Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие по сказкам народов Поволжья»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Каликанова Ольга Александровна

Цель: Формирование речевой и познавательной активности детей через ознакомление со сказками народов Поволжья.

Задачи:

-Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательное отношение к героям сказок (Социально-коммуникативное развитие)

-Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (Социально-коммуникативное развитие)

-Продолжать развивать интерес к сказкам народов Поволжья (Художественно-эстетическое развитие)

-Развивать творческие способности, логическое мышление и воображение (Познавательное развитие)

-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь (Речевое развитие)

-Развивать речевое творчество (Речевое развитие)

-Формировать осознанную потребность в двигательной активности (физическое развитие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_skazki_narodov_povolzhya_kalikanova.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме:

«Путешествие по сказкам народов Поволжья»

                                                              Выполнил:

 воспитатель 1 кв. категории

                                                                                  Каликанова О.А

                                                         2020г 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формирование речевой и познавательной активности детей через ознакомление со сказками народов Поволжья.

Задачи:

-Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательное отношение к героям сказок (Социально-коммуникативное развитие)

-Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (Социально-коммуникативное развитие)

-Продолжать развивать интерес к сказкам народов Поволжья (Художественно-эстетическое развитие)

-Развивать творческие способности, логическое мышление и воображение (Познавательное развитие)

-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь (Речевое развитие)

-Развивать речевое творчество (Речевое развитие)

-Формировать осознанную потребность в двигательной активности (физическое развитие)

Методы и приемы:

практические: хороводная игра «Клубочек», игровое упражнение «Пройди через «Волшебный коридор», игровой прием «Придумай окончание сказки», дидактическая игра «Восстанови последовательность», дидактическая игра «Из какой сказки предмет»

- наглядные: показ и рассматривание предметов быта разных народов, рассматривание кукол в национальных костюмах, демонстрация «Волшебной книги сказок», показ схемы составления стихотворения из 5 строк, рассматривание иллюстраций «Сказки народов Поволжья», показ видеообращения «Старичка Сказочника»

- словесные: ситуативный разговор «В какую сказку мы попали», беседа «Народы Самарской области», составление стихотворения из 5 строк, игровой прием «Придумай окончание сказки», ситуативный разговор «В какую сказку мы попали», проблемная ситуация «Куда делись страницы»

Материалы и оборудование:

куклы в национальных костюмах, предметы быта разных народов, презентация, запись музыкальных произведений, проектор, книга со сказками, сундучок со сказочными предметами, магнитные доски, картинки(иллюстрации)по сказкам, волшебные предметы (скатерть самобранка, кольцо, дудочка, клубок, шапка невидимка)

Предварительная работа:

-  чтение русских, татарских, мордовских и чувашских народных сказок.

- слушание народных песен, музыки.

- беседа о традициях и обычаях народов Поволжья.

 -пошив национальных костюмов для кукол

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

 Хороводная игра «Клубочек», упражнение «Пройди через волшебный коридор»

Игровая

Игровой прием «Придумай окончание сказки», дидактическая игра «Восстанови последовательность», дидактическая игра «Из какой сказки предмет», хороводная игра «Клубочек», физминутка «Богатыри»

Познавательно-исследовательская

Беседа «Народы Самарской области», проблемная ситуация «Куда делись страницы», ситуативный разговор «В какую сказку мы попали», дидактическая игра «Из какой сказки предмет»

Коммуникативная

Беседа «Народы Самарской области», составление стихотворения из 5 строк, игровой прием «Придумай окончание сказки», ситуативный разговор «В какую сказку мы попали», проблемная ситуация «Куда делись страницы»

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Сформировать интерес к предстоящей деятельности

Развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат

 «Встреча с дедушкой сказочником»

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

Сформирован навык удерживать улыбку в течении нескольких секунд и умение делать короткий вдох и более длительный выдох.

Педагог предлагает детям пройти в зал и поприветствовать гостей. Встает в круг с детьми, предлагает улыбнуться (артикуляционная гимнастика «Улыбка») Затем подуть на ладошку и поделиться своей улыбкой с другими (Дыхательная гимнастика «Подуй на ладошку»)

Обращает внимание на стол (в середине круга) с каким то предметом, задает вопрос:

-Что лежит на столе? Предлагает посмотреть. Педагог поднимает салфетку и достает книгу. Сообщает детям, что этот книга сказок народов Поволжья. Рассказывает о народах проживающих в Самарской области. Открывает книгу, демонстрирует ее детям ( в книге нет страниц). Задает вопросы:

-Куда же могли деться страницы?

-Что нам теперь делать?

На экране появляется старичок-сказочник с сообщением для детей. В сообщении говориться, что налетел ветер и все страницы по сказочной стране разбросал. А что бы все страницы вернуть, необходимо отправиться в сказочную страну и выполнить все задания.

Педагог спрашивает у детей

-На чем можно отправиться в сказочную страну?

Предлагает попасть в сказочную страну, пройдя через «волшебный коридор»(звучит волшебная музыка)

Педагог сообщает детям, что помогать передвигаться по сказочной стране и указывать путь будет «Волшебный клубочек» (на каждой станции будут подсказки, по которым можно будет узнать в какую сказку попали)

Педагог катит клубок к станции «Татарская сказка»(звучит волшебная музыка)

Дети проходят в зал, приветствуют гостей и встают в круг.  Выполняют дыхательную и артикуляционную гимнастику. Обращают внимание на стол, предлагают ответы на вопрос «Что лежит на столе?».

Рассматривают книгу, отвечают на вопросы педагога

Слушают сообщение старичка- сказочника. Предлагаю варианты, на чем можно отправиться в сказочную страну.

Проходят через «волшебный коридор» под волшебную музыку и попадают в сказочную страну.

Проходят за клубком к татарской станции

Деятельностный этап

Развивать

умение решать проблемные ситуации («Познавательное развитие»)

 Развивать творческие способности, логическое мышление и воображение («Познавательное развитие»)

Активизировать словарный запас («Речевое развитие»)

 

1 станция «Татарские сказки»

Игровой прием «Придумай окончание к татарской сказке»

Сформирован навык решать проблемные ситуации; проявляют творчество и фантазию; сочиняют сказку, используя свой словарный запас

Педагог обращает внимание детей на атрибуты, задает вопрос:

-В какую сказку мы попали? Почему вы так думаете?

Предлагает присесть на коврик на колени. Берет со стола конверт и читает задание. Зачитывает начало татарской сказки «Три дочери», и предлагает детям придумать окончание к ней, полностью изменив события. Предлагает представить, что белочка отправилась к сестрам, которые жили не по отдельности, а все вместе, в большом красивом доме.

После того, как задание выполнено, педагог предлагает детям пойти дальше. Катит клубочек к следующей станции.

Отвечают на вопросы педагога, садятся на коврик, сочиняют окончание к сказке. Переходят к следующей станции.

Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением («Речевое развитие»).

Развивать интерес к сказкам народов Поволжья (Художественно-эстетическое развитие»)

2 станция «Русские сказки»

Дидактическая игра «Из какой сказки волшебный предмет»

Ориентируются в содержании сказок и назначении сказочных) волшебных) предметов. Составляют сложноподчиненные предложения.

Педагог обращает внимание на атрибуты станции и задает вопрос:

-В какую сказку мы попали?

-Почему вы так думаете?

Предлагает детям присесть на лавочки. Берет конверт, читает задание. Предлагает детям достать из сундучка волшебные предметы и сказать, из какой сказки этот предмет и его назначение.

Отвечают на вопросы педагога. Достают предметы из сундучка. Называют из какой  сказки этот предмет и для чего он нужен.

 

Развивать навыки двигательной активности («Физическое развитие»).

Хороводная игра «Клубочек»

Сформированы двигательные навыки

Дети ходят кругом и поют:

Уж я улком шлла, переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катиться, нитка тянется.

Клубок дале, дале, дале.

Нитка доле, доле, доле.

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась.

На этих словах один участник разрывает круг и, вторично начав напевать «уж мы улком шли», не спеша вращается на месте, и вся цепочка участников завивается вокруг него «клубком».

Когда клубок закрутился полностью, все поднимают руки, не расцепляя их, а «хвостик» нитки, стоящий в середине, выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных.

Повторяют слова и выполняют движения согласно тексту и правилам игры

Обогащать опыт сотрудничества и дружеских взаимоотношений со сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»)

Развивать интерес к сказкам народов Поволжья (Художественно-эстетическое развитие»)

Развивать связную, грамматически правильную речь («Речевое развитие»)

3 станция «Чувашские сказки»

Дидактическая игра «Восстанови последовательность»

Развито умение общаться со сверстниками, работать в команде сообща.

Сформирован интерес к сказкам народов Поволжья

Развита связная, грамматически правильная речь

Педагог задает вопрос детям:

-В какой сказке мы оказались?

-Почему вы так думаете?

Открывает конверт с заданием, читает его. Предлагает детям взять фишки и разделиться на 3 группы (красные, синие и зеленые). Раздает каждой группе набор картинок по чувашским сказкам. Предлагает разложить их на магнитной доске по порядку происходящих событий.

Педагог просит каждую подгруппу назвать свою сказку. Другие подгруппы осуществляют взаимопроверку. Педагог предлагает оправиться дальше в след за клубочком(под волшебную музыку)

Отвечают на вопросы педагога, работают в подгруппах. Раскладывают картинки, называют сказку и последовательность происходящих событий.

Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательное отношение к героям сказок («Социально-коммуникативное развитие»)

Развивать речевое творчество («Речевое развитие»)

Активизировать словарный запас («Речевое развитие»)

4 станция «Мордовские сказки»

«Стихотворение из пяти строк»

Сформировано доброжелательное отношение к героям сказок, развито речевое творчество, активизирован словарный запас.

Педагог задает вопрос:

-Как вы думаете какая сказка здесь спряталась?

Предлагает присесть на лавочки, лицом к экрану. На экране герой мордовской сказки Пера-богатырь. Педагог спрашивает, как зовут этого героя и из какой он сказки. Предлагает составить про него стихотворение из 5 строк (на экран выводиться схема). Воспитатель напоминает детям правила составления стихотворения.

Отвечают на вопросы педагога, составляют стихотворение.

Заключительный этап.

Продолжать работу по знакомству с другими сказками народов Поволжья

Возвращение из сказочной страны. Рефлексия.

Дети могут выразить свои впечатления и эмоции словами.

Педагог сообщает детям, что все задания выполнены и им пора возвращаться домой. Предлагает вернуться с помощью волшебного коридора.

На экране появляется старичок-сказочник, который сообщает, что все задания выполнены и он приготовил подарок. Связь обрывается. Воспитатель задает детям вопрос:

-Где же подарок?

Обращает внимание на стол. Снимает салфетку, находит книгу. Демонстрирует книгу детям, показывает что все страницы нашлись и все сказки вернулись. Предлагает вспомнить, сказки каких народов мы сегодня посетили. Какие сказочные задания больше всего понравились или были сложные. Листает книгу до конца и находит армянские сказки. Задает детям вопрос: «Знают ли они такие сказки?». Предлагает отправиться в группу и там с ними познакомиться.

Проходят через волшебный коридор, слушают старичка-сказочника.

Перечисляют сказки, в которых они побывали. Высказывают свое эмоциональное отношение к занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:·                       Продолжать учить детей составлять рас...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)

Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в мир животных»

Тема: «Путешествие в мир животных»Цель: Расширять знания детей о домашних животныхЗадачи: Образовательные: 1. Обобщить, закрепить и систематизировать знания о  домашних животных...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему:« Путешествие в сказку».

Цель:Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...