Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе И. Бунин "Первый снег"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Сысоева Юлия Александровна

Конспект занятия  по чтению художественной литературы в подготовительной  группе  И. Бунин "Первый снег"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по чтению художественной литературы в подготовительной  группе  И. Бунин "Первый снег"

 

 

Интеграция образовательных областей: речевое  развитие, социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель: Формировать осознание авторского смысла стихотворения

Задачи:

1) Формировать умение внимательно слушать стихотворение;

2) Развивать умение передавать содержание стихотворения;

3) Отрабатывать интонационную выразительность речи;

4) Обогащать активный словарь детей;

5) Расширять и уточнять знания об окружающем, активизировать словарь детей; воспитывать желание пересказывать художественное произведение.

6)  Вовлекать детей в творческие виды деятельности для активизации воображения.

Методы и приемы- практические (физкультминутка со словами, творческие упражнения);

- наглядные (книга, презентация с иллюстрациями, иллюстрации),

  - словесные (чтение стихотворения, беседа, пересказ своими словами, рефлексия).

Материалы и оборудование: книга с текстом, иллюстрации к произведению, портрет поэта, пластилин, картонные заготовки для лепки снежинок,   ноутбук, колонка USB.

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка.

Игровая

Творческие задания, игровые ситуации.

Социально-коммуникативная

Воспитанники умеют работать в парах, выслушивают сверстников, замечают неточности в своей речи и речи товарищей, доброжелательно исправляют их, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками. Формулируют ответы на вопросы, используя элементы описательной речи, правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, воспринимают, понимают и адекватно реагируют на эмоции сверстников и взрослых

Художественно-эстетическое

Изображение снежинок из  стихотворения в аппликации, восприятие музыки.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

I. Работа с текстом до чтения.

Рассматривание книги, иллюстраций

Дети внимательно слушают воспитателярассматривают книгу

Дети включаются в образовательную деятельность

2

 Предположения о содержании книги

Дети рассматривают обложку, высказывают предположения, о чем книга.

У детей возникает желание почитать, послушать художественное произведение

3

II. Работа с текстом во время чтения.

 Воспитатель читает стихотворение с комментариями по тексту: поясняет смысл неизвестных слов; поясняет переносный смысл выражений; обращает внимание детей на сравнения, метафоры, на настроение стихотворения. Задаёт вопросы детям по смыслу и содержанию текста

Дети слушают стихотворение.

Дети отвечают на вопросы, высказывают предположения по ходу чтения стихотворения.

Дети поясняют свои ответы.

Обогащение активного словарного запаса. Дети умеют слушать взрослого,  понимать смысл услышанного

4

Физкультминутка Белоснежное серебро

 Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.) Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

 В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится, Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.) 

Дети выполняют упражнение

Смена видов деятельности, снятие напряжения

5

Воспитатель повторно читает стихотворение

Дети внимательно слушают.

У детей возникает осмысление содержания,

6

III. Работа с текстом после чтения

Воспитатель совместно с детьми производит разбор стихотворения, затрагивая личность автора (биографические данные, повлиявшие на создание произведения)

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети слушают рассказ воспитателя об авторе

У детей возникает понимание авторского замысла, дети знакомятся с информацией об авторе стихотворения

7

Динамическая пауза «Передай настроение»

Дети выполняют упражнение

Смена видов деятельности, снятие напряжения

8

Творческое задание "Снежинка"

Воспитатель предлагает   детям выбрать тон пластилина(синий, голубой, белый) для лепки снежинки

Дети выполняют творческое задание

Дети принимают поставленную воспитателем творческую задачу, стремятся к результату.

9

Рефлексия

Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, рассказывая о своих чувствах.

Дети умеют формулировать вопросы по завершении беседы. Дети активно отвечают на поставленные вопросы сверстников

Ход занятия:

  1. Работа с текстом до чтения.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на книгу, которую я держу в руках. Что изображено на обложке? Предлагаю вам посмотреть книгу, полистать. Напоминаю, что с книгами нужно обращаться аккуратно, бережно. (Дети знакомятся с книгой - рассматривают обложку, иллюстрации, листают страницы)

Воспитатель: А, как вы думаете, что мы сегодня будем читать? (Дети отвечают, высказывают предположения)

Воспитатель: Вот мы с вами сейчас все и узнаем. Название я пока вам не скажу, вы попробуете его отгадать. Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, глядя на эти изображения, о чём может быть наше произведение, как оно может называться.

На экране демонстрируются изображения к стихотворению И.Бунина "Первый снег"

(Дети: Это стихотворение о зиме, о природе, о первом снеге, о морозе и т.д.)

Воспитатель: Хорошо, а теперь давайте проверим, насколько точными оказались наши предположения.

Воспитатель: Мы услышим стихотворение, которое называется "Первый снег", а написал его Иван Бунин.

На экране демонстрируется портрет Ивана Бунина.

Воспитатель: Дети, как мы называем того человека, который написал какое-либо литературное произведение? (Дети отвечают: Автор)

Воспитатель: Молодцы! А как называется автор, написавший стихотворение? (Дети отвечают: Поэт) Правильно!

  1. Работа с текстом во время чтения.

Воспитатель: Теперь я начинаю читать стихотворение, а вы меня внимательно слушайте.

Иван Бунин

Первый снег

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса

 Воспитатель: Как вы думаете, почему автор так написал? (Дети отвечают: потому что стало холодно, наступила зима и т.д.)

Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса

Воспитатель: Дети, что означает: "Ярким пурпуром зажглися"?

(Дети отвечают , предполагают: что это ярко-красный цвет неба.)

Воспитатель:

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

 Ребята, а как вы понимаете "Первым снегом понесло"?

(Дети отвечают: значит был сильный первый снег и т.д)

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Воспитатель: Дети, что значит «белой скатертью полей»?

(Дети отвечают, предполагают.) 

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на экран, здесь поля все в снегу, как будто они покрыты белой скатертью.

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Воспитатель: Как вы думаете, что означает фраза "Вереницею гусей"?

(Дети отвечают, предполагают. Если есть у детей затруднения воспитатель помогает. «Вереницею гусей-значит ряд сходных предметов (людей, фигур, движущихся друг за другом цепью, один за другим.)

Воспитатель: А теперь, когда мы разобрали все непонятные слова и выражения, я прочитаю это стихотворение ещё раз,  а вы внимательно послушайте!

Иван Бунин

Первый снег

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

.

  1. Работа с текстом после чтения.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? 

(Дети отвечают: о первом снеге, о природе зимой и т.д.)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего автор это стихотворение написал?

 (Дети отвечают: хотел рассказать, как зима приходит, какая погода бывает и т.д.) или воспитатель помогает.

Воспитатель: Спасибо за ваши ответы, ребята! Сегодня мы уже называли имя поэта, написавшего это красивое стихотворение. Кто из вас запомнил?

(Дети отвечают: Иван Бунин) или воспитатель помогает.

Воспитатель: Да, автор стихотворения И.Бунин пишет о наступлении зимы и грусти об уходящих теплых днях. В произведении описывается то, как ночью зима борется за свои права и уже утром белый снег покрывает поля. 

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какое настроение было у Сергея Есенина, когда он писал это стихотворение?

(Дети отвечают: грустное, спокойное, унылое и т.д. )

Воспитатель: А какие чувства у вас это стихотворение вызвало?

(Дети отвечают)

Творческое задание 1

Воспитатель: Ребята, а какое у вас настроение после прослушивания стихотворения «Первый снег», а какая музыка может передать это настроение? (Дети отвечают. Музыка спокойная, медленная) 

Воспитатель включает музыку Ребята, я предлагаю вам превратиться в снежинки. Давайте попробуем показать, как снежинки падали на поля.

Творческое задание 2

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю слепить снежинку, о которой мы сегодня прочитали стихотворение.

(Дети выполняют творческое задание)

Просмотр работ детей.

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем занятии? Что запомнилось? Что вы расскажет дома? Что показалось сложным? Что показалось легким?

(Рефлексия. Дети отвечают на вопросы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по чтению художественной литературы На тему: «Богатыри земли русской» Подготовительная логопедическая группа

Цели и задачи:• рассказать детям о былинных богатырях;• познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри»;• повторить и закрепить у детей знания о богатырях;• развивать речь детей, умение внимательно слу...

Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...

Конспект занятия «Чтение художественной литературы».

Познакомить детей с новым произведением, учить слушать, следить за развитием действий. Учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Воспитывать интерес к явлениям природы, отражать свои впечатлен...

Конспект занятия «Чтение художественной литературы»

Конспект занятия по разделу «Чтение художественной литературы» на тему: «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры» в старшей группе ...

Конспект занятия. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: «Осень» Я. Ким. Чтение стихотворения.

Конспект заняимя. Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: «Осень» Я. Ким. Чтение стихотворения.Цель: Познакомить детей со стихотворением, дать возможность детям договаривать слова, фразы....

Конспект ООД "чтение художественной литературы и художественное творчество " аппликация

                             Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и художественному творчест...