Проект "Сказки народов Поволжья"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Мосман Елена Александровна

Задача взрослых ознакомить и приобщить детей к культуре своего народа, местности, где они проживают. Слушая народные сказки, ребенок приобщается к культуре своего народа. Польза чтения народных сказок для детей несомненна и известна всем. Сказка открывает перед ребенком волшебный мир, развивая его фантазию, память, творческие способности. Они воплощают память, традиции и обычаи, присущие целым народностям и нациям. Лучшие народные сказки заключают в себе мудрость, их сюжеты отражают условия, в которых многие столетия жили люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Сказки народов Поволжья"18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Сказки народов Поволжья»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации: 2 месяца (ноябрь-декабрь).

Руководитель проекта: воспитатель – Мосман Е.А.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с ТНР (6-7 лет), родители, воспитатель.

Цель проекта: формирование устойчивого интереса старших дошкольников к сказкам народов Поволжья через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Уточнить представление детей о многообразии сказок народов Поволжья.
  2. Научить выделять основных сказочных героев.
  3. Познакомить с волшебными предметами и событиями.
  4. Научить различать сказочные и реальные события.
  5. Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
  2. Формировать навыки связной речи.
  3. Содействовать обогащению словаря детей: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
  4. Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.
  5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  6. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
  7. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к родной культуре через народные сказки.
  2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
  3. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Актуальность. Россия – одно из крупнейших многонациональных государств мира. В нашей стране проживает более 190 народов, каждый из которых богат своим уникальным культурным наследием и традициями. 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Культурное наследие – это не только материальные объекты (памятники архитектуры, музейные, архивные фонды, произведения искусство), но и нематериальное культурное достояние, выраженное в родном языке, фольклоре, традициях, праздниках и обрядах, народных промыслах и ремеслах. Богатство и разнообразие культурного наследия нашей страны, созданного прошлыми поколениями, выдержавшего испытание времен и переданного наследникам, сегодня особенно ценится и почитается всеми народами РФ.

Задача взрослых ознакомить и приобщить детей к культуре своего народа, местности, где они проживают. Слушая народные сказки, ребенок приобщается к культуре своего народа. Польза чтения народных сказок для детей несомненна и известна всем. Сказка открывает перед ребенком волшебный мир, развивая его фантазию, память, творческие способности. Они воплощают память, традиции и обычаи, присущие целым народностям и нациям. Лучшие народные сказки заключают в себе мудрость, их сюжеты отражают условия, в которых многие столетия жили люди.

Планируемые результаты после завершения проекта:

Дошкольники смогут: повысить читательский интерес; формулировать проблемные вопросы и искать источники получения информации (как самостоятельно, так и с помощью взрослых); анализировать и оценивать полученную информацию, применять её для создания итогового продукта; проявлять творческую инициативу и коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Педагоги смогут: расширить и оптимизировать предметно-развивающую среду для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по формированию читательского интереса у дошкольников.

Родители смогут: повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Обогащение развивающей среды:

  • в книжный уголок – внесение русских, татарских, чувашских, мордовских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
  • в игровую зону – внесение масок-шапочек для инсценировки народных сказок; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр;
  • в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских, мордовских, татарских, чувашских народных сказок; материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

Стратегия реализации проекта:

I этап: «Рождение проблемы».

Рассматривание иллюстративного материала «Народы мира».

Воспитатель: - Какие народы, изображенные здесь, вам знакомы? Где вы встречали людей в таких костюмах? (Видели их на картинках, в мультфильмах, у нас в группе похожие костюмы есть, в книге русских народных сказок.)

- Что вы знаете о народных сказках? (их сочинял народ, там есть волшебство).

- Какие русские народные сказки вы знаете?

- Вы бы хотели познакомиться с народными сказками Поволжья?

II этап – «Мероприятия и события».

1. Беседы: «Наша Родина – Россия», «Национальные костюмы народов Поволжья», «Сказки народов Поволжья».

2. Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Гуси-Лебеди», «По щучьему веленью», «Лисичка со скалочкой», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Лиса и журавль».

Татарские народные сказки: «Завещание», «Камыр – батыр», «Козел и баран», «Старик и лентяй», «Шах – петух», «Шурале».

Чувашские народные сказки: «Золотой мешочек», «Лиса и дятел», «Тощий волк», «Маленькая Птичка».

Мордовские народные сказки: «Свинка», «Катитесь сюда, санки мои», «Лиса и журавль», «Сказочка», «Как собака себе друга нашла».

3. Игровая деятельность: дидактическая игра «Угадай, какая сказка» и настольная игра: сложи кубики «По щучьему веленью…».

4. Продуктивная деятельность: раскраски с изображением сюжетов и героев народных сказок Поволжья.

5. Рассматривание картин к русским народным сказкам.

6. Работа с родителями: изготовление масок – шапочек для инсценировки народных сказок.

III этап: «Заключительный».

Авторские сказки, придуманные детьми совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Русском народе (ч.1)

История русского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Мордовском Народе

История мордовского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Татарском народе

История татарского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Русском народе (ч.2)

История русского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Чувашском народе

История Чувашского народа...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Русский народ»

Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой русского народа.Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:- Расширять представле...