Образовательный проект с использованием современных форм и методов привлечения дошкольников к чтению
проект по художественной литературе

Бондарева Инна Владимировна

В наш век новых информационных технологий  книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – своего рода труд, при котором ребёнок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

Одна из основных задач сегодняшнего дня – приобщение детей с дошкольного возраста к чтению художественной литературы, воспитание в ребёнке активного читателя, который начинается в дошкольном детстве. Она красной нитью проходит по всем разделам программы дошкольного образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_s_pelenok.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Детский сад № 20 комбинированного вида

Образовательный онлайн – проект

с использованием современных форм и методов привлечения дошкольников к чтению

«Читаем с пеленок»

Автор проекта:

воспитатель

 подготовительной группы

Бондарева И.В.

Борисоглебск, 2020г

Вид проекта: практико-ориентированный

Продолжительность проекта:  рассчитан на 2020-2021 учебный год

(с перспективой продления и расширения)

Участники проекта:

- дети подготовительных  к школе групп;

- воспитатели;

-  родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Каждый год в детский сад приходят разные дети, но всех их объединяет одно – они все меньше и меньше удивляются и восхищаются, имеют  однообразные интересы. Все дальше уходит интерес к художественной литературе, поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий  книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – своего рода труд, при котором ребёнок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

Одна из основных задач сегодняшнего дня – приобщение детей с дошкольного возраста к чтению художественной литературы, воспитание в ребёнке активного читателя, который начинается в дошкольном детстве. Она красной нитью проходит по всем разделам программы дошкольного образовательного учреждения, которая разработана в соответствии с федеральными государственными стандартами.

Нами было проведено онлайн - анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 85 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 15 % из опрошенных отдали предпочтение чтению  книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Чтение книг не привлекает внимание «цифрового» поколения.

Идея проекта вывести чтение на новый, более продуктивный уровень, используя инновационные информационные технологии как средство развития интереса к чтению. Применяя креативные тенденции для создания привлекательной инновационной среды для придания чтению новой глубины и содержательности.

Цели:

  1. Способствование  формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.
  2. Создание мотивационного поля для привлечения дошкольников к чтению, в том числе семейному.

Задачи:

- создать условия для формирования активного читателя;

- организовать работу дошкольников по развитию интереса к чтению, используя современные технологии.

- позиционирование электронной библиотеки как интеллектуального и информационно - досугового центра ДОУ.

Преимущества проекта:

  • Создание современной модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к чтению;
  • Привлечение к совместному обсуждению прочитанных произведений сверстников из других улусов и возможность побеседовать с авторами книг в режиме on-line;
  • Использование современных информационно-коммуникативных технологий, способствующее развитию у дошкольников интереса к чтению и формированию образа библиотеки как главного культурно-образовательного и информационного центра ДОУ.

«Новая модель» чтения предполагает:

- наличие медиа среды, контролируемой педагогами, родителями

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к художественной литературе.
  • Разработка системы работы с книгой.
  • Возрождение домашнего чтения.
  • Позитивные изменения в речи детей.

План реализации проекта

Эта работа предполагает наличие трех этапов,   каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий:

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2020 г)
  2. Основной этап (октябрь 2020г – апрель 2021г)
  3. Заключительный этап (май 2021г)
  1. Подготовительный этап:
  • анкетирование;
  • диагностика;
  • исследование;
  • создание группового видеочата в соцсети WhatsApp.
  1. Основной этап:

«Буктрейлер» – короткий видеофрагмент, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Увидев его, заинтересовавшись тем, какие персонажи появились на экране, и что с ним будет происходить далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю целиком.

Поэтому основная цель таких короткометражек – это развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.

Задачи:

 - привлечение внимания к книге;

- заинтересовать сюжетом;

- создать аудитории читателей.

Форма буктрейлера: видеоролик, видеосюжет, трейлер, презентация и т.д.

Результат создания буктрейлера: по итогам количества просмотров, голосов присуждается цифровой код.

«Квест-игра»

Квест (английское “quest”, поиск) – игра - путешествие или разновидность игр в игре, в которых дошкольники проходят по запланированному маршруту, выполняя определенные задания. Квест, как универсальная игровая технология, позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности.

Виды квест-игры:

1. Дошкольники совместно с родителями по перфокарте выполняют задания решения, которых находятся в источниках разной литературы, книгах, художественных произведениях.

2. Сюжетно  - ролевой  квест  по определенным произведениям. Идея маршрута – участники, перемещаясь по станциям, выполняют различные задания.

«Onlin – reading» как средство формирования читательской и коммуникативной компетенции дошкольников.

Цели: Onlin – reading по знакомой теме способствует формированию читательского интереса.

Дошкольники  виртуально проходят тематические Onlin – reading с параллельной группой другого ДОУ, выполняя их заранее заготовленные задания. Ребята вместе с родителями заранее готовятся, придумывают по 1-2 вопроса из художественной литературы.

«Флеш-мобы» - заучивание наизусть детьми, совместно с родителями, стихотворений о любви к книгам и чтению с последующим видеоотчетом.

Электронная библиотека «Библиотрансформер»

Библиотрансформер – это максимально и полно представленная факто- и библиографическая информация об объекте библиографирования, на основе которой можно сформировать другие формы библиографических модулей: информационно-библиографические словари, мультимедийные презентации, биобиблиографические указатели с выходом на источник книги (электронные книги), видео занятия, виртуальные музеи, сетевые WEB сервисы, сетевые сообщества, проектная деятельность, виртуальные книжные выставки, видео викторины и многое др.

Библиотрансформер – это очень «живая» форма рекомендательной библиографии, которая даёт неограниченный простор для деятельности.

III. Заключительный этап

1.Проведение повторного анкетирования, опроса, бесед со всеми участниками образовательного процесса. 

2.Подведение итогов реализации проекта на педсовете.

Заключение

Реализация онлайн – проекта по привлечению дошкольников к чтению позволит:

- расширить детскую и взрослую аудиторию онлайн-библиотеки ДОУ;

- укрепить имидж ДОУ как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;

- внедрить новые инновационные информационные формы и методы работы;

- укрепить связи ДОУ с родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений.

 

Только совместная работа по принципу «педагог – ребёнок – родитель» способствует достижению положительного результата в литературном образовании дошкольников.

Список литературы

1. Архипова И. В. Читать не скучно: результативные технологии поддержки чтения в Челябинской областной юношеской библиотеке : [доклад] / И. В. Архипова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2013. – № 68. – С. 156-159. 
        2. «Классика в неформате»: межрегиональный интернет-проект // Современная библиотека. – 2014. – № 5. – С. 8-9. 
        3. Кузнецова, Т. В. Продвижение чтения в мегаполисе: стратегия библиотек (из опыта общедоступных библиотек Санкт-Петербурга) / Т. В. Кузнецова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2011. – № 60. – С. 108-113. 
      4. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: сборник материалов / сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. – 480 с. 
       5. Новикова, М. И. Видеохостинги как средство продвижения услуг библиотеки / М. И. Новикова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 4 (17). – С. 63-67. 
      6. Титова Г. П. Возьмемся за руки, друзья!: сетевые акции по продвижению чтения / Г. П. Титова, О. А. Витязева // Библиотечное дело. – 2013. – № 15. – С. 36-40. 
      7. «Флешбук» – новая акция библиотечных блогеров // Современная библиотека. – 2012. – № 3 (23). – С. 83. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна

Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдат...

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

План-конспект занятия по развитию речи с использованием современных форм и методов работы в средней группе Тема: "Путешествие в сказку "Репка".

Цель занятия:Развивать речь детей, используя современные образовательные технологии.Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;-систематизировать знания детей о г...

Авторский опыт на тему: "Использование современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"

Потребность в движении является одной из общебиологической особенности организма, которая играет важную роль в его жизнедеятельности. В настоящее время двигательная активность является необходимым усл...

«Использование современных форм и методов работы в ДОУ по познавательному развитию дошкольников» педсовет

Педсовет  «Использование современных форм и методов работы в ДОУ по познавательному развитию дошкольников» Цель:•      Совершенствование уровня педагогическог...

Мастер-класс для педагогов «Использование современных форм и методов работы по оздоровлению детей дошкольного возраста »

Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении освоение современных форм и методов работы по оздоровлению детей дошкольного возраста....

Статья : «Использование современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста»

Актуальной задачей физического развития является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движени...