Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Овощи – фрукты» с использованием дидактического синквейна.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Наталья Александровна Булатова

Развивать и активизировать словарный запас по теме "Овощи - фрукты" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе на тему:

«Овощи – фрукты»

с использованием дидактического синквейна.

Коррекционно - образовательные задачи: формировать определённые знания по теме: «Овощи-фрукты».  Различать овощи и фрукты по форме, цвету, месту произрастания.

Коррекционно – развивающие задачи: развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации. Активизация словаря по теме. Формировать навыки построения предложений и связных монологических высказываний. Активизация восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций.

Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать навыки контроля и самоконтроля. Оказывать помощь своим сверстникам по мере необходимости.

Предварительная работа: рассматривание овощей и фруктов, дидактическая игра: «Что, где растёт?», «Какой звук?», заучивание загадок, штрихование и раскрашивание в раскрасках.

Материал: магнитная доска, предметные картинки, книга загадок, сюжетные картинки, указка, корзина с овощами и фруктами, кукла Незнайка.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей. Дети встают около педагога.

- Сейчас мы с вами поиграем: «Назови овощ или фрукт». Надо назвать овощ или фрукт на заданную букву, которую я покажу. Кто правильно назовёт, тот может пройти к стульчикам и сесть («А», «М», «К», «Б», «П», «Г» и дети называют овощи и фрукты с данными словами).

2. Введение в тему

(Активизация знаний детей по данной теме.)

Логопед: Молодцы, а теперь внимательно послушайте загадки.

Отгадывание загадок:

1. Расселась  барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста.)

2. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.)

3. Неразлучный круг подруг

Тянет солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз

Разных бус на разный вкус. (Сад.)

4. Яркий, сладкий, наливной,

Весь в обложке золотой!

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки. (Апельсин.)  

Логопед:  Какие вы молодцы! Отгадали все загадки. А теперь послушайте

стихотворение «Чудо-огород» Ф. Гуринович.  

 Удивляется народ:

Что за чудо - огород?

Здесь редис есть и салат.

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы

 Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

"Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут".

Беседа по вопросам:

- Почему стихотворение называется «Чудо-огород?

- Назовите овощи, которые зреют дружно на огороде? (логопед показывает картинки, дети называют).

А теперь я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Для этого поиграем в игру: «Что с чем рядом?»

(сюжетные картинки на ориентировку в пространстве).  

 Логопед: Необходимо назвать где находится овощ или фрукт?

(Логопед в ряд выставляет овощи и фрукты, а ребенок правильно отвечает на вопросы)

- Что справа от помидора?

- Что слева от морковки?

- Что между грушей и яблоком?

-  Что между апельсином и яблоком?

-  Что после картошки?

- Что рядом с лимоном?

- Справа от огурца?

- Между луком и чесноком?

Логопед: Молодцы! Посмотрите, к нам пришёл гость. Кто это? 

Дети: Это Незнайка.

Логопед:  Правильно, наш гость Незнайка (кукла Незнайка).

Незнайка: Вы, ребята, такие молодцы, так хорошо отвечаете на вопросы. Помогите мне, я совсем запутался, что такое овощи и фрукты я понял, а вот как правильно называть то, что из них готовят? Поможете мне?

Дети: Конечно!

Незнайка: Я придумал для вас тоже интересную игру «Скажи правильно». 

(Незнайка задаёт вопросы и хвалит их за правильные ответы, если кто-то ответил неправильно, помогает им)

- Капустный пирог испечем из чеснока?

- Свекольный салат мы натрём из лука?

- Морковную запеканку мы приготовим из картошки?

- Гороховый суп сварим из редиски?

- Огуречный салат нарежем из кабачков?

- Картофельное пюре мы приготовим из моркови?

Незнайка: Отвечали правильно, а теперь предлагаю немного отдохнуть и выполнить уже знакомую вам пальчиковую гимнастику «Апельсин»

Пальчиковая гимнастика: «Апельсин»

Мы делили апельсин -            (Двумя руками «держат» предполагаемый      

                                                                             апельсин)                      

Много нас, а он один.             (Показывают сначала десять пальцев, а потом

                                                                               один)

Эта долька – для ежа,             (Загибают большой палец руки)

Эта долька – для стрижа,        (Загибают указательный палец)

Эта долька для утят,               (Загибают средний палец)

Эта долька – для котят,           (Загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра,           (загибают мизинец)

А для волка – кожура.              (Хлопают в ладоши) 

Незнайка: Вот и поиграли. А мне пора уходить (прощается и уходит).

Логопед: Продолжаем весело играть. Сейчас я вам буду показываться картинки, вы должны назвать лишнюю картинку и объяснить свой ответ.

3Лексико-грамматический анализ темы

Логопед: сейчас мы с вами будем подбирать существительные, прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы по теме «Овощи и фрукты» (используются сюжетные картинки).

Лексика: сад, огород, помидоры, персики, сливы, капуста, вишни, абрикосы.

Логопед показывает предметные картинки с изображением овощей, а дети рассказывают о месте произрастания овощей и фруктов, как за ними ухаживают, что из них готовят.

Логопед: Каждый овощ собирают по-разному: морковь, редис, репу, свёклу – выдёргивают; огурец, помидор, горох – снимают; капусту, тыкву, кабачки – срезают, а картофель – выкапывают.  

Игра: «Угости соком» (дети выбирают ведущего). 

 Логопед:  Посмотрите, какой богатый урожай фруктов и овощей собрали, из них может получиться много разного сока Я буду бросать мяч каждому из вас и говорить, из чего наш сок приготовили, а вы будете называть какой он, например, сок из мандарина – мандариновый и так далее.

Примерные вопросы:

Сок из ананаса - …;         сок из помидор - …;               сок из моркови - …;

сок из груши - …;            сок из апельсина - …;             сок из персика - …;                            

сок из винограда - …;      сок из яблок - …;                    сок из свёклы - ...;

сок из тыквы - …

4. Работа по интеллектуальной карте (составление связного монологического высказывания по интеллектуальной карте).

Овощи и фрукты. Фрукты растут в саду, а овощи – в огороде. Фрукты и овощи по цвету могут быть красными, оранжевыми, жёлтыми, зелёными, фиолетовыми. Фрукты и овощи по форме могут быть круглыми, овальными. Фрукты и овощи по вкусу могут быть сладкими, кислыми, горькими. Фрукты и овощи можно жарить, варить, делать из них соки и есть сырыми.

5. Закрепление знаний по теме (работа по составлению дидактического синквейна)

Логопед: Ребята, на закрепление нашей темы, давайте составим синквейн к словам: огород, яблоко.

Огород

Большой, зелёный

Радует, дарит, кормит

Около нашего дома есть огород.

Дом, осень, урожай, салаты

Яблоко

Круглое, вкусное

Спеет, зреет, краснеет.

В саду созрели вкусные яблоко.

Осень, яблочный пирог, сад.

Итог: Молодцы! Сегодня вы хорошо отвечали, дружно.