КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
учебно-методический материал по художественной литературе (младшая группа)

Адарченко Наталья Анатольевна

Методический материал знакомит педагогов с малыми фольклорными формами , их применением на практике.Предлагает  литературу , которую можно почитать детям разных возрастов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. «Устное народное творчество» произошло от соединения двух английских слов «folk» - народ и «fore» - мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и своё место в нем.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение

В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения.

       Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, уход за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему.

Колыбельная песня — это вообще спутник детства. Именно она формирует у младенца чувство психологической защищённости благодаря тому, что поётся тихим, ровным, спокойным голосом, напевно и протяжно. Особая ритмическая организация колыбельных песенок и приёмы уменьшения тоже играют определённую роль в создании психологического комфорта.

С помощью колыбельной песни ребёнок усваивает родную речь, знакомится с окружающими его предметами, постигает первые нравственные уроки. Образы, создаваемые в этих песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения: это котенька-коток, заинька, гуленьки, Дрёма и т. п. Этих персонажей взрослые просят помочь укачать ребёнка, петушку пеняют, что он деткам спать не даёт, собачку уговаривают, чтобы она не лаяла и не пугала детку.

Те, кто создавал и веками оттачивал эти миниатюры, знали, как необходим ребёнку спокойный и долгий сон, поэтому основными мотивами колыбельных песен является пожелание долгого и спокойного сна и здоровья.

Поётся обычно не одна песенка, а несколько и непрерывно, до тех пор пока ребёнок не уснёт. Многие колыбельные песни образуют своеобразный поэтический цикл, объединённый одним образом, например котика-кота или Дрёмы. Именно так они представлены в нашей хрестоматии. Для исполнения лучше выбрать те, которые близки и понятны вам самим. Притягательная сила колыбельных песен настолько велика, что зачастую исполнитель прибегает к импровизации, приспосабливаясь к собственным вкусам, выражая в своих стихах самые сокровенные чувства и пожелания ребёнку, отражая предметы окружающей обстановки. Привыкнув к песенке, ребёнок начинает эмоционально реагировать на неё: улыбается, когда колыбельная нравится, или начинает хмуриться, плакать, если его пугает какой-нибудь образ (серенький волчок из тёмного леска).

Когда ребёнок начинает понимать речь взрослого, его забавляют короткими стишками-пестушками (пестовать — «нянчить, холить, воспитывать»). Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Распеленав проснувшегося младенца, мать ласкает его, поглаживает вдоль тельца. Это есть не что иное, как массаж, необходимость которого наши предки осознали ещё в глубокой древности. Ласковые пестушки помогают развивать координацию ребёнка, сопровождая малыша на протяжении всего дня: во время кормления и умывания, гуканья и гуления, а также когда учат движению ручками и ножками, закрепляют умение поднимать головку, стоять или подпрыгивать. Их простота не имеет ничего общего с упрощённостью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении простыми средствами решать сложные задачи. Это первая гимнастика малыша, которая доставляет ему столько радости, ведь все упражнения он выполняет вместе с любящим взрослым, играя.

Затем приходит очередь потешек — первых игр ребёнка с пальчиками, ручками, ножками. Ребёнок очень быстро запоминает содержание потешки, активно включается в любимые всеми игры «Ладушки», «Сорока», «Идёт коза...». Эти миниатюры не только веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение.

Большинство потешек создавалось в процессе повседневного труда, и в них зачастую содержится наставление: самому маленькому пальчику сорока не дала каши, потому что он не работал, а коза рогатая забодает того, кто каши не ест, молока не пьёт.

Так, играя, забавляя, потешки и песенки учат детей понимать родную речь, различать порой трудные для восприятия сочетания согласных звуков (жки, шки, чки), осваивать грамматический строй языка (одноко- ренные слова: котя, котенька, коток). Они помогают формировать словарь ребёнка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают их своим внешним видом.

Рекомендуется как можно чаще использовать эти первые произведения устного народного творчества в повседневной жизни детей, сопровождая все их режимные моменты, начиная от пробуждения и заканчивая укачиванием, но в первую очередь тогда, когда у ребёнка есть настроение слушать и желание играть.

Когда малыш пробует произнести понравившееся созвучие, необходимо сразу же повторить часть песенки с этим созвучием, всячески поощряя ребёнка к повтору. Можно рассказывать потешку и привлекать к действию игрушки («Прилетели воробьишки в огород», «Кисонька-мурысонька» и другие). Чем беднее у ребёнка запас конкретных представлений, тем большее значение для него имеет художественное слово. Обыгрывая содержание песенок, мы тем самым обогащаем впечатления ребёнка и делаем доступным содержание произведения. Когда пестушка или потешка уже знакома ребёнку, можно предложить ему продолжить игру, включая в неё такие, например, просьбы: «Покажи, где у тебя глазки, а где носик, а где ротик» или «Помаши ручкой бабушке, поздоровайся» и другие.

Годовалого ребёнка уже можно приучать рассматривать иллюстрации в книге, правда, делать это нужно с осторожностью: детям иногда так нравится какой-ни- будь персонаж, что они готовы вырвать страницу из книжки! В начале рассматривания нужно рассказать о том, что нарисовано, сопровождая свой рассказ строчками песенки или потешки, сосредоточив внимание ребёнка на главном, а затем перейти к значимым деталям рисунка.

Каждый родитель сам должен определить, когда ребёнку можно показать и дать в руки книгу. Это должна быть книжка-игрушка, очень красочная, хорошо иллюстрированная, с рисунками, понятными малышу. На ней должны быть изображены предметы, которые окружают его. Часто эти книги сделаны так, что их трудно порвать, они легко моются, — и можно без опасения давать их детям. Именно с этих книг может начаться любовь ребёнка к Книге.

    Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, о курочке – рябушечке, о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойственен сюжет.

. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен, знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний. Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши. Их установка - создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребёнка смех, значит он правильно понимает соотношение вещей и явлений.

Загадки – форма словесного народного творчества, образной народной речи - получили свое признание в работе с детьми. Детям предлагаются такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире.

При работе с загадками рекомендуется следующее: на стол выставляются фигурки животных, например петуха, лошади и т.д. Для каждой фигуры животного подобрана своя загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка»; «Грива на шее волной, сзади хвост трубой». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям.

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.

 Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. А волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Для работы с детьми необходимо постоянно пополнять библиотеку сказками. Сказки должны подбираться по возрастам. В младших группах книги должны быть яркими и красочными, что дает возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры, сделанные руками воспитателей, помогут закрепить эти знания.

В старших дошкольных группах необходимо знакомить детей со сказками, в которых главные герои – люди (короли, принцессы, волшебницы, феи, богатыри и т.д.) В речи детей появляются новые слова и действия. На примере поступков сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.

При целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с фольклором, дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка раннего возраста.

Что читать деткам ?

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 0-3 ЛЕТ
1. Малые формы фольклора: потешки, песенки ,прибаутки, пестушки (такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся...), русский фольклор и фольклор других народов мира.
2. Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка Ряба, Заюшкина избушка... )
image
3. Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями Ю. Васнецова (у нас это книга изд-ва Самовар, серия Тридесятые сказки ,у многих из нас такая была в детстве)
4. В. Сутеев "Сказки и картинки". Только совет: лучше купить несколько маленьких книжек, чем одну огромную типа "Большая книга сказок Сутеева", они не удобны в быту, и ребенок их часто рвет просто в силу того, что зачастую не может справиться в такими большими страницами.
5. "Рифмы матушки Гусыни" в переводе Чуковского и Маршака.
6. К Чуковский Сказки и стихи.
7. С Маршак Стихи, песни, загадки.
8. А Барто циклы стихов "Игрушки", "Младший брат", "Настенька", "Вовка - добрая душа".
9. Е. Чарушин "Кошка", "Курочка", "Как Томка научился плавать".
10. Д. Хармс "Стихи".
11. Ю. Мориц "Стихи".
12. В. Левин "Глупая лошадь" (стихи).
13. А. Пушкин "Сказки", отрывки или целиком.
14. Стихи русских поэтов (В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е. Баратынский, Ф. Тютчев и другие) о природе.
15. И. Токмакова "Карусель".
16. Б. Поттер "Ухти-Тухти", "Флопси, Мопси и Ватный хвост".
17. Д. Сьюз "Сказки".
18. К. Ушинский "Сказки".
19. Л. Толстой. Басни и рассказы из "Азбуки".
20. В. Гаршин "Лягушка-путешественница".
21. Книжки ИД Карапуз Серии Погремушка (для совсем мелких ,до года, пожалуй), Для самых-самых маленьких ( есть разные выпуски: пальчиковые игры- лучшие из книг с пальчиковыми играми, что я встречала; по развитию логики ,восприятия, по развитию речи...). Они недорогие, но их надо выбирать самим. Обычно в книжных магазинах нужно просто прийти и спросить: Где у вас лежат книга ИД Карапуз? Есть еще серии Песочница (игры на плотном картоне для детей 2-5 лет, реально лет для 2-3, разные карточки и картинки для разрезания типа лото или мемори) и Воробышек ( для деток 3-5 лет, приоритетные задачи этого возраста развитие речи, пробуждение интереса к грамоте и счету.). Чем хороши ВСЕ издания Карапуза- это странички для родителей, примерные беседы с детьми, идеи по играм и т.п.
22. А.Береснев, наш новосибирский поэт из нашего детства, если удастся найти старую книжку, новых я не видела. Но стихи очень хорошие, добрые, простые такие, бытовые: как на дачу ,ездили, как картошку всей семьей копали, как стрекозу мальчик в поле ловил, как мальчишки на рыбалку бегали...
23. Гайда Лагздынь Циклы стихов Лопотушки и Топотушки, те самые пестушки ,только авторские. Деткам очень нравятся, а мамам легко заучить хоть всю книжку и рассказывать в течение дня, когда одеваетесь, когда моетесь...
24. З. Александрова Мой Мишка, Топотушки ( цикл простеньких стишков о девочке Оле), стихи о детском саде
25. И. Крылов Басни, Ворона и лисица в первую очередь. Как ни странно, почти всем деткам нравятся, у них особенно мелодика все-таки.
26. Сборник типа Сказки-мультфильмы. У нас изд-ва Планета Детства. Отличный способ на смотреть лишний раз мультик, а поберечь глазки и почитать книжку с любимыми героями, в этой книжке персонажи изображены почти так же как в мультике.
27.Г. Остер Цикл о Котенке по имени Гав.
28. Л.Толстой Рассказы для маленьких детей. Здесь главное найти издание с качественными картинками ,так как текста там немного совсем, основное внимание нужно уделить интонации, красоте и мелодике традиционной русской речи, изображению сельского быта ( это я к тому, что на картинке неплохо было бы показать ,что такое, к примеру, стог сена, который городской ребенок еще не видел).
29. К. Ушинский Рассказы о животных, о детях
30. Е.Благинина. Стихи. О природе, о маме, о том, как детки маме помогают.
До 5ти лет.
Аким Я.Стихи для детей
Асбьернсен"Норвежские сказки"
Благинина, Елена Александровнастихи для детей
Балинт, Агнеш"Гном Гномыч и Изюмка"  
Барто, АгнияСтихи и циклы стихов, например, "Вовка добрая душа"
Белозеров, Тимофейстихи
Берестов, ВалентинЛюбые произведения для детей
Введенский А. "Дядя Боря говорит, что.." и др
Ганина, Майя "Тяпкин и Лёша"
Гаршин В."Лягушка-путешественница"
Георгиев, Сергей «Ёлки-палки или Фельдмаршал Пулькин», "Один мальчик, одна девочка", «Кошачье заклинание», «Похищение бриллианта `Нуф-Нуф`», «Пузявочки»
Долинина, Наталья"Мой капитан", "Лембой", "Чуча", "Как тесен мир", "Мы с Сережкой близнецы", "Потерялась девочка"
Дружков, Юрий "Приключения Карандаша и Самоделкина"
Ежикова З.«Крот и его друзья»
Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», "Про Пудю", "Как я ловил человечков", "Что бывало"
Журавлева, Елена"Фунтик" и другие книги
Жуковский, Василий "Стихи для детей"
Заходер, Борисстихи для детей
Зощенко М."Смешные истории"
Иванов, А."Приключения Хомы и Суслика"
Козлов С."Трям! Здравствуйте!"
Кондратьев А.Стихи для детей
Конопницка, Мария"Сиротка Марыся и гномы"  
Корнилова, Галина Петровна"Наш знакомый Бумчик"
Крюгер, Мария"Голубая бусинка", "Привет, Каролинка"
Крюкова "Автомобильчик Бип"  
Лебедева, "Как Маша поссорилась с подушкой"  
Левин В."Глупая лошадь"
Линдгрен, Майя"Зайчишка-Пушишка"
Маршак, Самуил "Детки в клетке"
Маяковский В.В. "Что такое хорошо и что такое плохо"
Милн, Алан Александр"Винни-Пух и все-все-все"
Михалков, Сергей "Смех и слезы","Зайка-зазнайка","Дядя Стёпа" и другие стихи
Мориц Ю.Стихи для детей, "Букет котов"
Мошковская, Эммастихи для детей  
Несбит, Эдит "Билли-король","Беллинда и Белламант"  Нестайко, Всеволод "В стране солнечных зайчиков"
Олейников, Н."Я послал на базар чудаков" и др.
Остер Г. "Петька-микроб"  
Паустовский Константин"Кот-ворюга","Барсучий нос","Резиновая лодка","Стальное колечко"
Перро, Ш. Сказки
Петрушевская, ЛюдмилаДетские пьесы, "Пуськи бятые", Сказки.  
Пино, КристианСказки
Пляцковский, Михаил Спартакович"Приключения кузнечика Кузи", "Как утенок Крячик свою тень потерял"  
Поттер, Беатрис "Сказки кошки Табиты"
Прокофьева, Софья "Лоскутик и облако","Остров капитанов","Приключения желтого чемоданчика","Астрель, принцесса сумерки", "Оставь окно открытым","Машины сказки"  
Пушкин А.С.Сказки
Румянцева, "Про маленького поросенка Плюха"  
Самойлов, Давид"Слонёнок пошёл учиться","Слонёнок турист"  
Сапгир, Г. Стихи для детей
Сладков, Николай "Сказки леса"  
Собакин, Тим Стихи и сказки  
Степанов В.А.стихи (на выбор)
Сутеев, Владимир"Петя и Красная шапочка" и другие сказки
Токмакова, Ирина Стихи для детей
Усачев, Андрей "Живая книга","Мы играли в Паповоз" и другие стихи, "Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек"
Успенский, Эдуард "Чебурашка и Крокодил Гена","Дядя Федор, пес и кот","25 профессий Маши Филиппенко", "Гарантийные человечки", "Про мальчика Яшу","Про Веру и Анфису" стихи для детей
Фадеева М., Смирнов А. "Приключения Петрушки "
Хармс, ДаниилСтихи для детей
Хогарт, Энн"Мафин и его друзья"
Цыферов, геннадий МихайловичСказки
Чарушин, Евгений Иванович "Томка", "Тюпа", "Сорока", "Медвежата" и другие рассказы
Чижиков, Виктор "Петя и Потап"  
Чуковский, Корней "Доктор Айболит" (в прозе),"Бибигон", стихи
Эме, Марсель Сказки (Про Дельфину и Маринетту)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками.

Готовые плакаты с прибаутками, потешками по режимным моментам в д.с....

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

Консультация на педсовет по теме: «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В данной консультации рассматривается фольклор, как своеобразный инструмент социализации ребенка....

Консультация для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Детский фольклор - это особая часть народной культуры,которая играет важную роль в жизни каждого народа...

Консультация для педагогов «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованиюэффективных педагогических средств при ознакомлении детей снародным творчеством....

Консультация для воспитателей "Влияние малых фольклорных форм на развитие речи дошкольников"

Консультация для педагогов "Влияние малых фольклорных форм на развитие речи дошкольников"...