько у меня листочков!

Воспитатель раздает детям листья.

В: Сейчас тихонечко присели дети, у которых лист рябины. … Лист березовый. … Лист с тополя. … Ветка ели – с ней!

В: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку! Вы точно определили листья!

Речевое развитие. Познавательное развитие.

Социально коммуникативное развитие.

Виды

деятельности:

Развитие речи.

Познавательно-исследовательская.

Коммуникативная.

Специальное моделирование ситуации общения.

Дети замотивированы на предстоящую деятельность.

Дети закрепили навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже.

Слово педагога.

Речь детей.

Листья рябины, берёзы, тополя, ветки ели.

Основная часть (содержательный, деятельности этап)

Образовательные задачи

 (данного этапа НОД)

Содержание НОД, форма организации

(пишется все то, что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид

деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы

 (методы и приемы)

Планируемый результат

Средства реализации ООП

(материалы и оборудование)

Познакомить с рассказом «Приготовились к зиме. По И. Соколов-Микитов». Формировать умение самостоятельно пересказать основные части текста в правильной последовательности, соблюдая логику изложения и связность.

Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Расширять кругозор.

В: - Ребята, назовите мне приметы осени.

На улице холодно, солнце слабо греет, часто идут дожди, на деревьях желтеют и опадают листья, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края, звери и люди готовятся к зиме. (Ответы детей)

В: Ребята, давайте поговорим, как люди готовятся к зиме? Мы будем говорить о заботах человека осенью.

- Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Как мы трудимся осенью?

- Какие работы выполняются? (Нижнюю часть ствола дерева белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью, в садах, плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)

- Какие еще работы выполняются осенью? (в садах собирают урожай: яблоки, груши, с огородов убирают овощи.)

- Как трудятся на полях? (Убирают оставшийся хлеб, с полей, убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы.) 

- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)

- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. Это тоже немалый труд.

В: Ребята, сейчас я познакомлю вас с рассказом, который написал писатель Соколов – Микитов «Приготовились к зиме».

Давно скосили и убрали луга и поля. Поля опустели, и над ними ходят низкие осенние облака. Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и желтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту — тяжелые светло-зеленые кочаны.

Как называется рассказ?

Кто написал этот рассказ?

О каком времени года мы вели разговор?

Физкультминутка «Листопад»

Мы листики осенние

(Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветвях мы сидим.

Дунул ветер – полетели (руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (Плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, закружились, полетели

И на землю снова сели (Дети садятся на места)

Игра «Подбери слова»

В: Я назову слово и брошу вам мяч, вы заканчиваете фразу и возвращаете мяч мне.

Например: созревают …. (овощи, фрукты)

- Льёт (дождь)

- Дует (ветер)

- Вянет (трава)

-Желтеют (листья)

-Улетают (птицы)

- Собирают (урожай)

-Опадают (листья)

Молодцы ребята, какие признаки осени мы с вами назвали в игре?

(осенью льёт дождь, дует ветер, вянет трава, улетают птицы, опадают листья)

В: Правильно. Пришло время вспомнить рассказ «Подготовились к зиме». Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать.

Повторное чтение рассказа.

В: Ну, а теперь перескажите вы этот рассказ.

Самостоятельный пересказ рассказа. Воспитатель обращает их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.

В: Молодцы ребята! 

Речевое развитие. Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Виды

деятельности:

Развитие речи.

Познание.

Двигательная.

Словесный: беседа, чтение «Приготовились к зиме. По И. Соколов-Микитов», ответы на вопросы пересказ.

Дети пересказали рассказ «Приготовились к зиме. По И. Соколов-Микитов».

Закрепили умение самостоятельно пересказать основные части текста в правильной последовательности, соблюдая логику изложения и связность.

Расширили словарный запас. Расширили кругозор.

Слово педагога.

Речь детей.

Мяч.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательные задачи

 (данного этапа ОД)

Содержание ОД, форма организации

(пишется все то, что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид

деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы

 (методы и приемы)

Планируемый результат

Средства реализации ООП

(материалы и оборудование)

Развивать связную монологическую речь.

В: Ребята, скажите, пожалуйста, как сегодня вам наше занятие?

Что вам понравилось?

Как назывался рассказ?

Кто написал этот рассказ?

О каком времени года мы вели разговор?

В: Ребята, молодцы. Мне с вами было интересно, а вам?

Дети: И нам тоже!

Социально коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Виды

деятельности: Коммуникация.

Развитие речи.

Специальное моделирование ситуаций общения. Рассуждение.

Диалог.

Закреплено умение детей составлять

связный текст.

Дети отвечают на вопросы.

Слово педагога.

Речь детей.

Таз с манкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме "Составление рассказа "Здравствуй, зимушка - зима"

Конспект НОД по развитию речи. Интеграция образовательных областей: коммуникация и познание....

Конспект НОД по теме "Составление рассказа "Здравствуй, зимушка - зима"

Конспект НОД по развитию речи. Интеграция образовательных областей: коммуникация и познание....

Конспект НОД по теме "Составление рассказа "Здравствуй, зимушка - зима"

Конспект НОД по развитию речи. Интеграция образовательных областей: коммуникация и познание....

Конспект НОД по теме "Составление рассказа "Здравствуй, зимушка - зима"

Конспект НОД по развитию речи. Интеграция образовательных областей: коммуникация и познание....

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Составление картины «Как Листопадничек у бобров зимовал», по произведению Соколова – Микитова « Листопадничек» с последующим пересказом, по опорным картинкам.

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при изучении и закреплении с детьми приспособленческих особенностей диких животных к зимнему периоду. А так же в нестандартной форме учить детей составля...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект НОД по теме «Знакомство детей со сказкой «Зимовье» обр. И. Соколова – Микитова» для детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье» в обработке И. С. Соколова-Микитова; расширять знания детей о русских народных сказках, об их художес...