"Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики "
методическая разработка по художественной литературе

Безрукова Юлия Борисовна

  Разработка и внедрение системы работы по активизации речевых способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогическая находка38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 комбинированного вида»

"Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики "

Воспитатель высшей квалификационной категории

Безрукова Юлия Борисовна

г. Мончегорск  2022г.

16 лет назад, прихватив с собой чемодан с теоретическими знаниями по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, я отправилась в путь, по дороге дошкольной педагогики. Из года в год мой багаж  пополняется новыми инновационными практическими знаниями, основанными на синтезе фундаментальной педагогики и нового этапа развития системы - федеральными государственными образовательными стандартами.

В пути меня всегда сопровождают мои воспитанники, которые вдохновляют меня на поиск новых эффективных форм работы, побуждают познавать новое для них и вместе с ними. Работая с  детьми с тяжелыми нарушениями речи, одной из приоритетных задач, является научить ребенка владеть речью, как средством общения и культуры. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.  Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Но мир информационных технологий ослабил интерес к книге и желание работать с ней. Наблюдения в детском саду позволили сделать вывод, что количество детей с трудностями в речевом общении со сверстниками и взрослыми людьми значительно выросло. Это привело к резкому понижению самооценки, проявлению робости и тревожности в контактах. Что подтверждает мониторинг по речевому развитию детей. Анализ изучения потребностей родителей воспитанников по данному вопросу  показал недостаточную осведомленность.  

Возникла проблема, надо решать, ведь. Определяю первый шаг к решению проблемы.

 Необходим поиск эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также новых форм работы, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы, что и определило тему моей работы "Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики ".

Следующий шаг, достаю из своего багажа алгоритм перспективной работы и приступаю к его реализации:

Ставлю цель: (внимание на слайд) разработка и внедрение системы работы по активизации речевых способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.  Определяю задачи. 

 Свою работу начинаю с создания предметно - развивающей среды в группе, центра «Умный лис. Название центра было выбрано неспроста, ведь этот персонаж знаком всем детям, он им близок и понятен, встречается во многих рассказах и сказках и характеризуется, как очень умное животное. Поэтому именно лис стал хозяином литературного центра, в котором собираются ребята, узнают, что-то новое, знакомятся с художественными произведениями, устраивают мозговой штурм, строят планы, выполняют их и возвращаются в центр, чтобы поделиться с лисом своими успехами, достижениями и впечатлениями.

Работу по ознакомлению детей с новыми произведениями художественной литературы строю поэтапно.

         Этапы работы с текстом   можно увидеть на слайде.

Развитие литературного творчества дошкольника наблюдается через смену ролей:

- роль - «Слушатель» – воспринимает литературный текст, образ, насыщается впечатлениями, увлекается, мотивируется на творчество;

- роль – «Рассказчик» - пересказывает литературное произведение, пытается донести до других смысл услышанного им самим, максимально придерживаясь оригинального текста;

- роль - «Творец» - сочиняет и создает свой собственный образ.

Реализуя культурные практики, использую разные виды детской деятельности, которые носят интегративный характер.

Виды детской деятельности разделила на условные поля: (вы видите их на слайде)

Систематизировала весь материал, распределив по блокам:

 В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихотворениях улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Опираясь на то, что лучше запоминается эмоционально значимая информация и дети познают мир чувственно, моё внимание привлек метод эмоционально - сенсорного воздействия, который усиливает эмоциональный характер восприятия художественных произведений и связанных с ним переживаний, проявлений собственного «Я»- ребёнка, через процесс сенсорной интеграции.   Суть данного метода заключается в том, что педагог пробуждает эмоциональные реакции у детей посредством воздействия на сенсорные процессы и актуализации ощущений. Он помогает построить деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Данный метод пробую использовать в  разных педагогических технологиях.

Применяя технологию ТРИЗ, развиваю умение представить ситуацию и найти средства для её разрешения. (Например, «Что было бы, если колобок встретил на пути злого волшебника?». Ребята размышляли и высказывали свои варианты: колобок может спрятаться, превратиться в цветочек, ему могут помочь другие герои.  Предлагала детям отобразить свои мысли в творчестве нарисовать на песке, снегу, бумаге или слепить. В процессе выполнения задания у ребят зарождались все новые и новые идеи. Часто в литературе встречаются противоречивые ситуации. Диалектика утверждает, что противоречия в жизни неизбежны, более того, они являются условием развития человека, так как стимулируют мышление. Наша задача научить ребенка формулировать противоречия, решать их. (например, «Что хорошего в том, что пошёл дождь, снег?» «А что плохого?», «Хорошо или плохо то, что ежик колючий?», «Лед на водоемах- это хорошо или плохо?»). Я предлагаю устроить мозговой штурм и доказать доводы путем экспериментальной деятельности. (Выйти на улицу в дождь, провести экспериментирование со льдом, колючками). Так у детей формируется умение доказывать свое мнение, опираясь на впечатления из личного опыта.

Создавая интеллект карты по художественным произведениям – ребята при помощи различных материалов (бросовых, природных, художественных) представляли любой процесс или событие, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной форме. Технология ТРИЗ помогает получить максимальное количество идей за минимальное время.

Игровые технологии, проектная деятельность открывают широкий потенциал для творческой активности. Где каждый ребенок старается найти себе роль по душе.

Интересной идеей стало проживание литературных произведений через обоняние, т. е. с помощью запахов, через вкусовые рецепторы (с помощью вкуса). Для того, чтобы дети убедились в том, что сказки и рассказы имеют запахи, я собрала богатую коллекцию ароматов. В разные баночки положила разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный, запах: сушеные грибы и травы, плесень, чеснок,  деревянная стружка, апельсиновые и лимонные сушеные корки и многое др. Читая или рассказывая произведение подбираем  персонажам запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей.   Например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить “аромат” дома Бабы Яги. Знакомя детей с со сказкой «Лёгкий хлеб»  предлагаю закрыть глаза и вдохнуть аромат свежего ржаного и пшеничного хлеба. Рассказывая сказку Сутеева «Мешок яблок», даю детям попробовать кусочки фруктов и овощей, о которых говорится в сказке. Развитое обоняние и вкусовые рецепторы помогали детям “ощутить” произведения более разносторонне и богато.

Для того, чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность литературного творчества, использую звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, бумага, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят”. Создавать звуки можно и с помощью голоса.

Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. Использую и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили. 

Для актуализации эмоциональных переживаний, использую прием тактильного восприятия. (Например, знакомя детей со сказкой «Рукавичка», даю детям потрогать вязаную варежку, определить какая она, какими свойствами обладает, и сделать вывод в какое время года происходит действие в сказке). Использование сенсорных «Волшебных ковриков», позволяет детям прикоснуться к сказке, через тактильные ощущения, самостоятельно, без умения рисовать, изобразить литературных героев, рассказать сказку, сочинить рассказ, выполнить творческое задание.

Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию художественной литературы обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.

    Каждый ребенок всегда хочет поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями, достижениями или трудностями. Для этого после завершения работы мы вновь собираемся в литературном кафе, где подводим итоги деятельности, делилимся впечатлениями. Ребята пополняют своим настроением «Доску эмоций» и рассказывают о своих успехах или трудностях.

     

      Конечно, по своей педагогической дороге я иду не только с воспитанниками, но и с их родителями и моими коллегами. Объединив усилия, мы вместе путешествуем по литературным виражам.

К концу дошкольного периода детства у детей сформировались основы читательской деятельности.

Использование культурных практик привело к формированию у каждого ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах, позитивной социализации, речевого раскрепощения, чему способствовало знакомство с художественной литературой.

В конце учебного года мониторинг детского развития подготовительной группы показал, что у каждого воспитанника есть положительная динамика в речевом развитии. Таким образом, созданная в группе благоприятная речевая среда, целенаправленное формирование конкретных речевых умений детей, обогащение их литературного опыта с использованием разнообразных игровых приёмов, позволило расширить и активизировать словарный запас, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки дошкольников.

Литература стала неотъемлемой частичкой нашей жизни, которая активирует речь детей, делая ее красивой, мелодичной, богатой, правильной.

Система работы в данном направлении повысила уровень компетентности и заинтересованности родителей.

Третий шаг: проанализировав свою работу, пополняю свой багаж новыми технологиями, идеями, практиками. Которые, я с удовольствием использую и делюсь опытом с коллегами.

Хочу закончить свое выступление словами Михаила Светлова

Только надо, чтобы поколению

Мы сказали нужные слова.

Сказкою, строкой стихотворения.

Всем своим запасом волшебства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»

Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...

Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников.

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. Краткое описания работы по приобщению детей к художественной литературе....

Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников.

Речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице и т.д. ).  Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию....

Консультация «Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников».

Автором разработан методический материал по теме: "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников" в помощь педагогам....

Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников.

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем....