Методическая разработка: Конспект по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову) Группа: Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Филиппова Татьяна Александровна

Конспект  по развитию речи

 

Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову)

Группа: Старшая группа

 

Цель: обучение связной, последовательной, выразительной и грамматически правильной передаче содержания рассказа, используя наглядную основу в виде графических схем

Задачи:

  • Образовательные задачи:

-Закреплять представления детей об образе жизни белки в осенний период.

-Развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность

-Активизировать и расширять словарь за счет слов: гнездо, сучок, проворные, шустрые, платьице, хлопочут, хлопотливая, красноголовый, лютые.

-Учить передавать содержание текста с опорой на наглядность

  • Развивающие задачи:

-Развивать общие речевые навыки (звукопроизношение, четкость дикции, интонация)

-Развивать связную речь, зрительное внимание, общую моторики, воображение.

-Закреплять в речи разнообразные грамматические конструкции в формировании речевых высказываний

  • Воспитательные задачи:

-Формировать доброжелательность, инициативность, самостоятельность, умение сотрудничать.

-Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к природе.

 

Методические приемы: Чтение, беседа, рассказ педагога, рассматривание графических схем, лексико-грамматические упражнения по тексту

 

Оборудование: Графические схемы, магнитная доска, силуэты: ели, белки грибочка, игрушка белка, трафареты грибов и шишек, цветные карандаши.

 

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке». Чтение рассказа Т.Д.Нуждиной «Белка», стихотворения Е. Трутневой «Почему грибы на елке?», загадывание загадок о белке. Закрепление лексической темы «Дикие животные». Д/и «Угадай словечко

 

 

 

 

 

 

Примерный ход НОД

1 часть Организационный момент.

  Создание игровой ситуации.

-  Ребята! Мы с вами встретили осень в городе. А хотелось бы вам узнать, что сейчас происходит в осеннем лесу. Давайте туда отправимся?

Звучит аудиозапись звуков природы.

 -Представим, что мы очутились в лесу. Как здесь красиво. Что вы видите? Что вы слышите?

 (В лесу свежий воздух. Пахнет грибами. Осенний лес тих и спокоен. Осень укрыла землю золотой листвой. Щебечут птицы)

- Ребята, мы свами в лесу гости.

-  Давайте вспомним как же себя надо вести в лесу?

(Не шуметь, не разорять птичьи гнезда, не пугать животных, не разорять кладовые животных. Разрешается сохранять тишину, развешивать кормушки, внимательно наблюдать за животными, приносить в лес корм для животных и птиц.)

- Какие гостинцы можно принести с собой в лес?

(Семена, орехи, семечки)

2 часть Основная

Обращаю внимание детей на развешенные грибочки

-Ребята, а кто же здесь развесил грибы?  Кто раскидал шишки?

(Дети высказывают предположения)

- Послушайте и отгадайте загадку, которую я вам сейчас отгадаю.

С ветки на ветку быстрый как мяч,

Прыгает по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

(Дети отгадывают загадку)

- Как вы догадались?

(Ответы детей)

- Вы правы. Вот об этом удивительном зверьке шла речь в загадке.

Вношу игрушку

- Я предлагаю вам поиграть с белочкой.

- Посмотрите на белочку, погладьте ее и ответьте на мой вопрос: «Наша белочка какая?»

  (Дети передают игрушку-белку по кругу, называя ее признаки: рыжая, пушистая, мягкая, шустрая, быстрая, прыгучая, добрая, красивая, хлопотливая, маленькая.)

- Вот сколько слов мы сказали о белочке! А сейчас я предлагаю вам сесть на пенечки, отдохнуть и послушать рассказ, который написал И. Соколов-Микитов а называется он - «Белки».

-  Я думаю, что и белочке будет интересно его послушать.

-  Внимательно послушайте.

Читаю рассказ. По мере чтения вывешиваю графические схемы в последовательности рассказа.

 

В еловом лесу хлопочут проворные белки.

Выставляю первую схему

То заберутся на высокую ель, то перепрыгнут с сучка на сучок, то спустятся на землю собирать грибы.

Выставляю вторую схему

На еловом сучке белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонкие маленькие опенки.

Выставляю третью схему

Поздней осенью меняют белки свои рыжие платьица на серые шубки.

Выставляю четвертую схему

В вершинах густых елок устроены у белок теплые дупла.

 В этих глубоких дуплах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.

Выставляю пятую схему

Шустрая белка- веселая, проворная, хлопотливая.

- Интересный рассказ. Правда?

- Как называется рассказ?  

(Рассказ называется «Белки»)

- Где живут белки?

 (Белки живут в еловом лесу.)

-Что делают белки в лесу? 

(Белки перепрыгивают с сучка на сучок, собирают грибы)

- Что делали белки с грибами? 

(Белки грибы развешивали на сучки и сушили их)

- Что происходит поздней осенью с рыжими беличьими платьицами? 

(Белки меняют свои рыжие платьица на серые)

- Как называется домик белки?

  (Домик у белки называется «дупло»)

- Что делают белки в дуплах?

  (В дуплах белки прячутся от морозов и холодных ветров, воспитывают своих бельчат)

- Молодцы ребята, вы очень внимательно слушали рассказ и отвечали полными предложениями.

- Давайте отдохнем

Провожу физкультминутку (Развитие общей моторики).

Спортом белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево - вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

- Хотите поиграть?

Провожу лексико-грамматические упражнения.

  • Игра «Найди белку»

- Белочка будет путешествовать по лесу, а вы должны придумать предложение о белочке, используя маленькие слова помощники.

На доске вывешена ель с дуплом и силуэт белки.

Меняю расположение белки. Дети придумывают предложения

(Белка забралась НА высокую ель. Белка перепрыгнула С сучка НА сучок.

Белка подошла К елке. Белка спряталась В дупло. Белка спустилась НА землю. Белка подбежала К подосиновику.)

  • Игра «Подбери действия»

- Что умеют делать белки?

(Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют спускаться на землю, собирать грибы, делать запасы. Белки умеют делать теплые гнезда. Белки умеют воспитывать и кормить своих бельчат. Белки умеют спасаться от морозов и ветров.)

- Я прочитаю вам рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить Схемы вам помогут.

Повторно читаю рассказ.

- Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке

(Дети рассказывают)

-У вас очень хорошо получилось.

- А теперь кто хочет рассказать весь рассказ полностью?

 Пересказ рассказа детьми 2-3 человека.

Обсуждаем рассказы детей

3часть    Релаксация

-Где мы с вами сегодня побывали? Чем занимались? Что вам запомнилось? Что понравилось?

-Белочке очень понравились ваши рассказы. Она хочет поблагодарить вас за то, что вы пришли к ней в гости, и надеется, что в следующий раз вы придете к ней зимой. Наше путешествие подошло к концу.

(Каждому ребенку белочка дарит на память трафареты грибочков, шишек.

Дети обводят трафареты шишек и грибов, раскрашивают их.)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereskaza_belki.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Кузина Н.Н 47 группа

Конспект занятия по развитию речи

Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову)

Группа: Старшая группа

Цель: обучение связной, последовательной, выразительной и грамматически правильной передаче содержания рассказа, используя наглядную основу в виде графических схем

Задачи:

  • Образовательные задачи:

-Закреплять представления детей об образе жизни белки в осенний период.

-Развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность

-Активизировать и расширять словарь за счет слов: гнездо, сучок, проворные, шустрые, платьице, хлопочут, хлопотливая, красноголовый, лютые.

-Учить передавать содержание текста с опорой на наглядность

  • Развивающие задачи:

-Развивать общие речевые навыки (звукопроизношение, четкость дикции, интонация)

-Развивать связную речь, зрительное внимание, общую моторики, воображение.

-Закреплять в речи разнообразные грамматические конструкции в формировании речевых высказываний

  • Воспитательные задачи:

-Формировать доброжелательность, инициативность, самостоятельность, умение сотрудничать.

-Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к природе.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассказ педагога, рассматривание графических схем, лексико-грамматические упражнения по тексту

Оборудование: Графические схемы, магнитная доска, силуэты: ели, белки грибочка, игрушка белка, трафареты грибов и шишек, цветные карандаши.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке». Чтение рассказа Т.Д.Нуждиной «Белка», стихотворения Е. Трутневой «Почему грибы на елке?», загадывание загадок о белке. Закрепление лексической темы «Дикие животные». Д/и «Угадай словечко

Примерный ход ООД

1 часть Организационный момент.

  Создание игровой ситуации.

-  Ребята! Мы с вами встретили осень в городе. А хотелось бы вам узнать, что сейчас происходит в осеннем лесу. Давайте туда отправимся?

Звучит аудиозапись звуков природы.

 -Представим, что мы очутились в лесу. Как здесь красиво. Что вы видите? Что вы слышите?

 (В лесу свежий воздух. Пахнет грибами. Осенний лес тих и спокоен. Осень укрыла землю золотой листвой. Щебечут птицы)

- Ребята, мы свами в лесу гости.

-  Давайте вспомним как же себя надо вести в лесу?

(Не шуметь, не разорять птичьи гнезда, не пугать животных, не разорять кладовые животных. Разрешается сохранять тишину, развешивать кормушки, внимательно наблюдать за животными, приносить в лес корм для животных и птиц.)

- Какие гостинцы можно принести с собой в лес?

(Семена, орехи, семечки)

2 часть Основная

Обращаю внимание детей на развешенные грибочки

-Ребята, а кто же здесь развесил грибы?  Кто раскидал шишки?

(Дети высказывают предположения)

- Послушайте и отгадайте загадку, которую я вам сейчас отгадаю.

С ветки на ветку быстрый как мяч,

Прыгает по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

(Дети отгадывают загадку)

- Как вы догадались?

(Ответы детей)

- Вы правы. Вот об этом удивительном зверьке шла речь в загадке.

Вношу игрушку

- Я предлагаю вам поиграть с белочкой.

- Посмотрите на белочку, погладьте ее и ответьте на мой вопрос: «Наша белочка какая?»

  (Дети передают игрушку-белку по кругу, называя ее признаки: рыжая, пушистая, мягкая, шустрая, быстрая, прыгучая, добрая, красивая, хлопотливая, маленькая.)

- Вот сколько слов мы сказали о белочке! А сейчас я предлагаю вам сесть на пенечки, отдохнуть и послушать рассказ, который написал И. Соколов-Микитов а называется он - «Белки».

-  Я думаю, что и белочке будет интересно его послушать.

-  Внимательно послушайте.

Читаю рассказ. По мере чтения вывешиваю графические схемы в последовательности рассказа.

В еловом лесу хлопочут проворные белки.

Выставляю первую схему

То заберутся на высокую ель, то перепрыгнут с сучка на сучок, то спустятся на землю собирать грибы.

Выставляю вторую схему

На еловом сучке белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонкие маленькие опенки.

Выставляю третью схему

Поздней осенью меняют белки свои рыжие платьица на серые шубки.

Выставляю четвертую схему

В вершинах густых елок устроены у белок теплые дупла.

 В этих глубоких дуплах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.

Выставляю пятую схему

Шустрая белка- веселая, проворная, хлопотливая.

- Интересный рассказ. Правда?

- Как называется рассказ?  

(Рассказ называется «Белки»)

- Где живут белки?

 (Белки живут в еловом лесу.)

-Что делают белки в лесу?  

(Белки перепрыгивают с сучка на сучок, собирают грибы)

- Что делали белки с грибами?  

(Белки грибы развешивали на сучки и сушили их)

- Что происходит поздней осенью с рыжими беличьими платьицами?  

(Белки меняют свои рыжие платьица на серые)

- Как называется домик белки?

  (Домик у белки называется «дупло»)

- Что делают белки в дуплах?

  (В дуплах белки прячутся от морозов и холодных ветров, воспитывают своих бельчат)

- Молодцы ребята, вы очень внимательно слушали рассказ и отвечали полными предложениями.

- Давайте отдохнем

Провожу физкультминутку (Развитие общей моторики).

Спортом белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево - вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

- Хотите поиграть?

Провожу лексико-грамматические упражнения.

  • Игра «Найди белку»

- Белочка будет путешествовать по лесу, а вы должны придумать предложение о белочке, используя маленькие слова помощники.

На доске вывешена ель с дуплом и силуэт белки.

Меняю расположение белки. Дети придумывают предложения

(Белка забралась НА высокую ель. Белка перепрыгнула С сучка НА сучок.

Белка подошла К елке. Белка спряталась В дупло. Белка спустилась НА землю. Белка подбежала К подосиновику.)

  • Игра «Подбери действия»

- Что умеют делать белки?

(Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют спускаться на землю, собирать грибы, делать запасы. Белки умеют делать теплые гнезда. Белки умеют воспитывать и кормить своих бельчат. Белки умеют спасаться от морозов и ветров.)

- Я прочитаю вам рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить Схемы вам помогут.

Повторно читаю рассказ.

- Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке

(Дети рассказывают)

-У вас очень хорошо получилось.

- А теперь кто хочет рассказать весь рассказ полностью?

 Пересказ рассказа детьми 2-3 человека.

Обсуждаем рассказы детей

3часть    Релаксация

-Где мы с вами сегодня побывали? Чем занимались? Что вам запомнилось? Что понравилось?

-Белочке очень понравились ваши рассказы. Она хочет поблагодарить вас за то, что вы пришли к ней в гости, и надеется, что в следующий раз вы придете к ней зимой. Наше путешествие подошло к концу.

(Каждому ребенку белочка дарит на память трафареты грибочков, шишек.

Дети обводят трафареты шишек и грибов, раскрашивают их.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»

Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского "Лекарство" (старшая группа)

Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме. Развивать желание заботиться о своих близких людях. Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов; закре...

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж» в старшей группе.

Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа....

Методическая разработка по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи в старшей группе.

методическая разработка по развитию речи и лексико-граматического строя речи в старшей группе....

Методическая разработка НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Г.Снегирёва «Ласточка»» в старшей группе.

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по развитию речи, в ходе которого детки знакомятся с новым произведением Г. Снегирёва "Ласточка", учатся понимать соде...