Конспект открытого занятия по составлению рассказа по картине "Зимние забавы"
план-конспект занятия

Матвеенко Наталья Михайловна

- обучать детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия;

- обучать детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.

- знать, что в рассказе есть три части (начало, середина и конец)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по составлению рассказа по картине

«Зима, зимние забавы» в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группеСоставление рассказа по картине «Зимазимние забавы».

Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».

Образовательные задачи:

- обучать детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия;

- обучать детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.

- знать, что в рассказе есть три части (начало, середина и конец)

Развивающие задачи:

- развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников.

- активизировать речь детей, обогащать словарный запас;

- закреплять и расширять знания о зимних забавах.

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам

- воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.

Интеграция: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.

Оборудованиекартина «Зимние забавы», доска, магниты, снежки из ватных дисков 20 шт., раскраски по количеству детей.

Формы и методы: наглядные – рассматривание картин «Зимние забавы»; словестные – отгадывание загадки о зиме, игра «Построй горку из зимних слов»; практические – составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы».

Предварительная работа:

- Беседы о зиме.

Рассматривание иллюстраций о зимезимних развлечениях.

-Чтение художественной литературы.

-Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.

Итак, послушайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

Верно, зима (на экране картина с зимним пейзажем).

Короткая беседа по вопросам:

- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года в нашем городе?

ДетиЗима.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Потому что сейчас декабрь, а это зимний месяц

Воспитатель: Кто из вас любит зиму?Что делают дети зимой?В какие игры можно играть зимой на улице?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.

Воспитатель: Правильно! Если в них играют зимой, значит они какие?

ДетиЗимние.

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о зиме и о зимних забавах.

2. Основная часть.

Воспитатель: Да, ребята, зима – чудесное время года. Наш детский сад весь в снегу, кругом бело. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы делали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.

Хотите попробовать построить горку из слов?

Воспитатель: Вы будете придумывать, называть слова, а я ставить комочек – слово и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится. (Прикрепляю снежки из ваты на доску).

Воспитатель

Начинаем:

ЗИМА какая?

• Снежная

• Суровая

• Морозная

• Веселая • Красивая

• Нарядная

• Холодная

• Вьюжная и т. д.

СНЕГ какой?

• Пушистый

• Белый

• Легкий

• Мягкий • Холодный

• Колючий

• Рассыпчатый

• Липкий • Искристый

• Хрустящий

• Серебристый

• Мокрый

НАСТРОЕНИЕ какое?

• Веселое

• Радостное

• Праздничное • Новогоднее

• Грустное

• Отличное • Хорошее

• Прекрасное

• Плохое

Воспитатель:

- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

3. Физкультурная пауза «Снежок» (дети встают в круг)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – подбросим

И поймаем.

4. А давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети?

(Рассматривание картины «Зимние забавы» на мольберте и беседа по ней.)

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И на нашей картине, посмотрите, изображено зимнее время года.

Воспитатель: Мы сегодня будем составлять и рассказывать рассказ по этой картине.

Беседа по картине:

- Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?

- Мы видим детей.

- Куда вышли дети?

- Дети вышли на прогулку.

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

- На картине зима, потому что снег идет. Снег лежит на земле, на деревьях.

- Какие деревья вы видите на картине?

- Мы видим на картине березы.

- Что делают дети на прогулке?

- Дети лепят из снега снеговиков.

- Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

- Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

- Кого вы видите слева?

- Мы видим девочку. Она катает снежный ком.

- Кого вы видите справа?

- Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика.

- Кого вы видите сзади девочек?

- Какой снеговик?

- Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.

- Кто сидит рядом со снеговиком? Расскажите о нем.

- Рядом с ним сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок тоже радуется и виляет хвостиком. Ему тоже весело как и детям.

- Ребята, а еще за деревьями, что мы видим? Мне кажется это детский сад. Вы согласны со мной?

- За деревьями мы видим здание детского сада.

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Картина вызывает радостное настроение. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

5. Физкультурная пауза «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики на обеих руках.)

Мы во двор пришли гулять. («Идем по столу пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепим снежинок» ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошим хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведем правой ладонью по левой.)

А ещё в снегу валялись, (Кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки.)

Съели суп, и спать легли. («Едим» воображаемой ложкой, а потом кладем ладони под щеку.)

Молодцы!

6. Коллективное составление плана рассказа с помощью педагога.

- С чего вы начинаете рассказ?

- Мы начнем рассказ с описания времени года.

- Мы расскажем о том, что на картине нарисована зима, идет снег. Снег ложится на землю и на деревья.

- О чем вы будете рассказывать дальше?

- Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.

- О ком вы еще расскажете?

- Мы расскажем о щенке.

- Чем вы закончите рассказ?

- Мы закончим рассказ описанием настроения от картины.

7. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом 1-2 детей рассказывают полностьюРассказы детей по картине.

Зимние забавы.

На картине нарисована зима. Идет снег. Снег ложится на землю и на деревья. За деревьями мы видим здание детского сада. Теплый, зимний день дети вышли на прогулку.

Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются. Слева мы видим девочку. Она катает снежный ком. Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.

Рядом со снеговиком сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок тоже радуется и виляет хвостиком. Ему тоже весело и как детям.

Дети на картине веселые, у них румяные щеки. Им нравится гулять и лепить снеговиков.

Картина вызывает радостное настроение и желание играть на улице.

8. Подведение итога организованной образовательной деятельности, оценка работы детей.

- О каком времени года мы говорили?

- В какие игры можно играть зимой?

- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

- Что больше всего вам понравилось?

- Вы сегодня постаралисьсоставили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы», ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия (подготовительная группа ОНР) Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

Конспект открытого занятия (подготовительная  группа ОНР).Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине....

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Конспект открытого занятия по составлению образного рассказа по натюрморту

Занятие по обучению составления образного рассказа по натюрморту с использованием ТРИЗ - технологий....

Конспект открытого занятия по обучению составления описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ. Подготовительная группа.

Учить составлять связный рассказ по картине. Мероприятие проходит в виде диалогически проблемной игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....

Конспект открытого занятия "Путешествие по рассказам Н.Н.Носова"

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:«Путешествие по рассказам Н.Н.Носова» (подготовительная к школе группа)...