Конспект по развитию речи Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Куликова Елена Вячеславовна

Конспект  по развитию речи

Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_po_razvitiyu_rechi.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по развитию речи

Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)

Программное содержание:

 образовательные области «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Художественная литература»

-  Учить детей составлять описательные рассказы о людях, животных, времени года, используя план-схему.

- Правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
- Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
- Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.

Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова:

Вьюга, снегопад, ясный день, заснеженный, пернатые друзья
Оборудование:

- картина «Зима наступила», тёмный фон, белая, серебристая  бумага, веточки, ножницы. 

- схема для составления описательных рассказов.

Предшествующая работа:

-  Беседы о зиме

- Игра «загадки о зиме»

- Наблюдение

- Заучивание поговорок и пословиц о зиме

-Чтение сказки «Зимовье» 

Ход занятия:

В. Дети послушайте загадку, и подумайте, когда это бывает.

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала,

На поля – озерушки

                Белый пух да перышки. (Снег).

В.  Когда это бывает.

Ответы детей

В. Правильно это зимой. Какие изменения приносит с собой зима? Как меняется жизнь людей с приходом зимы? Скажите дети, какие трудности животные испытывают зимой?

 Ответы детей.

В.  Молодцы. Правильно, снег «укрыл» всю землю и животным тяжело найти себе корм,  некоторые звери легли в спячку, такие как медведь,  еж.

А как зима повлияла на жизнь птиц?

В. Правильна, есть птицы, которые улетели в теплые края, а есть  птицы, которые перебираются  жить ближе к человеческому жилью.

Сейчас я хочу предложить вам рассмотреть картину про людей и птиц. (Выставляется картина «Зима пришла») дети рассматривают картину. Я вам буду задавать вопросы, вам нужно отвечать полным предложением.

  • Кого вы видите на картине;
  • Что делают люди;
  • Каких птиц вы узнали на картине;
  • Как их можно назвать, одним словом;
  • Что делают птицы.

В.  Как вы думаете, для чего люди кормят птиц?

   Чем могут люди накормить птиц? А что вы еще видите?

   Ребята как можно охарактеризовать их поступок. Что вы чувствуете,  глядя на этих заботливых людей.

Ответы детей.  

В. А вы заботитесь о природе, животных, птицах.  Что вы для этого делаете.

 Ответы детей.

В. Молодцы! Вы у меня очень добрые и заботливые.  Дети, а какое время года мы видим на картине.

В. Как вы догадались, что это зима, и какой день нарисовал художник.

В. Еще такой день, когда на улице нет ветра, и не идет снег можно назвать ясный, а когда идет снег и дует ветер, то часто говорят – вьюжный, пасмурный.

В. Вот художник назвал эту картину «Зима пришла», а можно её назвать по-другому? Давайте мы придумаем название картине.

Физкультминутка «Вороны»

Вот под елкою зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар!

Только к ночи умолкают,

И все вместе засыпают.

Кар – кар – кар!

В. Молодцы.  А сейчас послушайте рассказ, который я составила:

«Был ясный, зимний день. В заснеженном  парке, деревья стояли, словно в серебре. Дедушка с внучкой пошли на улицу. Из дома они прихватили  кормушку, сделанную  своими руками, для птиц и повесели ее в парке на дерево, насыпали зерно и хлебные крошки, чтобы птички могли кушать. Маленькие воробушки  прилетели к кормушке и стали клевать еду. На асфальте дети рассыпали зерно для голубей. Голуби  дружно принялись за работу. Так люди помогают своим пернатым друзьям пережить лютые морозные дни».

В. А теперь пришло время для составления рассказа. Вам нужно зарисовать схему  рассказа, для того чтобы  не забыть его пока слушаете других ребят.

В своем рассказе используйте слова, которые вы говорили о картине.

( Дети составляют схемы, опираясь на картину). 

 Дети, опираясь на схему, составляют рассказ.

В.  Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего?

 Дети анализируют составленные рассказы.

А теперь представим, что в этом красивом зимнем парке наступила ночь. Все деревья укатанные снегом в темноте, смотрятся как звезды на ночном небе.

 Я предлагаю вам создать такой парк. На столе у вас есть всё необходимое для работы. Посмотрите внимательно и выберите тот материал, который на ваш взгляд  подходит для создания нашего ночного парка. 

Каждый сделает свое дерево (предложить детям приклеить  только ствол, а ветви частично, что создаст эффект   объема). Звучит музыка «мммм»

Мы поставим все работы рядом, и у нас получится настоящий ночной парк со сказочными, волшебными деревьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Составление рассказа на предложенную тему

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.  Составление рассказа на предложенную тему     Форма организации: речевая ситуацияЦель.  Ф...

Конспект ООД по речевому развитию на тему: «Составление рассказа по картинкам «Семейный ужин» с детьми старшей группы

Конспект ООД по  речевому развитию на тему: «Составление рассказа по картинкам «Семейный ужин» с детьми старшей группы...

Непосредственно образовательная деятельность «Коммуникация» по теме «Составление рассказа «Зима наступила» с использованием опорных схем-картин»

Цель: -Учить детей составлять описательные рассказы о времени года, используя план-схему.-Правильно строить предложения; четко проговаривать слова.-Формировать умение связно, последовательно описывать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения» с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ в компенсирующей группе детей 6-7 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речиТема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»с использованием технологий здоровьесберегающая, игров...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Возрастная группа: старшая

развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,...

Конспект НОД по о/о «Речевое развитие», раздел: «Развитие речи». Тема: «Составление рассказа с использованием антонимов с детьми старшего дошкольного возраста»

Программное содержание: Связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы;Словарь и грамматика: учить выделять существительные признаки предметов; подбирать синонимы к прилаг...

Занятие по развитию речи. Тема: "Составление рассказа о Зиме, с использованием мнемотаблицы" (средний возраст)

Материал представлен для развития у детей среднего возраста связной речи и последовательного рассказа о зиме. Посредством вступительной беседы, мнемотаблицы способствование более глубокого осмысления ...