КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».
проект (подготовительная группа) на тему

Аушкина Инна Ивановна

«Знакомство со сказками народов Поволжья»

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.

Программные задачи:

- воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.

- продолжать знакомить детей со сказками о родине, дружбе, труде

- продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками народов Поволжья.

- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя распространенные предложения.

- развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.

- введение в словарь новых слов.

Материал к занятию:

куклы в национальных костюмах, карта, слайды, музыка, магнитофон, экран, проектор, набор из заготовок для аппликации, клей, заготовки для «ковра-самолета» /лоскутки ткани/.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_skazkam_povolzhya.docx188.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад с. Полековское Марксовского района Саратовской области    

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

Подготовила воспитатель

Аушкина И.И.

с. Полековское

18 декабря 2017 года

Конспект НОД на тему:

«Знакомство со сказками народов Поволжья»

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.

Программные задачи:

- воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.

- продолжать знакомить детей со сказками о родине, дружбе, труде

- продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками народов Поволжья.

- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя распространенные предложения.

- развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.

- введение в словарь новых слов.

Материал к занятию:

куклы в национальных костюмах, карта, слайды, музыка, магнитофон, экран, проектор, набор из заготовок для аппликации, клей, заготовки для «ковра-самолета» /лоскутки ткани/.

Предварительная работа:

-  чтение народных сказок, былин, песенок.

- заучивание пословиц, поговорок, загадок.

- слушание песен, музыки, разучивание танцев.

- беседа о быте, обычаях народов Поволжья.

- рассматривание предметов быта.

 -изготовление кукол в национальных костюмах.

 Ход занятия:

Дети проходите, посмотрите, сколько гостей приехало к нам в садик. Давайте поздороваемся с ними.

Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живем? Правильно, мы живем в России. Скажите, а как велика наша страна? Правильно, Россия – самое большое государство мира./Слайд 2/. А где живем мы с вами, в каком селе, районе, области? Правильно, мы живем в селе Полековское,  Марксовского района, Саратовской области./Слайд 3/. Скажите ребята, а есть что-то интересное и замечательное в нашем районе? Правильно это самая прекрасная река Европейской части  России – Волга. На берегу Волги живут люди разных национальностей. Все они - народы Поволжья. Вы знаете, что Марксовский район, а точнее город Маркс назывался Марксштат, а ранее Екатериненштат, Баронск  и был организован по приказу Екатерины II и заселен переселенцами из Германии. Ребята, а какие народы живут в нашем районе? (русские, немцы, казахи, украинцы, татары, башкиры, армяне …..) Молодцы!

Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. Каждый народ сохраняет свою культуру, свои обычаи, устное народное творчество. Мы с вами знакомились с  культурой, архитектурой, музыкой,  костюмами народов Поволжья. А вот стоят и куклы в национальных костюмах, которые вы делали со своими родителями. Давайте рассмотрим их./Дети рассказывают о национальных костюмах/. А не хотели бы вы побывать в сказках народов Поволжья, с которыми мы знакомились? (Утвердительные ответы детей) Давайте с вами отправимся в путешествие, а для этого нам нужно средство передвижения. Чтобы мы могли преодолеть реки, степи, перелески, горы…. что бы вы предложили? Ковер – самолет. Давайте его смастерим из цветных лоскутов. В Волшебном сундучке они лежат. Молодцы, а теперь волшебные слова:/Слайд 4/

 Пальчиковая гимнастика.

Тах – ти – би- дох– ти – би- дох– ти – би- дох.

Один, 2, 3, 4, 5 – мы готовимся взлетать. (Загибаем пальчики на руках.) Высоко взлетаем, в сказку попадаем.

 Звучит украинская мелодия. Куда, мы с вами попали, где наш ковер опустился?/слайд 5/

С какой украинской сказкой мы с вами познакомились? Правильно,

 «Бычок смоляной бочок» украинская народная сказка

 (СЛАЙД№ 6)

Вопросы:

Как появился бычок?

Кого он встретил в лесу?

Что он сделал для дедушки и бабушки?

Как вы думаете, чему учит сказка? Правильно. Мораль сказки заключается в том, что хоть и не по доброй воле звери принесли гостинцы, но главное никто не обманул. А какие пословицы можно подобрать к сказке?

К сказке подходят пословицы "Долг платежом красен", "Давши слово - держись, а не давши - крепись".  Давайте выложим слово Бычок из букв на магнитной доске. Молодцы. Попрощаемся с бычком.

Звучит казахская мелодия. Слайд 7.

Куда мы с вами попали? Правильно, это казахский аул. А какую сказку мы с вами читали? Верно, «Похищенная красавица»./ Слайд 8/.

О чем эта сказка?

Как братьям удалось спасти красавицу?

Давайте с вами послушаем пословицы про дружбу:

Птица сильна крыльями, а  человек – дружбой.

В надежде на нового друга не бросай старого.

Дружба и братство дороже богатства.

Дружный дом – счастья полон, дружбу потерял – счастье расплескал.

Друзей много – шире дорога.

Для друга сердечного от сердца отрывают.

Дружба крепка взаимностью.

Доброе соседство прочнее родственных уз.

Дружба – богатство бесценное.

Подойдем к магнитной доске и выложим слово Батыр. Правильно, молодцы.

А сейчас пойдем дальше и куда же мы попали. Физкультминутка:

 В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

/Слайд 9/. Мы убежали из леса, и попали в татарское село. Сейчас я загадаю вам татарские загадки, а вы попробуйте их отгадать:

«Полна печь ватрушек, в середине – один калач». (Небо, звезды, месяц)

«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз)

«Полна красная печь черненьких лепешек». (Арбуз)

Молодцы! Ах, что это за чудное пение, кто поет? /соловей/.

Давайте вспомним  татарскую народную  сказку «Соловей». 

(СЛА        ЙД № 9)

Да, ребята, соловей скучал по своему дому, по своей Родине. Мы с вами тоже скучаем по дому, когда бываем далеко от него. Какие вы знаете пословицы о Родине:

Без воды земля пустырь, без Отчизны слаб батыр.

Человек без Родины – соловей без песни.

Выложите название сказки на магнитной доске.

Посмотрите ребята, что за головоломка нам попала, давайте прочитаем, что же здесь зашифровано. «Поспешишь – людей насмешишь» /слайд 10/

Выложить из карточек поговорку.

Чья это поговорка? Правильно, русская поговорка, а в каких сказках спешка чуть не привела к неудаче? (Три поросенка. Заюшкина избушка. Волк и семеро козлят).  

Молодцы! Ребята, мне бы хотелось познакомить вас с ещё одной сказкой. А что за музыка играет /слайд 12/, посмотрите, куда мы с вами попали?

Это немецкая народная сказка «Сбежавший пирог». (СЛАЙД № 13)

Вопросы:

Почему пирог сбежал? Соседки ссорились.

Что случилось с пирогом? Его съела свинья.

Молодцы! А среди нас есть ленивые ребята? Конечно же, нет.

Расскажем пословицы про труд:

Ученье и труд рядышком идут.

Дерево узнается по плодам, человек – по делам.

Покажи себя в работе – будешь в почете.

Кто выложит слово Пирог? Правильно. Сколько в нем гласных звуков, сколько согласных?

А сейчас мы поиграем со звуками / слайд 14/

Ребята, а в какую сказку мы сейчас попали? Русскую народную сказку «Репка».

Посмотрите ребята на картинку /гуси лебеди/ и составьте по ней описательный рассказ.

Молодцы ребята. Видите, какое интересное путешествие мы с вами совершили, как много сказок у народов разных национальностей. Какие сказки мы сегодня вспомнили? Про что эти сказки? Чем заканчиваются сказки?

Правильно, ребята. В Сказке хорошо, а нам пора возвращаться домой, в наш детский сад. Как мы попадем назад, верно, садимся на ковер и на наш ковер бегом. Слова волшебные повторяем и в садик родной прилетаем.

Тах – ти – би- дох– ти – би- дох– ти – би- дох.

Один, 2, 3, 4, 5 – мы готовимся взлетать. (Загибаем пальчики на руках.) Высоко взлетаем, в садик попадаем.

Вот мы и вернулись в садик. Вам понравилось наше путешествие? Как мы попали в сказочную страну? Давайте с Вами тоже сделаем ковры самолеты. Для вас приготовлены образцы  орнаментов, прямоугольники бумаги, заготовки орнаментов, клей и так, к работе.

Дети создают ковры.

 Покажите свои работы, как вы думаете, к каким национальным костюмам подходят ваши ковры, давайте расположим их в нашем выставочном зале.

Молодцы, ребята, а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и подарим им на память наши улыбки.

Используемая литература:

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016

Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации (на материале национальных детских садов Молдовы): Дис. . канд. пед.наук. М., 1998. 168 с.

Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.

Захарова Л.М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в.в.): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада // Сост. З.Я. Рез., JI.M. Гурович., Л.Б. Береговая. / Под ред. В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1990. 420 с.

 В.Н. Народная культура и традиции / В.Н. Косарева. – Волгоград: «Учитель», 2012.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.

Николаева Э,Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012 / интернетресурс/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:·                       Продолжать учить детей составлять рас...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)

Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в мир животных»

Тема: «Путешествие в мир животных»Цель: Расширять знания детей о домашних животныхЗадачи: Образовательные: 1. Обобщить, закрепить и систематизировать знания о  домашних животных...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие по сказкам народов Поволжья»

Цель: Формирование речевой и познавательной активности детей через ознакомление со сказками народов Поволжья.Задачи:-Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательное отношение к героям сказок (...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...