Методическая разработка НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Г.Снегирёва «Ласточка»» в старшей группе.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Шабанова Ксения Геннадьевна

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по развитию речи, в ходе которого детки знакомятся с новым произведением Г. Снегирёва "Ласточка", учатся понимать содержание рассказа и пересказывать произведение близко к тексту.

Задачи:

- познакомить детей с новым художественным произведением Г. Снегирёва «Ласточка»;

- формировать навык связного последовательного пересказа близко к тексту по опорной схеме;

- развивать интонационную выразительность речи;

- учить правильно отвечать на вопросы по содержанию рассказа полными фразами;

- воспитывать интерес и любовь к птицам, желание за ними ухаживать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Г.Снегирёва «Ласточка»» в старшей группе.

Цель:

1. Познакомить детей с новым произведением Г. Снегирёва, учиться понимать содержание рассказа и пересказывать произведение близко к тексту.

Задачи:

- познакомить детей с новым художественным произведением Г. Снегирёва «Ласточка»;

- формировать навык связного последовательного пересказа близко к тексту по опорной схеме;

- развивать интонационную выразительность речи;

- учить правильно отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

- воспитывать интерес и любовь к птицам, желание за ними ухаживать;

- побудить желание детей к творчеству в виде рисунков ласточек.

Оборудование: картонный макет ласточки, фотографии ласточек, их гнезд, портрет писателя Г.Снегирёва, выставка его книг, графические схемы для пересказа.

Предварительная работа: провести наблюдения в природе с детьми за птицами, заучивание примет, пословиц, загадок о весне и птицах; подобрать произведение и изучить соответствующий раздел методического пособия Г.Я. Затулиной «Развитие речи дошкольников. Старшая группа.», продумать алгоритм применения приемов обучения пересказу, приготовить материалы для рисования (по желанию детей).

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я хочу вам прочитать рассказ. Хотите узнать о ком? (ответы детей) Воспитатель: Тогда отгадайте загадку.  

- Прилетает к нам с теплом,

  Путь проделав длинный,

  Лепит домик под окном

  Из травы и глины. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вот еще одна загадка.

Спереди шильце, сзади вильце.

Сама мала за морями была. (Ласточка)

Воспитатель: Как вы догадались? — У ласточки острый клюв, как шило. Хвостик на вилку похож (вильце — вилка). Воспитатель объясняет непонятные слова, если дети не сразу отгадали или не смогли объяснить отгадку.

Воспитатель: Почему ласточки улетают за моря? (ответы детей)

Выставляются на стенд иллюстрации с изображением ласточек, их гнезд. Так же выставляется портрет Г Снегирёва.

Воспитатель: Я прочитаю вам рассказ Г.Снегирёва «Ласточка». С некоторыми произведениями этого писателя мы уже знакомы. Какие, вы помните? (ответы детей) Сегодня мы внимательно послушаем и научимся пересказывать новый рассказ. Зачитывается рассказ «Ласточка». Воспитатель задает уточняющие вопросы по прочитанному:

— Как называется рассказ? (ответы детей)

— Кто автор? (ответы детей)

— Откуда прилетели ласточки? (ответы детей)

— Что они там делали? (ответы детей)

— Что они начинают делать, когда прилетают к нам? (ответы детей)

— Расскажите, как ласточки строят гнезда? (ответы детей)

 — Когда гнездо построено, чем занимаются ласточки? (ответы детей)

 — Когда подрастут птенцы, что произойдет дальше? (ответы детей)

Физкультминутка «Ласточка»:

Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)

Все люди глядели.

Ласточки садились, (приседают)

Все люди дивились.

Сели, посидели, (руки опускают за спиной)

Взвились, полетели,

Песенки запели. (бегут по кругу)

Воспитатель: Ребята, давайте определим последовательность событий в рассказе и сопоставим их картинками на схеме (используем мнемотаблицу).

- Какая схема соответствует началу рассказа? (ответы детей)

- Что обозначает эта схема? (ответы детей)

- Какая схема следующая? и т.д. (ответы детей)

- Что вы видите на последней схеме? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите, у нас получился графический план рассказа. Сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и, глядя на схемы, постарайтесь запомнить его.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Ребята, кто желает пересказать рассказ, а схема будет вам помогать в этом непростом деле? Начните пересказ с фразы: «Геннадий Снегирёв. «Ласточка»». 

(Заслушиваются 2-3 рассказа)

Воспитатель: Ребята, вы прослушали несколько пересказов своих друзей. Скажите, чей пересказ вам понравился и почему? (ответы детей)

Воспитатель: Кто из ребят выразительнее пересказал текст? (ответы детей)

Воспитатель: Вы сегодня просто молодцы. Много узнали. Замечательно пересказали рассказ. Я предлагаю всем, кто пожелает, сегодня в свободное время нарисовать ласточек (в полете или сидящих на веточках и т.д.), тем самым позвать тепло и солнечную погоду в наш город. Вы можете выбрать восковые мелки, карандаши или краски по желанию, все материалы для работы уже приготовлены. А свои рисунки вы сможете подарить своим родителям, поделившись с ними солнечным настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности развитие речи Пересказ сказки « Заяц-хваста» с использованием мнемотаблицы.

Возраст воспитанников: старший дошкольный( шестой год жизни)Вид деятельности: коммуникативная, познавательная.Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,Цель:...

Развитие речи - Пересказ рассказа Лиса (по Е. Чарушину) - средняя группа

Занятие по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа "Лиса" Е.Чарушин....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область - речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» старшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для старшей гру...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову). Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову).Старшая группа. Провела Седова О. А. 21.04.2021.Литература В. В. Гербова. Развитие речи в детск...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" старшая группа.

Конспект организованной образовательной деятельности.Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат".старшая группа....

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» в старшей группе

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» в старшей группе...

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» в старшей группе

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» в старшей группе...