Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Возрастная группа: старшая
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ибатуллина Фарида Яруллиновна

развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_rasskazyvanie_po_kartine_ezhi_st.gr_.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

     детский сад № 23 города Туймазы муниципального района Туймазинский район

                                                          Республики Башкортостан

                             

 

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: Составление рассказа

по сюжетной картине «Ежи»

                          Возрастная группа: старшая

                                                                     Воспитатель: Ибатулина Фарида Яруллиновна

                                                          Туймазы

Задачи:

Образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней.

Развивающие: развивать зрительное внимание, координацию движений, прослеживающую функцию глаза.

Воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», фотография ежа, раздаточный материал на каждого ребенка: игровизор с заданием «Помоги ежику найти путь», фломастеры.

Раздаточный материал:

Игровизор с заданием «Помоги ежику найти путь», фломастеры.

Ход занятия:

1.Беседа о ёжике

Воспитатель: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям фотографию  – ежа)

Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик?

Дети: Маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный.

В:  Что может делать ёжик?

Д:Бегать, спать, есть, нюхать, топать.

В: Назовите семью ежей.

Д: Папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата.

В: Я хочу прочитать вам дети интересные сведения о еже:

Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные.  Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые.  Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает –  лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

2.Рассматривание картины

В:Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза.

( Воспитатель выставляет картину «Ежи».)

В:  Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата. Как можно назвать эту картину?

Д: Заботливая ежиха, ежиная семья.

В: Какое время года изображено на картине?

Д: Лето.

В: Почему вы так решили?

Д: Зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…

В:Какая мама ежиха?

Д:Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)

В:Что она делает?

Д:Учит ежат добывать в лесу корм.

В:Какие ежата?

Д:Маленькие, забавные, хорошие.

В:Что они делают?

 Д:Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.

В: Какие насекомые изображены на картине?

Игра «Самый внимательный»

В:А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.

В:Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т.д.

3.Физкультминутка с элементами зрительной гимнастики  «Ёжик»

Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.

(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.

(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел,

(посмотреть вверх- вниз)

Сам тихонечко пыхтел.

(произнести «пых», «пых», «пых»)

Смотрел влево, смотрел вправо,

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо,

(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё.

 (повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

4.  Составление рассказа по картине

В:Мы будем составлять рассказ по цепочке: начинает один, продолжает другой. Чтобы было легче рассказывать, используйте план:

- Где происходит действие?

-Кто изображён на картине?

 -Опишите ежиху и ежат, какие они, что каждый из них делает.

 -Как можно закончить рассказ?

-Ребята, вам нравятся ежиха и ежата?

- Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой? --Почему же им не понравится?

 Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы, медведя.

 Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.

5.  Игра «Помоги ежу найти путь»

В:А сейчас я предлагаю вам помочь ёжику найти правильный путь . У вас на столах лежат игровизоры ,фломастеры и карточки с заданием. Проверка результатов работы.

7. Игра «Закончи предложение»

  • медведь большой, а ёж… (маленький)
  • Заяц пушистый, а еж … (колючий)
  • Ёж спит днем, а охотится … (ночью)
  • Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
  •  У лисы лисята, а у ежихи … (ежата

8. Итог занятия.

В:Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о ком  мы сегодня говорили? ,Что интересное и новое узнали ? А у кого из ребят получился интересный рассказ по картине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа младшая № 2

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа м...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Чтение сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"Возрастная группа: подготовительная

Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и ...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Возрастная группа: старшая

Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство меж...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине» Возрастная группа: старшая №2

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине».Цель: составление описательного рассказа по сюжетной картине.Обучающие задачи: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна&raq...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Грибы» возрастная группа: старшая

Задачи: Образовательные.  Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес» (лес, гриб, ножка, ...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Насекомые и пауки» возрастная группа: старшая

Задачи: Образовательные. обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существитель...