Конспект по развитию речи "Пересказ рассказа Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_pod.gruppe.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Узей-Туклинский детский сад»

Конспект

организованной образовательной деятельности по развитию речи

для детей 6-7 лет на тему

«Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)»

 

                                    Составила:

                                                  воспитатель первой

                                                                    квалификационной категории

                                      Колесникова

                                                       Галина Александровна

д. Узей-Тукля, 2017 г.


Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

для детей 5-6 лет

Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема: Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

 Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

 Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Развивающие:

Развитие фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы.

Развивать слуховое внимание, мышление, памяти творческого воображения.

Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

Развитие связной речи.

Воспитательные:

Эмоционально откликаться на красоту окружающего мира.

Оборудование:

Графические схемы; предметные картинки с изображением грибов и ягод (подосиновики, сыроежки, грузди, рыжики, клюква, гроздья рябины); магнитные картинки (разрезные); наборное полотно; магнитная доска.

Методические приемы:

Моделирование; составление целого из частей (синтез); чтение; беседа; рассматривание предметных картинок; лексико-грамматические упражнения; выстраивание графической мнемодорожки.

Словарная работа:

Знойный – жаркий, погожие — ясные, ожерелье — бусы, румяная — красная, алая кочка — небольшой бугорок, прозрачный — ясный, безоблачный, жмутся — касаются друг друга, моховой – покрытый мхом (мох - растительность на болоте)

Ход занятия

1. Организационно-мотивационный этап: Дидактическая игра «Что лишнее?» Употребление в речи сложноподчиненных предложений, развитие слухового внимания, мышления.

Педагог предлагает детям поработать по подгруппам. Первая подгруппа идет к столу с цифрой (один, два, три, четыре, пять.) Посмотреть на картинки и выделить из каждой «лишнюю» объяснить, почему оно не подходит к заданной группе слов. Дети отвечают развернутым предложением, используя союз потому что.

- Мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.

- Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.

- Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.

2. Основной этап. Подготовка к восприятию текста. 

Выстраивание графического плана рассказа.

Педагог предлагает детям отгадать загадки, найти схематические изображения отгадок и поместить их на магнитную доску.

- Приходит по луже, уходит по стуже. (Осень)

- По небу плывут, дождик несут. (Облака)

- Муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева - и пропала голова!» (Паутина)

- Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)

- Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

Чтение рассказа. Развитие слухового внимания, памяти, творческого воображения.

Педагог: Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Осень».

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

- Какое время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)

- По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)

- Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)

- Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)

- Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.)

- Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины.)

Физкультминутка: «Тури, тури…»

Повторное чтение рассказа. 

Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Рассказ осуществляется детьми по цепочке, парами или индивидуально.

Итог занятия: Лексико-грамматические упражнения.

а) Упражнение «Подбери признак». Активизация словаря признаков, согласование существительных с прилагательными.

- Осень (какая?) (Золотая, теплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая)

- В рассказе какая осень? (Золотая)

- Небо (какое?) (Прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное и т.д.)

- В рассказе небо какое? (Прозрачное, высокое)

- Лето (какое?) (Знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное, яркое и т.д.)

- В рассказе какое лето? (Знойное)

б) Упражнение «Почему?» Развитие воображения, логического мышления.

Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением грибов и ягод, спрашивает, почему их так называют:

- Красноголовый подосиновик (Потому что шляпка гриба красного цвета.)

- Зеленоватые и розовые сыроежки (Потому что эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и зеленые.)

- Скользкие грузди (Грибы большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят.)

- Душистые рыжики (Грибы оранжевого цвета и очень ароматные, с сильным грибным запахом.)

- Румяная клюква (Ягода красная, алая, как щеки на морозе.)

- Гроздья рябины (Много ягод на одной веточке).


Самоанализ занятия

Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема: Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

 Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

 Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Развивающие:

Развитие фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы.

Развивать слуховое внимание, мышление, памяти творческого воображения.

Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

Развитие связной речи.

Воспитательные:

Эмоционально откликаться на красоту окружающего мира.

Оборудование:

Графические схемы; предметные картинки с изображением грибов и ягод (подосиновики, сыроежки, грузди, рыжики, клюква, гроздья рябины); магнитные картинки (разрезные); наборное полотно; магнитная доска.

Методические приемы:

Моделирование; составление целого из частей (синтез); чтение; беседа; рассматривание предметных картинок; лексико-грамматические упражнения; выстраивание графической мнемодорожки.

Словарная работа:

Знойный – жаркий, погожие — ясные, ожерелье — бусы, румяная — красная, алая кочка — небольшой бугорок, прозрачный — ясный, безоблачный, жмутся — касаются друг друга, моховой – покрытый мхом (мох - растительность на болоте)

Тема и задачи соответствуют программным, речевым и возрастным особенностям детей подготовительной к школе группы.

На занятии использовались разные виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, исследовательско-познавательная.

Взаимоотношение с детьми выстроено в партнерской форме: я на протяжении занятия была вместе с детьми, разрешалось свободное перемещение и размещение детей.

Использовались игровые, наглядные, словесные методы.

Чтобы вызвать интерес у детей к занятию в качестве мотивации использовалась проблемная ситуация: найти схематические изображения отгадок для пересказа.

Применялась здоровьесберегающая технология: физкультминутка «Тури, тури…» на снижение утомляемости детей.

Требования к гигиеническим условиям организации пространства группы, продолжительности занятия были соблюдены.

Считаю, что поставленные мной триединые задачи решены. Дети были заинтересованы, активны. Справились со всеми заданиями, при выполнении дидактической игры «Что лишнее» мной оказывалась необходимая индивидуальная помощь.

Возможные риски при проведении занятия, а именно не заинтересованность детей, не умение вести диалог, пересказ рассказа, не умение при выполнении дидактической игры «Что лишнее» правильно использовать союз потому что, не были оправданы.

Занятие затягивается. Упражнения «Подбери признак», «Почему» не использовать, сразу перейти к заключительному этапу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи. Тема "Осенние явления"

Конспект по развитию речи в подготовительной группе...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект по развитию речи «Загадки осени»

Цель: Закрепить и обобщить знания об осени, развивать фразовую речь.Задачи:- Активизировать словарь по теме «осень», продолжать работу по развитии четкой артикуля...

План-конспект по развитию речи "Одежда осенью". Вторая младшая группа.

Расширение и закреплени знаний об одежде людей осенью.Помогаем кукле Даше подобрать одежду по сезону...

Конспект по развитию речи: «Загадки осени» в подготовительной группе

Задачи:1. Обогащать и активизировать речь детей.2. Закрепить знания об осени.3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.4. Закреплять умение определять место звука в слове.5. Уп...

Конспект по развитию речи: «Загадки осени» в подготовительной группе

Задачи:1. Обогащать и активизировать речь детей.2. Закрепить знания об осени.3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.4. Закреплять умение определять место звука в слове.5. Уп...