Конспект занятия по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

ООД по Речевому развитию (ознакомление с художественной литературой - фольклор)

подготовительная к школе группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_u_babushki_varvarushki.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по Речевому развитию (ознакомление с художественной литературой - фольклор)

подготовительная к школе группа

Тема: « Посиделки у бабушки Варварушки».

Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1. Закреплять интерес к фольклору (загадкам, сказкам, словам).

2. Выявить уровень ориентировки в содержании русских народных сказок.

3. Выявить уровень сформированности пантомимических движений.

4. Продолжать формировать умение составлять загадки.

5. Закреплять умение выделять и оформлять в грамматическую форму признаки объектов, правильно строить сложноподчинённые предложения

6. Воспитывать уважение к традициям русского народа.

Материал и оборудование:

русский народный костюм для педагога, оборудование или (иллюстрации, электронная презентация) «русской горницы», на доске или на плакате схема составления загадок по ТРИЗ - технологии, карточки с иллюстрациями из сказок на каждого ребёнка, набор атрибутов для обыгрывания русской народной  сказки «Колобок», бумажный жаворонок (оригами) на каждого ребёнка.

Формы организации совместной деятельности

 Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

- пантомимическая разминка «Герои сказки «Колобок»

Игровая

- дидактическая игра по содержанию русских народных сказок «Сказки перепутались»,

- театрализованное обыгрывание сказки

Изобразительная

- рассматривание иллюстраций

Коммуникативная

- вопросы к детям

- ответы детей

Познавательно-исследовательская

- отгадывание и составление загадок

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

- уборка дидактического материала после выполнения задания

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент:

Входит в группу в русском народном костюме: «Я, бабушка Варварушка». Приветствует детей и приглашает на посиделки.

Обращают внимание на вошедшего воспитателя.  Приветствуют. Принимают приглашение. Рассаживаются на скамеечках. Отвечают на вопрос: «Чем в давние времена на Руси занимались на посиделках?» (На посиделки приходили себя показать, на других посмотреть, отдохнуть, поразвлечься, в игры поиграть)

Сосредоточение внимания, актуализация представлений о русских народных традициях

2.

Отгадывание загадок:

предлагает отгадать загадки, используя иллюстрации (слайды из электронной презентации) или музей «Русская горница»

(сидя на скамеечках)

 Отгадывают загадки, отгадки которых «притаились» в русской горнице:

- Кто не войдёт, всяк за руку возьмёт (дверь)

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (печь)

- Под одной крышей четыре братца спрятались (скамья, стол)

- Рогат, а не бык,

Еду хватает, а не сыт

Другим отдаёт,

Сам в угол идёт (ухват)

Закрепление знаний названий предметов русской народной избы, умения отгадывать загадки.

3.

Составление загадок по схеме ТРИЗ:

предлагает составить загадку про самовар, записывает ответы детей в таблицу

(стоя у доски) 

Заполняют строки в таблице, отвечая на вопросы воспитателя:

- Какой самовар по цвету?

(Блестящий – записывается это слово в левой части таблицы на первой строке)

- Какой самовар по действиям?

(Шипящий - заполняется вторая строка левой части таблицы)

- Какой он по форме?

(Пузатый – заполняется третья строка левой части таблицы)

Называют сравнения по перечисленным признакам и заполняют правые строки таблицы (вместо слов в таблице могут быть символы)

После заполнения таблицы прочитывают загадку построчно, вставляя между правыми и левыми столбцами связки «как» или «но не»

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; пузатый, но не спелый арбуз» (чтение загадки коллективно 2-3 раза)

Закрепление умения  составлять загадки: выделять и оформлять в грамматическую форму признаки объектов, правильно строить сложноподчинённые предложения.

4.

Д/и «Сказки перепутались»:

предлагает каждому ребёнку рассмотреть карточку и выполнить задание

(стоя в кругу)

Каждый ребёнок рассматривает карточку и определяет, «герои каких сказок встретились». Дети называют сказочных героев и сказки, остальные отмечают правильность ответов

Выявление уровня ориентировки в  содержании русских народных сказок

 5.

Обыгрывание русской народной сказки «Колобок»:

приглашает в сказку, предлагает вспомнить присказку и отгадать загадалку. Предлагает провести пантомимическую разминку и показать сказку с помощью иллюстраций и атрибутов.

(сидя на скамеечках)

Принимают приглашение побывать в сказке и вспоминают слова, с которых чаще всего начинаются сказки (жили – были; далеко ли близко ли, высоко ли низко ли…) Отгадывают загадалку о сказке, которую будут показывать: «Главный герой этой сказки от скуки решил отправиться в путешествие и без спроса и разрешения ушёл из дома. Пострадал он от хитрости и коварства встреченного в пути очередного дикого зверя» («Колобок»)

В ходе пантомимической разминки «Герои сказки «Колобок» все вместе изображают героев сказки. Выбирают артистов с наиболее удавшимися образами и показывают сказку.

Закрепление умения отгадывать загадалки. Проявление интереса к сказкам. Выявление уровня сформированности пантомимических движений.

6.

Рефлексия:

задаёт вопросы, дарит подарки по старой русской традиции гостеприимства, предлагает оформить информационную копилку о «ярмарке»

(стоя рядом с сундучком)

Отвечают на вопрос: «Что больше всего понравилось и запомнилось на посиделках?»

Получают от бабушки Варварушки подарки – бумажные птички, как напоминание о предстоящем празднике «Весенняя ярмарка»

Принимают предложение собрать материалы для информационной копилки «Ярмарка»

Закрепление умения анализировать свою деятельность. Проявление интереса к фольклору.

Приложение

Схема составления загадки (ТРИЗ)

КАКОЙ?

ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

блестящий

начищенная монета

шипящий

проснувшийся вулкан

пузатый

спелый арбуз

Литература:

Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Родничок» Лопатина Н.Г., Бусарева В.Г., Бычкова Е.Б (стр.85)

Предварительная работа:

    Изучить лексическое значение слов: посиделки, горница, ухват


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....