Конспект по развитию речи «Загадки осени»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

 

Цель: Закрепить и обобщить знания об осениразвивать фразовую речь.

Задачи:

- Активизировать словарь по теме «осень», продолжать работу по развитии четкой артикуляции, закрепить умения четко произносить звуки «С»«З», продолжать работу над предложением; закрепить умения составлять предложения из трех слов с прямым дополнением и объединять их в рассказ с опорой на картинный план; продолжать работу по инструментальному музицированию с опорой на карточке – схемы ритма; продолжать работу над просодикой, четким речевым дыханием.

- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, чувство взаимопомощи при выполнении заданий.

Развивать мнестические процессы, слуховое внимание на речь, тактильные ощущения, артикуляционную моторику, мелкую и общую моторику, фразовую речь, чувство ритма, умение воспроизводить ритмический рисунок с помощью музыкальных инструментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи «Загадки осени»

Цель: Закрепить и обобщить знания об осениразвивать фразовую речь.

Задачи:

- Активизировать словарь по теме «осень», продолжать работу по развитии четкой артикуляции, закрепить умения четко произносить звуки «С»«З», продолжать работу над предложением; закрепить умения составлять предложения из трех слов с прямым дополнением и объединять их в рассказ с опорой на картинный план; продолжать работу по инструментальному музицированию с опорой на карточке – схемы ритма; продолжать работу над просодикой, четким речевым дыханием.

- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, чувство взаимопомощи при выполнении заданий.

Развивать мнестические процессы, слуховое внимание на речь, тактильные ощущения, артикуляционную моторику, мелкую и общую моторику, фразовую речь, чувство ритма, умение воспроизводить ритмический рисунок с помощью музыкальных инструментов, развивать лицевую мускулатуру.

Оборудование: Карточки для артикуляционной и дыхательной гимнастики, знаки – символы звуки «С» и «З», предметные картинки, схемы для голосовых упражнений, мячики для развития пальчиковой моторики, массажные коврики для ног, картинный план для составления рассказа об осени, музыкальные инструменты.

Словарная работа: Урожай, стая.

Интеграция областей: Познавательная деятельность, социальная – коммуникативная деятельность, физическая деятельность, художественная – эстетическая деятельность.

Методически приемы: Беседа, показ, объяснения, самостоятельная деятельность детей.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1) Организационный момент (дети входят под музыку в музыкальный зал, дается положительная и эмоциональная установка на занятия)

2) Логотренинг «Осень»

- Самомассаж лица, (Дети выполняют круговые движения пальцами обеих рук от носа к ушам, от подбородка к ушам)

Осень в гости к нам пришла

Сильный ветер принесла

Листья пестрые летят

Осень любит листопад!

(Дети выполняют точечные движения пальцами от переносицы к вискам, от носа к ушам, от подбородка к ушам)

Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит

У деревьев грустный вид.

(Дети выполняют пощипывающие движения)

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвал.

Не ленись, поспевай

Собирай-ка урожая.

- Комплекс дыхательных упражнений с опорой на карточки – схемы,

II. Основная часть.

1) Сообщение темы занятия

Л. – Ребята, нам в детский сад принесли необычное письмо, его нам послала красавица – Осень, ее заколдовал злой Волшебник, если мы с вами выполним все его задания, красавица – Осень вернется к нам.

2) Артикуляционная гимнастика

Л. – Ребята, первое задание волшебника будет таким, мы с вами сейчас окажемся в лесной школе, присаживаетесь на стульчики. Перед вами план по которому мы совершим путешествие с веселым язычком.

Упражнения«Заборчик»«Улыбка – трубочка»«Лопаточка»«Почистим зубки»«Овощи – толстячки»«Слива за щекой»«Качели»«Горка»«Киска лакает молочко»«Кроватка», голосовые упражнения с карточками – схемами.

Открываем мы глаза

Вдох - и тянем долго А-А-А-А

Утром солнышко взашло

Снизу вверх мы тянем О-О-О-О

Днем по горкам ездим мы-ы-ы-ы

Ночью смотрим на звезду –

Сверху вниз слетает У-У-У-У

Завывает ветер и не видно ни зги-И-И-И

(Дети выполняют голосовые упражнения с определенной интонацией, проводя пальчиком одновременно по карточкам – схемам)

3) Дифференциация звуков «С – З» в словах

А) Характеристика звуков с опорой на знаки – символы

Л. – Ребята на доске вы видите карточки, расскажите об этих звуках по схеме.

Б) Игровое упражнение «Подними картинку»

Л. - У вас на столах лежат картинки. – поднимите картинки со звуком «С»

- поднимите картинки со звуком «З», - Молодцы!

В) Проговаривание слогов и слов со звуками «С-З».

Са-за-са Коса-коза

Со-зо-со Сок-зонт

Су-зу-су Зуб-суп

Зы-зы-сы Фасад-фазан

- Молодцы!

4) Зверобика – (Динамическая пауза)

(Дети выполняют упражнения под музыку с резиновыми мячами в руках, с одновременным массирование стоп на специальных ковриках)

Л. - А сейчас, ребята, мы немного отдохнем и подвигаемся. – Повторяйте за мной слова.

Мячик я в руке сжимаю –

В руку силу добавляю –

Буду слабых защищать, буду младшим помогать.

- А теперь выполним веселую «Зверобику».

5) Составление предложения об осени с прямым дополнением и объединением их в рассказ с опорой на картинный план.

Л. – Следующее задание волшебника.

Мы должны рассказать об осени, а помогут нам в этом картинки.

Будем составлять предложения.

Какое предложение можно составить?

Д. - Туча закрыла солнце.

Л. – Что мы составили?

Д. – Мы составили предложение.

Л. – Посчитаем слова в этом предложении пальчиками.

Д. – В этом предложении 3 слова.

(Далее дети составляют предложение по всем картинкам)

Предложения:

Туча закрыла солнце.

Дождь поливает землю.

Дерево сбрасывает листву.

Люди одевают теплую одежду.

Звери готовятся к зиме.

Бабушка собрала урожай.

6) Подвижная речевая игра «Парочки».

Л. – А сейчас волшебник хочет вас запутать, поиграем в игру «Парочки».

- Разделимся на команды. Одна команда стоит в кругу и держит перед собой картинки которые я раздам, другая – идет по кругу со своими картинками и ищет свою парочку, когда бубен остановится остановитесь около своих парочек.

(Дети образуют пары и еще раз проговаривают предложение об осени, составленное ранее)

Картинки:

Солнце – туча Медведь - берлога

Дождь – земля Бабушка – корзина с овощами

Дерево – листья

Люди – одежда

7) Проговаривание предложений по цепочке.

Л. - Ребята на доске знакомые вам картинки, еще раз припомните предложения. На каждой картинке есть геометрическая фигура, у каждого из вас также есть геометрическая фигура. Я показываю на картинку, выходит тот у кого фигура, изображенная на картинке. (Дети проговариваю предложение по цепочке)

Л. - Ребята, посмотрите, у нас получился целый рассказ об осени.

Молодцы!

8) Инструментальное музицирование с опорой на план – схему.

Л. - Ребята последнее задание. Волшебник хочет узнать какие песни об осени вы знаете.

Д. - «Песня урожайная»

Л. - Как вы думаете что такое урожай?

Д. - Это овощи и фрукты, которые собирают осенью.

Л. - правильно ребята, урожай это все что люди собирают в огороде и в саду осенью, овощи, фрукты, ягоды и другие растения.

Л. - А сейчас присаживайтесь на стульчики, я буду играть вам песенку, а вы будите ее петь и прохлопывать по карточкам которые вам покажет воспитатель.

Ритм:

! - - -,! - - -, - - - - - -,! ,

- А сейчас возьмите музыкальные инструменты. Перед вами карточки с ритмом, на каждой карточке изображен музыкальный инструмент. Проигрывает ритм тот, у кого инструмент изображенный на карточке.

Молодцы, ребята!

III. Итоговая часть.

1) Подведение итогов занятия

Л. - Ребята мы выполнили все задания волшебника. Какое задание было для вас самым трудным? Самым интересным?

2) Упражнение на релаксацию (Под музыку в зал входит Осень)

О. - Ребята, спасибо вам большое вы меня спасли от злого волшебника.

Вы так устали, давайте превратимся в осенние листочки и немного отдохнем. Подул ветер и листочки полетели (Дети под спокойную, тихую музыку ложатся на коврик и отдыхают)

О. - Ребята а я вам принесла осенние дары, угощайтесь!

Л. - Спасибо вам ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи. Тема "Осенние явления"

Конспект по развитию речи в подготовительной группе...

НОД по развитию речи "Загадки осени"

Закрепить знания об осени...

План-конспект по развитию речи "Одежда осенью". Вторая младшая группа.

Расширение и закреплени знаний об одежде людей осенью.Помогаем кукле Даше подобрать одежду по сезону...

Конспект по развитию речи: «Загадки осени» в подготовительной группе

Задачи:1. Обогащать и активизировать речь детей.2. Закрепить знания об осени.3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.4. Закреплять умение определять место звука в слове.5. Уп...

Конспект по развитию речи: «Загадки осени» в подготовительной группе

Задачи:1. Обогащать и активизировать речь детей.2. Закрепить знания об осени.3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.4. Закреплять умение определять место звука в слове.5. Уп...

Конспект по развитию речи «Загадки»

Конспект занятия по развитию речи "Загадки"...

конспект по развитию речи Краски осени

Цель: обобщить знания детей по теме: «Краски осени»....