Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Светлана  Геннадьевна Ульяновская

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx682.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического  занятия

Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического  плана»

Составила: учитель-логопед

МБДОУ №14  п. Андреевское

                                                                     Александровский район

Ульяновская

Светлана Геннадьевна

2014г.

Цель:закреплять умениесоставлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

-расширять,  уточнять и активизировать словарь по теме «Зима».

-закреплять умение составлять простые предложения по картине;

-упражнять в употреблении  предлогов «НА», «С»;

-упражнять в употреблении существительных в  Р. п.;

Коррекционно-развивающие:

-развивать связную речь, формировать целостное впечатление о изображенном на картине, диалогическую и монологическую речь дошкольников;

-коррегировать  направление длительного выдоха посредством игры «Оживляем снежинки»;

-развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

-формировать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии;

-воспитывать доброжелательное отношение, желание помочь в трудной ситуации.

Оборудование:

-карточки–отгадки к загадкам с изображением: вьюги, льда, рукавички, снеговика, кормушки;

-снежинки на ниточках ;

-сюжетная картина « Зима »( приложение 1),  

-4 схемы картинно-графического плана рассказа( приложение 2);

- схемы предлогов «НА», «С».

-заготовки для снеговиков ;

-цветные карандаши.

Форма занятия: подгрупповое

Методы: наглядный, словесный, практический.

Литература:

1.Гомзяк О.С.Говорим правильно  в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.

2. БардышеваТ.Ю., Моносова  Е.Н.  . Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 5-6 лет». Картинно-графические планы рассказов.-М.,2014.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед встречает детей в кабинете и приветствует их.

Логопед:-Здравствуйте, ребята!

– Давайте начнем нашезанятие с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой...).

  – Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

-А сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки на них  вы найдете сами. Каждый из вас по очереди выберет подходящую картинку.

Загадки:

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья... (вьюга)

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные... (рукавички)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец... (сосулька)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется... (кормушка)

Игра «Оживим снежинки»

Логопед:- Пока мы с вами отгадывали загадки, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

(Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.)

Логопед:- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

(Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи.Упражнение повторить 3-5 раз.)

Сообщение темы:

Логопед: -Ребята, а каком  времени  года  мы отгадывали загадки?

Дети: -Мы отгадывали загадки о зиме.

Логопед:- Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине «Зима».

Составление предложений о зиме в городе  по картине

(Логопед помещает на наборное полотно картину)

Логопед:- Какое время года изображено на картине?

Дети:-На картине изображена зима.

Логопед:-Почему вы так думаете?

Дети:-Потому что на улице идет снег. На земле и на крышах домов намело много снега.

Логопед:- Верно. На картине изображена  зима.

-А скажите, пожалуйста, где  лежит снег?

Дети:-Снег лежит на тротуарах и дорогах.

Логопед:-Откуда дворники сгребают снег?

Дети: - Дворники сгребают снег с тротуаров.

Логопед:-Откуда убирают снег снегоуборочные машины?

Дети: -Снегоуборочные  машины  убирают снег с дорог.

(Логопед помогает детям,  если они затрудняются говорить полными предложениями)

Динамическая пауза:«Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима!           (кланяемся)

Что в подарок принесла?     (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,(приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый                           (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,     (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки!                        (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Логопед:-А сейчас, чтобы нам было легче составить рассказ по картине

« Зима в городе», я предлагаю использовать  опорные схемы предложений к этому рассказу. На прошлых занятиях мы с вами уже составляли  предложения по этим схемам.

 -В тексте нам встретится  схема маленького слова-предлога .

-Вспомните,  пожалуйста,  какой предлог обозначает эта схема?

Дети:-Это схема предлога «С»

( Логопед вывешивает  схему предлога «С»)

Логопед:-Что обозначает  на схеме «стрелочка»?

Дети:-«Стрелочка»  обозначает- действие.

Логопед:-Послушайте мой рассказ по этому плану.

(Логопед составляет рассказ по опорным схемам)

1.Наступила зима.

2. Снег лежит на тротуарах и дорогах.

3. Дворники  сгребают снег с тротуаров.

4. Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.

Логопед:-Ребята,  составьте теперь вы  предложения по изображенным схемам.

(Дети составляют по одному предложению)

Логопед:-Ребята, а кто хочет самостоятельно рассказать весь рассказ по опорным  схемам.

( Дети составляют рассказ по плану)

Логопед:- Ребята, а что вы все любите лепить из снега на улице зимой?

Дети:-Мы лепим  снеговика.

Логопед:-  А сейчас посмотрите, что у меня есть. Что это?

Дети: -Это снеговики.

Логопед:-А что не хватает нашим снеговикам?

Дети:- У них не дорисованы глаза, нос, рот, ведро и т.п.

Логопед:-Как мы можем помочь этим  снеговикам ?

Дети:-Мы можем дорисовать   им недостающие детали.

(Дети рисуют)

Итог занятия:

Логопед:- Ребята, о каком времени года мы сегодня составляли рассказ?  Вы любите зиму? А за что вы ее любите?

(Ответы детей)

(Логопед помогает детям,  если они затрудняются говорить полными предложениями)

Оценка работы детей:

Логопед:-  За ваши хорошие рассказы и полные ответы на занятии получите в подарок и этих веселых снеговиков.

Раскраска Простой Снеговик с ветками-ручками Раскраски Снеговики

Раскраска Снежинка для маленьких детей Раскраски Снежинки

Злая вьюга (Евгения Зих) / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Исследовательский проект

Спасатели обнаружили подо льдом тела двоих детей, пропавших в Хабаровском крае РИА Дейта.RU

18-09-13- Варежки детские - Розничный интернет-магазин АЙАС

MONINOMAMA.ru * Просмотр темы - Приглашаем на праздник "Птич…

Здравствуй, гостья-зима. - Goldteam форумы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД «Коммуникация» Тема: Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима»

Программные задачи: 1. Воспитывать умение слушать  других, не перебивая их.2. Развивать логическое мышление, внимание, память.3.Побуждать составлять описательный рассказ по картине.4.Закреплять у...

Конспект по развитию речи Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)

Конспект  по развитию речиТема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза»

Цель: формировать  умение  взаимодействия в парах, совершенствовать связную  речь.Задачи:Образовательные:·        учить рассказывать по картине, не по...