Конспект непосредственно образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе на тему: "Необычайное путешествие по стране Мухи - Цокотухи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мишарина Татьяна Юрьевна

Конспект непосредственно образовательной области «Развитие речи»   в подготовительной группе на тему: "Необычайное путешествие по стране Мухи - Цокотухи".Целью НОД является развитие речи детей с помощью  методов опосредованного воздействия, а также с помощью  упражнений направленных на общее оздоровление детей. НОД помогает : обобщить знания детьми сказок, совершенствовать диалогическую  форму речи, закрепить умение отвечать на вопросы и задавать их, формировать грамматический строй речи, активизировать пассивный словарь по теме « Насекомые», упражнять в умении загадывать и отгадывать загадки, активизировать интерес к драматизации сказок. Будет интересен как педагогам дошкольных учреждений, так и родителям воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №  48»

Конспект непосредственно образовательной области «Развитие речи»   в подготовительной группе на тему:

"Необычайное путешествие по стране Мухи - Цокотухи"

                                      Составитель:

                                                                 Мишарина Татьяна Юрьевна,

                                                            воспитатель МБДОУ № 48

                                                     

                                                           

2018

Конспект непосредственно образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе на тему:

"Необычайное путешествие по стране Мухи - Цокотухи"

Интегрирование образовательных областей: чтение художественной литературы, музыка, познание, социализация.

Предварительная работа: знакомство с поэтом- сказочником К.И. Чуковским, чтение произведений К.И. Чуковского, рисование насекомых из произведения К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», рисование и разукрашивание иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского, знакомство и составление рассказов о жизни насекомых: муравья, пчелы, мухи, паука.

Цель: Развитие речи детей с помощью  методов опосредованного воздействия, а также с помощью  упражнений направленных на общее оздоровление детей.

 Образовательные задачи: обобщить знания детьми сказок, совершенствовать диалогическую  форму речи, закрепить умение отвечать на вопросы и задавать их, формировать грамматический строй речи, активизировать пассивный словарь по теме « Насекомые», упражнять в умении загадывать и отгадывать загадки, активизировать интерес к драматизации сказок.

 Развивающие задачи: развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память, развивать интонационную выразительность.

 Воспитательные задачи: воспитывать культуру речевого общения, аккуратность, бережное отношение к вещам, воспитывать интерес к жизни насекомых, способность сопереживать.

Материал и оборудование: портрет К. И. Чуковского, 5-6 книг К. И Чуковского, магнитофон, аудиозапись « Колыбельные природы», детская песня «Приходи, сказка», « В пещере горного короля»  Пер Гюнт Эдвард Григ, шапочки и костюмы жука, паука, мухи; домик и изображение пчелы, муравейник и муравей, волшебные деревья, паутина;  разрезные картинки по сказкам « Федорино горе», « Мойдодыр» и т. д.; домик мухи: самовар на столе с сушками, чашками, угощением; материал для игры «Четвёртый лишний», предметы гигиены, костюм мальчика грязнули, самовар, нож, щётка, угощенье, выставка рисунков детей на тему «Герои сказок К.И.Чуковского»

Содержание непосредственно образовательной области

  1. Организационный момент

(Музыкальный зал украшен рисунками ребят на тему «Герои сказок К.И.Чуковского»)

-Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о сказках.

- Дети, вы любите сказки?(Да) Какие бывают сказки?(народные и авторские). Каких авторов, пишущих сказки вы знаете? (братья Гримм, Г.Х. Андерсен, К.И. Чуковский)

(Дети сидят на стульчиках. На мольберте - портрет К. И. Чуковского.)

 - Ребята, посмотрите на мольберт. Перед вами портрет замечательного

детского поэта – сказочника ? Назовите его. ( К. И. Чуковского)

Сказки этого поэта вам хорошо знакомы. Давайте их вспомним и назовём.

 ( Обращаю внимание детей на полку с книгами).

Как называется это произведение?

Дети: - Это сказка называется « Доктор Айболит».

 Правильно, молодцы! - Кто ещё узнал сказку?

(и т.д. дети продолжают называть произведения).

-Да, ребята все эти сказки и «Мойдодыр», и « Телефон»,и « Федорино горе», и «Муха - цокотуха» написал К. И. Чуковский. Свои сказки Корней Иванович писал стихами, поэтому они хорошо запоминаются. Они весёлые, озорные, смешные, поучительные.

2.  Основная часть

- Ребята, скажите, вы любите путешествия и приключения.

Дети: - Да.

 -Сегодня , мы с вами отправимся в путешествие по произведениям

 К. И. Чуковского, где нас ждёт немало неожиданностей, опасностей и удивительных открытий.

Но чтобы открыть в сказку дверь,  сначала нам нужно вспомнить героев этих сказок.

Игра «Узнай героя»

Я буду называть вам определения, а вы должны догадаться о ком идёт речь.

1.Гадкий, нехороший, жадный ( Бармалей)

2.Зелёный, грозный, зубастый (Крокодил)

3. Добрый, внимательный, заботливый (Айболит)

4. Кривоногий, строгий, хромой (Мойдодыр)

4.Весёлая, гостеприимная, добрая ( Муха — Цокотуха)

5. Неопрятная, неряшливая, ленивая (Федора)

 - Молодцы, справились с заданием. Теперь  в сказку путь открыт,можно отправляться в путь.

Волшебная книга открывает нам двери.( звучит волшебная музыка , дети встают со стульчиков и начинают движение).

- Скорее бегите за мной в сказку.

( Вбегает плачущий мальчик.)

- Помогите, помогите, от меня всё убежало! ! !

Педагог: - Что от тебя убежало?

Мальчик: - Одеяло, Убежало, Улетела простыня,

 И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.......

Педагог: - Почему от тебя всё убежало?

Мальчик: - Не знаю.

Педагог: - Ребята, а вы знаете почему от мальчика всё убежало?

(Ответы детей)

Из какой сказки он к нам пришёл?

( Он к нам пришел из сказки  К.И. Чуковского«Мойдодыр»).

-Кто рассердился на мальчика в этой сказке?

Дети: - На мальчика - неряху в сказке рассердился  Мойдодыр.

Педагог: - Что сказал мальчику Мойдодыр?

Дети:

« Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса, У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.»

Педагог: (обращается к мальчику) - Не плачь. Хочешь, чтобы к тебе вернулись твои вещи?

 Мальчик: - Да, хочу.

Педагог: - Дети, что ему для этого нужно сделать?

Дети: - Вымыть руки, умыться, причесаться.

Педагог: -Ребята, поможем мальчику ?.( ответы детей).

Педагог (обращаясь к мальчику)  - Ребята, тебе загадают загадки и если ты их правильно отгадаешь, то получишь предметы, которые помогут тебе стать чистым и аккуратным.

Дети:

Я не сахар, не мука,

Но похож, на них слегка По утрам всегда я

На зубы попадаю. (зуб. порошок)

Хвостик из кости,

А на спинке – щетинка.( зуб. щётка)

Мягкое, пушистое, Чистое- чистое.

О него руки вытираем И на место убираем. (полотенце)

Зубов много, А ничего не ест. ( расческа)

Ускользает. Как живое.

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.( мыло)

Педагог: Молодец, правильно отгадал загадки. Теперь ты можешь забрать предметы , которые помогут тебе стать чистым и аккуратным.

( мальчик берет вещи; дети продолжают движение под музыку - звуки природы)

Педагог:  - Мы с вами попали в сказку, где живут насекомые. Что же это за сказка ? (Муха- Цокотуха)

- Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте героя этой сказки.

-Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь, (жук)

Дети дают ответ. После того как дети дают правильную отгадку, появляется жук и жужжит и кружится.

Жук: - Жу- жу, я вижу вы гости в нашей стране. Зачем пожаловали?.

Дети: Мы путешествуем по сказкам К. И. Чуковского.

Жук: - Если хотите, чтобы я вас пропустил повторите мою скороговорку.

- Жук жужжит, так, что воздух дрожит, (дети хором повторяют).

Жук: Молодцы! Хорошо повторяли. А теперь задание потруднее. Я начну, вы продолжайте быстро, дружно отвечайте.

Игра « Узнай сказку по отрывку».

1)   Приходи к нему лечится

И корова и волчица......

И жучок, и червячок,

И медведица! (Айболит)

2)   Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

 И котята, и утята.

 И жучки, и паучки. (Мойдодыр)

3)   Вы подите - ка, немытые, домой,

           Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

  И вы будете опять,

 Словно солнышко сиять.

(Федорино горе)

Педагог:  Молодцы! С этим трудным заданием справились. Теперь я уверена, что мы можем продолжать путешествие по  сказочной стране.

(Дети продолжают движение под музыку.)

Педагог: - А вот чей-то  домик. Кто в нём живёт?( Прислушиваемся. Слышим гудение. Заглядываем и находим загадку.)

Сок цветов душистый пьёт,

Дарит нам и воск и мёд,

Людям всем она мила,

А зовут её...... ( пчела.)

Переворачиваю картинку с изображением пчелы. Педагог: - Посмотрите, какая пчела?

Дети: Пчела маленькая, её тельце имеет полосатый окрас.

 Педагог: - Чем питаются пчёлы?

 Дети: Пчёлы питаются нектаром.

Педагог: Ребята, мы не будем отвлекать пчелу от работы. Пчёлы не любят когда им мешают. Они могут ужалить. Пойдёмте дальше. Дети под музыку продолжают движение.

Педагог: - Мы с вами в лесу. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть много разных насекомых. Посмотрите, вот тоже чей- то дом и кто- же в нем живёт.

( Загадываю загадку.)

- На поляне, возле ёлок.

Дом построен из иголок.

 За травой, не виден он.

А жильцов в нем миллион, (муравейник)

 - Кто же в муравейнике живёт?

 Дети: В муравейнике живут муравьи. (Переворачиваю картинку с изображением муравья.)

Педагог: - Расскажите о них.

Дети: - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Они постоянно заняты работой. Груз который они переносят во много раз превышает их собственный.

 -Что переносят муравьи?( ответы детей). За это их называют санитарами леса. Ребята, муравьи общаются при помощи антенн - усиков и сейчас я слышу они говорят о том , что нам пора спешить.

(Звучит музыка. Дети продолжают движение). Оказываемся во владении разбойника- паука.

Педагог: Как здесь неуютно, темно. Кто же здесь живёт?

 Восемь ног,

 Как восемь рук,

 Вышивает шелком круг, (паук)

(Звучит тревожная музыка,  появляется паук.)

Паук: - Я знаю, вы путешествуете по сказкам. Но я отрицательный герой в этой сказке.  На вашем пути я расставил паутины, которые подниму, если вы не выполните мои задания.

Педагог: - Не боятся ребята твоих заданий.

Игра « Четвёртый лишний».( Педагог на мольберте вывешивает задания.)

1. «Айболит», Мойдодыр, Мальчик - грязнуля, Красная шапочка.

2. Пила, кастрюля, чайник, топор.

3. Муха, комарик,паук, воробей.

Педагог: - Молодцы, справились с заданием, обхитрили паука.

 Можете идти дальше.

(Звучит музыка. Дети продолжают движение. Стоит коробка. .Дети доходят до коробки и останавливаются. Музыка затихает )

Педагог: -Ребята, паук снова плетет свою паутину не хочет нас пропускать, хочет нас задержать и оставил сундучок с заданием. Давайте посмотрим что там.( открываем). Тут какие -то предметы.

Игра « Бюро находок».

- Ребята, здесь потерянные вещи из разных сказок К. И. Чуковского.и вернуться они смогут в свои сказки если вы расскажите строчку из произведения   с этим словом.

(Достаю из ящика изображение самовара)

 Дети: Пошла муха на базар

И купила самовар:

Педагог: Правильно, молодцы.

(Достаю щётку.)

 - Кто расскажет строчку из произведения с этим словом.

Дети: И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещётки

И давай меня тереть, приговаривать.

Педагог: Что это за предмет (нож)? Кто расскажет строчку из произведения.

Дети:. И помчалися по улице ножи:

« Эй держи, держи, держи.»

Педагог: - Молодцы ребята. Помогли предметам вернутся в свои сказки. (Звучит музыка. Продолжаем движение. Доходим ещё до одного домика.)

Педагог: - Посмотрите, еще домик, (заглядываем). Тут никого нет. На столе стоит угощенье. Кто же здесь живёт, ребята?.

Дети: Муха - цокотуха.

 Педагог. А где же она?(удивлённо).

Паук, (кричит, упрашивает):

Дорогие гости, помогите!

         Складывать картинки научите

          Не обижу я вас

        Не покиньте меня в этот трудный час!

Педагог: Хорошо, паук, ребята тебе помогут. Но не знаешь ли ты, где муха -цокотуха?

Паук: - А она у меня. Вот научите складывать картинки, тогда отдам. (Звучит спокойная музыка. Паук уходит за мухой.)

Игра « Разрезные картинки».

Дети складывают картинки. Музыка затихает. Приходит паук благодарит детей и возвращает муху- цокотуху.

Итог.

Педагог: -  Вот и пришло время возвращаться домой. Волшебная книга закрывает двери. ( Звучит музыка.  Дети через книгу возвращаются на места).

Муха-цокотуха:

«Нам жалко дедушку Корнея

В сравнении с нами он отстал

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Мойдодыра» не читал,

 Не восхищался «Телефоном»

И в « Тараканище» не вник

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг».

- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, какие сказки мы встретили в своем путешествии? (ответы детей). Что вам понравилось, запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей).Спасибо, вам ребята от всех героев сказки, за вашу помощь, дружелюбие, за ваше старание. А вот и благодарность – угощение для вас ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС.

: воспитывать личностные качества у каждого ребенка – устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремленность, сосредоточенность, любознательность....

конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе по теме: "Космическое путешествие"

Данное занятие было проведено с детьми подготовителной группы.Дети отправились в космическое путешествие, оказавшись в роли спасателей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе на тему: "Морское путешествие".

  Это комплексное итоговое занятие по ФЭМП. Дети обощают знания и закрепляют умения пройденному материалу: умение считать, решать примеры, называть геометрические фигуры; развивают смекалк...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС.Разработал: воспитате...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС.

Цель: обобщить математические представления детей подготовительной группы.Задачи: Воспитательные: воспитывать личностные качества у каждого ребенка – устойчивость интереса к математическим знани...

Конспект по речевому развитию (развитие речи) в подготовительной группе по теме «Веселое путешествие в страну Речи».

Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: Продолжать развивать речь детей и применять их на занятии.Задачи: Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которы...