Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пряшникова Зоя Ярославовна

Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pengviniy_plyazh.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи.

Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж» в старшей группе.

Цель: Создать условия для связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

 Задачи: Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

Ход занятия.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да, любим.) –

А сейчас отгадайте мою загадку и узнаете, кто сегодня пришел к нам в гости:

Носит фрак красивый чёрный.

Дом в Антарктике его.

Лёд прозрачный и холодный

Для него милей всего.

Вперевалочку шагает,

Словно важный господин.

В море рыбку добывает

Неуклюжий наш…

(Пингвин)

- А вот и наша отгадка. (Из «чудесной» коробки появляется пингвин (игрушка).

- Ребята, что вы знаете об этих птицах? (Ответы детей: живут в Антарктиде, среди снега и льда; пингвины не летают, хорошо ныряют; птицы очень любознательные, смешные; папы пингвины занимаются высиживанием яиц.)

- Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с рассказом Г. Снегирева (Показ портрета писателя). Прежде чем создавать свои рассказы о животных, писатель много путешествовал, отправлялся на экспедиции.

- Что такое экспедиция?

- Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом «Пингвиний пляж» и будем его пересказывать. Но сначала я его вам прочитаю.

Около Антарктиды есть маленький островок.

Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются.

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр… Каррр…»

Тут ещё пингвины с гор прибежали. Много их собралось, задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Вдруг слышу: кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Весь день они танцевали на фанере.

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.

- Ребята, я прочитала вам рассказ, давайте поговорим по его содержанию. Я вам буду задать вопросы по тексту, а вы отвечайте.

- Где выгрузили свои вещи люди? (Люди выгрузили вещи на пляже, на пингвиньем пляже).

- Что делали пингвины, когда увидели мешки на пляже? (Пингвины вылезли из воды, кричали, переговаривались, клевали мешки).

- На чём пингвины устроили танцы? (Пингвины устроили танцы на фанере).

- Где лежал лист фанеры? (Лист фанеры лежал на камнях).

- Как долго танцевали пингвины? (Пингвины танцевали весь день).

- Когда ушли пингвины? (Пингвины ушли вечером).

- Как вёл себя последний пингвин? (Один пингвин отстал и загляделся на человека).

- Молодцы, ребята, вы правильно и полно ответили на мои вопросы. А сейчас мы можем отдохнуть.

Физкультминутка.

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

- А сейчас, ребята мы поиграем в игру «Трудные слова». В рассказе нам встретились трудные слова, давайте объясним, что они обозначают.

- Что такое Антарктида? (Антарктида – это материк, покрытый камнями и льдом).

- Что такое фанера? (Фанера – это тонкий деревянный лист).

- Что означает слово «переговаривались»? (Это значит, говорили друг с другом).

- Что означает слово «напирать»? (Это значит, толкать, теснить).

- Что означает слово «устроили»? (Это значит, что-то сделали).

- Что означает слово «выстроилась»? (Это значит, построиться).

- Что означает слово «загляделся»? (Это значит, долго смотрел).

Наш пингвиненок очень любит играть, он даже захватил с собой мяч.

Я называю слово, а вы добавляете слово много и меняете мое слово.

а) Игра с мячом «Один-много».

Камень - много камней

Пингвин - много пингвинов

Льдина - много льдин

Вода - много воды

Гора - много гор

Снег - много снега

 б) А теперь другая игра: «Скажи ласково»

         Снег – снежок

Камень – камушек

Рыба – рыбка

Вода – водичка

Фанера – фанерка

- Ребята, а наш гость пингвинёнок хочет услышать рассказ, о котором мы с вами говорим. У меня к рассказу есть графические схемы. Они помогут вам при пересказе текста. (вывесить схемы на доску).

- Ребята, давайте определим последовательность событий в рассказе и расставим схемы по порядку.

- Как начинается рассказ? (Прибежали пингвины с гор посмотреть на людей)

Найдите соответствующую схему.

- Что ещё можно добавить, глядя на эту схему? (Много их собралось, кричат, как на базаре).

-Что произошло дальше? (На камнях лежал большой лист фанеры, и пингвины на нем устроили танцы).

Подберите схему.

-Продолжаем, как они танцевали?

- Кто расскажет, что обозначает последняя схема? (Весь день пингвины танцевали. А вечером они ушли).

- Ребята, посмотрите, у нас получился графический план рассказа. Сейчас я его ещё раз прочитаю, а вы внимательно слушайте и, глядя на схемы, постарайтесь запомнить его.

Повторное чтение рассказа.

- Ребята, кто желает пересказать рассказ? Начните пересказ с фразы: «Геннадий Снегирёв. «Пингвиний пляж»». (Заслушиваются 2-3 рассказа)

 Ребята, вы прослушали несколько пересказов своих товарищей. Скажите, чей пересказ вам понравился и почему?

- Кто из ребят выразительнее пересказал текст?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться пересказывать?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;2. познакомить с новой русской народной сказкой «Л...

Конспект занятия по развитию речи пересказ потешки «Как у нашего кота» во второй младшей группе

Цель: Учить декламировать потешку самостоятельно, в правильном темпе.Задачи:Обучающая:- Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, куд-куда..- Закреплять и расширять представления ...

Конспект ООД по развитию речи "Пересказ рассказа Г.Снегирева "Пингвиний пляж"

Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.Задачи: - Формирование активного слухового и з...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж»

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи с целью обучить  навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательно...

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ по ролям текста «Кто главнее. Профессии» в старшей группе.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ по ролям текста «Кто главнее. Профессии» в старшей группе.Для проведения образовательной деятельности с детьми, я заблаговременно и подбирала ...

Конспект ООД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Купили щенка» в старшей группе

Конспект ООД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Купили щенка» в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Старшая группа.Провела Седова О. А. 17.03.2021. Литература. В. В. Гербова. Развитие ...