серия консультаций для педагогов "Знакомим детей с литературой"
консультация по художественной литературе

Саликова Аделя Рафаэльевна

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 59» 

Консультация

Знакомство с литературой и фольклором

Подготовила:

Саликова Аделя Рафаэльевна,

воспитатель,

1 кв. категория

Оренбург

2022 г.

Знакомство с литературой и фольклором

 Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:

Формирование развития восприятия художественной литературы, фольклора.

Задачи:

 - развивать речевое творчество;

  - знакомить с книжной культурой, детской литературой;

 - развивать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

 - стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений.

«У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» - это высказывание И. Токмаковой.

Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:

- Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.

- Самостоятельное рассматривание книг.

- Организованные занятия.

-  Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.  

- Сотрудничество с родителями по данной проблеме.

 Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста).

 Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми.

Ежедневное чтение предполагает отбор произведений.

 Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

 1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.

 2 – неделя - чтение стихотворений;

3 - неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;

 4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» (в старшем дошкольном возрасте).

 После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней.

 В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций.

 В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей:

 - Узнай, кто это?

 - Покажи, где, кто или что?

В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками:

 - Найди картинку к таким словам.

 -  Какие слова подходят к этой картинке?

 В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур:

- Почему нравится тебе эта картинка?

В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению.

 Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор.

При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.

С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек.

 Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяются на две подгруппы.Хочу такой сайт

 В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми. Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель. Несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

 Текст художественного произведения воспитатель читает не прерываясь, комментарии допускаются только при чтении познавательных книг. Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно.

 Читать выразительно – значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь.

 Выразительное чтение воспитателя - способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развитие и совершенствование его чувств.

Выразительно читать художественное произведение детям это соблюдение норм орфоэпии, которая является элементом культуры речи.

Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой.

Следующим элементом выразительного чтения является сила голоса чтеца.

Чтобы довести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослабевать голос в строгом соответствии с содержанием.

Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.

Очень важно при чтении выдерживать необходимый темп речи.

 Где надо читать неторопливо, в других случаях быстро и задорно. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой.

 С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц.

Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».

Взрослый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской роли» литературы, о том, что литература – «правдивая и волнующая запись человеческого опыта» (Д.Б.Пристли), который полезнее усваивать с детства.

 Детская литература не только запечатлевает движения детской души, но и формирует их. Она пробуждает в маленьком человеке добрые чувства и благородные стремления.

  Свободное общения воспитателя с детьми на основе художественной литературы дает возможность предлагать им тот вид деятельности, который, в настоящий момент их особенно привлекает: драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, «рассказывание стихов руками».

Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается в проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия. Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).

 Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях. Организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:

-  Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

- Наличие портретного фонда детских писателей.

- Наличие грамматических словарей для воспитателей.

-  Организация групповых книжных уголков.

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг.

 Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии.

 Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления.

Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.

В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

 Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей.

 В старших группах к починке книг привлекаются и дети.

 В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре».

Экспонируются иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов.

Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов.

С помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин, С.Я. Маршак, С.В. Михалков.

Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях.

 В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит - дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый.

 В книжные уголки помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.

 Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя. Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги.

Активно используется в детском саду предметно-развивающая среда: музыкальный зал, студия изобразительного искусства, театральная студия.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 59» 

Консультация

«Знакомство с книжной культурой в рамках ФГОС»

Подготовила:

Саликова Аделя Рафаэльевна,

воспитатель,

1 кв. категория

Оренбург

2022 г.

Консультация

«Знакомство с книжной культурой в рамках ФГОС» 

Книга является неотъемлемой частью жизни ребенка дошкольного возраста. Как правильно организовать процесс ознакомления ребенка с детской литературой?

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», выделялась образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой было  направлено на достижение цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.

- развитие литературной речи;

Разучивание стихов, пересказ, драматизация и другие виды работы с детьми способствуют  развитию литературной речи.

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие      художественного восприятия и эстетического вкуса.

Детский сад знакомит детей с лучшими образцами художественных произведений, таким образом, решая комплекс взаимосвязанных задач нравственного  и умственного характера.

На современном этапе, Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» выделяется образовательная область «Речевое развитие», в содержание которой входит знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Образовательная область и виды детской деятельности неразрывно связаны друг с другом. На современном этапе выделяют следующие  виды детской деятельности:

·        Игровая

·        Коммуникативная

·        Самообслуживание и элементарный бытовой труд

·        Познавательно-исследовательская

·        Восприятие художественной литературы и фольклора

·        Конструирование

·        Изобразительная

·        Музыкальная

·        Двигательная

Теперь рассмотрим, каким образом каждый из видов деятельности связан с образовательной областью «Речевое развитие», а именно знакомство с детской литературой.

Игровая деятельность:

·        Непосредственно сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры «Радио», «Телевидение», «Кино» непосредственно связаны с чтением художественной литературы, поскольку играя в них, дети пересказывают знакомые сказки, рассказы, рассказывают стихи, разыгрывают роли, диалоги. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» предполагает хорошее знание детьми авторов произведений и их содержание.

·        Игровой зачин

Практически каждая игра начинается с игрового зачина, со считалки. Считалка в большинстве случаев как  народная и фольклорная форма способствует становлению поэтического слуха.

 

Игровая/двигательная деятельность:

·        Песенно-ритмические народные игры, подвижные игры со словами, хороводные игры

Русские народные игры имеют многовековую историю, они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие традиции. Народное творчество  разнообразное и богатое по своему содержанию отражается в играх.

 

Коммуникативная деятельность:

·        Загадки, стихи, потешки, которые разучивают дети; рассказывание по картине, серии картин и т.п., т.е. все  что связано непосредственно с образовательной областью «Коммуникация»

·        Свободное общение ребенка со взрослыми и детьми, в котором взрослый служит в качестве образца литературного языка.

 

Трудовая деятельность (самообслуживание и элементарный бытовой труд):

·        Малые фольклорные формы

Пословицы и поговорки о труде, которые употребляются в соответствующей ситуации. Похвалить за работу - «Недаром говорится, что дело мастера боится», способствовать усердию - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

·        Рассказы о труде взрослых и детей, которые формируют ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

 

Познавательно-исследовательская деятельность:

В данном виде деятельности книга выступает в качестве источника знаний.

 

Продуктивная деятельность(конструирование, изобразительная):

·        Чтение литературных произведений

Чтение потешек и народных сказок, стихов и рассказов русских поэтов и писателей обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям. Их использование обеспечивает постепенную и плавную подготовку, настрой на предстоящую продуктивную деятельность.

В подготовительной группе обязательно проводятся комплексная совместная образовательная деятельность, в которой соединено рассматривание детьми репродукций картин известных художников и тематическое чтение педагогов в соответствии с темами картин.

·        Непосредственно изобразительная деятельность по мотивам сказок, стихов и рассказов

 

Музыкальная деятельность:

·        Инсценировка художественных произведений

Для детей дошкольного возраста существует в практике несколько видов инсценировок: игры-драматизации, театрализованные выступления и разнообразные виды кукольного театра. Инсценировка является средством вторичного ознакомления с художественным произведением.

 

Восприятие художественной литературы и фольклора:

·        Непосредственно чтение  и обсуждение

Чтение – это самый распространенный метод ознакомления детей с художественным произведением. Выразительное чтение может сопровождаться показом. После чтения педагог обязательно беседует с детьми на понимание содержания произведения, обсуждает характеры героев, обращает внимание на незнакомые слова, крылатые фразы и т.п.

·        Литературные утренники, вечера

Литературные утренники, вечера используются как форма работы с детьми в подготовительной группе. Утренник может быть посвящен творчеству писателя, юбилею художественного произведения или писателя, народным сказкам и т.п. Утренники являются средством расширения и закрепления знаний детей о художественных произведениях. В течение учебного года может быть проведено 1-2 утренника. Подготовка  к утреннику затрагивает все виды работы с детьми и решает широкий спектр задач.

·        Самостоятельная работа детей в книжном уголке

В каждой группе обязательно имеется книжный уголок. Очень важно чтобы он был хорошо освещен, с удобной мебелью. В уголке находятся книги, которые дети могут самостоятельно рассматривать, картинки и фотографии по теме. Книжный уголок необходимо постоянно обновлять. Во всех возрастных группах воспитатель принимает активное участие при работе детей в книжном уголке. Педагог совместно с детьми, рассматривая книгу или картинку, показывает, как правильно обращаться с ней, формирует бережное отношение; беседуя с детьми, обращает внимание на понимание иллюстраций, на содержание книг.

 

Таким образом, мы рассмотрели, что образовательная область «Речевое развитие: знакомство с  книжной культурой, детской литературой»  неразрывно связана со всеми видами детской деятельности и является неотъемлемой частью воспитания и образования ребенка дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 59» 

Консультация

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах

Подготовила:

Саликова Аделя Рафаэльевна,

воспитатель,

1 кв. категория

Оренбург

2022 г.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах

Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:

  1. Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
  2. Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
  3. Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

В первой младшей группе педагог приучает малышей к слушанию коротеньких произведений

Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:

  1. Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.
  2. Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.
  3. Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.
  4. Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

  1. Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
  2. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
  3. Формирование навыка нравственной оценки произведения.
  4. Развитие способности к сопереживанию героям.

В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного

В старшей группе список задач расширяется:

  1. Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
  2. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
  3. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
  4. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
  5. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
  6. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие

К задачам подготовительной группы относятся:

  1. Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
  2. Развитие у дошкольников чувства юмора.
  3. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
  4. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
  5. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 59» 

Консультация

«Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Саликова Аделя Рафаэльевна,

воспитатель,

1 кв. категория

Оренбург

2022 г.

Консультация для воспитателей

«Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

      Трудно переоценить роль чтения в развитии подрастающего поколения. Литература играет огромную роль в социализации личности ребенка. Она питает ум и воображение дошкольника, открывая ему новые миры, образы и модели поведения. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

      Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека».

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в детском саду? Это, прежде всего подготовка к последующей ступени - к долгому пути литературного образования в школе. Приобщать детей к книге, воспитывать интерес к чтению, формировать будущего читателя необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детском саду.

Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. Этим занимаются родители и педагоги дошкольных  

учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения является воспитатель ДОО. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.

Ребенок-слушатель – это уже читатель. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Именно поэтому проблема приобщения ребенка к чтению сегодня особенно актуальна и значима. Только в детском саду начинается складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. Приобщение детей к чтению является «Мотивационной» готовностью к обучению в школе.

С чего начинается литературное воспитание ребёнка. Главная задача – приобщение дошкольников к книжной культуре, воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умению слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин; с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А. Линдгрен и многих других. С теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Дошкольник не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него раннее содержание знакомых книг. В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого- педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного

образования. Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.

Образовательный процесс в ДОО предполагает разработку содержания, средств, методов образовательной деятельности и обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, потенциальные способности. В содержании ФГОС ДО на сегодняшний день вопросы приобщения детей к художественной литературе рассматриваются в двух образовательных областях: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие». Учитывая это – работу необходимо вести в следующих направлениях:

- организация сотрудничества детей и взрослых в процессе ознакомления с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности ребенка;

- создание условий для развития у воспитанников речи, любознательности, воображения, желания изучать и исследовать окружающий мир;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.);

- создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы развивающей предметно-пространственной среды в части литературного воспитания.

Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.

Подбор современных форм, приемов и методов литературного воспитания дошкольников основывался на принципах воспитания «грамотного читателя». Однако, чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослые сами должны проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, уметь правильно отбирать произведения литературы для чтения и рассказывания детям.

Для развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие критерии:

- идейная направленность книги (например, моральный облик героя). Идейность обуславливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, природе;

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Перечисленные критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения, умение правильно формировать основу профессиональной деятельности воспитателя в области приобщения дошкольников к книжной культуре и эффективно использовать разнообразные методы, приемы и формы приобщения детей к чтению.

Методы ознакомления с художественной литературой:

- словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений и пересказ произведений детьми;

- практические методы: дидактические игры по сюжету литературных произведений, инсценировки небольших художественных произведений, театрализованная деятельность, отражение впечатлений от прочитанного в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации);

- наглядные методы: показ иллюстраций, картин, просмотр видеороликов, фильмов, презентаций, театральных постановок по мотивам литературных произведений, оформление выставок.

Приемы анализа текста по ознакомлению детей с художественной литературой весьма разнообразны, выбор в каждом конкретном случае объясняется спецификой художественного произведения и задачами литературного развития.

При ознакомлении с художественной литературой используются разные приемы:

- чтение или рассказывание одного произведения;

- чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой (о весне, о жизни животных и т. д.);

- объединение произведений различных видов искусства, чтение и рассматривание картины, чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой;

- чтение с использованием наглядного материала (с игрушками, настольным театром, презентацией и т.д.).

Для полноценного восприятия текста и овладения читательскими умениями в работе с детьми также используются частично-поисковые приемы.

Приемы анализа текста

1.Словесное рисование. Это описание картин, которые возникли в воображении читателя при чтении литературного произведения. По словесной картинке педагог может понять, насколько образ, описанный ребенком, соответствует действительности.

2.Графическое рисование. Детям предлагается сделать зарисовки по прочитанному и попросить проанализировать, соответствует ли нарисованное содержанию текста. Этот прием дает возможность выразить свое отношение к прочитанному.

3.Составлени плана текста. Представляет собой композиционный анализ текста:

а) Картинный план. Воспитатель по порядку выставляет картинки и предлагает детям рассказать «Какая картинка должна быть здесь? Какой картинки не хватает?».

б) Картинный план текста по порядку. Картинки раскладываются в произвольном порядке. Детям предлагается: выложить картинки по порядку и найти ошибку.

в) Модельный план. План представлен в виде моделей-схем.

4. Рассказывание по ролям. Это конкретный диалог между героями, который можно проигрывать как все произведение, так и отдельные фрагменты.

5. Рассказ от лица героя. Задача детей – рассказать о происходящем в произведении от лица выбранного героя. Это развивает коммуникативные качества, творческие способности, формирует образ Я, самооценку.

6. Стилистический анализ текста. Одним из вариантов анализа текста является искажение: давайте пофантазируем, как еще мог бы закончиться рассказ? Что было бы, если бы…

Таким образом, использование частично-поисковых приемов в работе с художественной литературой позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей. Содержание образовательной деятельности направлено на расширение читательских интересов детей, восприятие литературного текста, творческую деятельность на основе литературного произведения.

Развитие интереса к художественной литературе необходимо осуществлять в образовательных ситуациях разного вида:

- Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);

- Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);

- Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);

- Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).

Технология проектирования дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому, также применять новые подходы к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Работу с детьми необходимо строить по принципу дифференцированного подхода при выборе методов ознакомления детей с художественной литературой (наглядный, словесный, практический, игровой и метод проектирования). Построение всех видов детской деятельности целесообразно проводить с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Работу начинать с создания РППС (мини-библиотека, мини-музей детской книги, мастерская по ремонту книг и т.д.), подбор художественной литературы разных жанров и т.д., изготовление с детьми «Книжки-малышки» по произведениям знаменитых детских писателей.

Технология развития интереса к художественной литературе включает следующие формы работы:

- интегрированные занятия;

- проектная деятельность;

- творческие встречи;

- книжные выставки;

- тематические выставки рисунков и поделок;

- конкурсы чтецов;

- просмотр мультфильмов;

- презентации;

- литературно-музыкальные праздники;

- конкурсы;

- экскурсии в библиотеку;

- посещение музея.

Для самостоятельной деятельности детей организовывать сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин» и т.д. Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен… Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, конструктивно-модельная деятельность).

Организация работы с родителями:

- анкетирование;

- литературные вечера;

- конкурсы;

- совместные праздники, досуги;

- консультации;

- выставки и т.д.

На основе вышесказанного мы можем определить следующие функции

воспитателя:

- педагогическая поддержка дошкольника в приобщении его к книге, рождении интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения;

- сопровождение семьи ребенка по вопросам семейного чтения, пропаганды книги и книжного знания.

Для выполнения обозначенных функций педагог должен своевременно реагировать на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, наблюдать за восприятием и воздействием художественного текста на детей, вносить необходимые коррективы в образовательный процесс.

Направлениями образовательной деятельности, в которых осуществляется развитие интереса к художественной литературе, являются следующие:

- непосредственно образовательная деятельность: чтение произведения, его об-суждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение разви-вающей предметно-пространственной среды: оформление уголка читателя (ил-люстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);

- самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение про-блемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведе-нию); данное направление предполагает совместную деятельность детей: про-дуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета);

- взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения худо-жественной литературы дома и в детском саду.  

Эффективность приобщения дошкольников к художественной литературе зависит от включенности родителей в образовательный процесс, которое обес-печивается следующей деятельностью воспитателя:

- стимулирование родителей на чтение художественной литературы в семье че-рез разъяснение значимости домашнего чтения для развития ребенка, демонст-рации этой значимости в информационных материалах для родителей и в дея-тельности детей;

- распространение лучшего опыта родителей, читающих детям, в рамках совме-стных мероприятий, в том числе совместных с детьми;

- привлечение родителей к формированию круга детского чтения в семье и в детском саду, приглашение родителей для чтения художественных произведе-ний в группе;

- развитие предметно-пространственной среды детского чтения в детском саду с привлечением книг из домашней библиотеки, создание выставок и сменяемой библиотеки в группе.

Таким образом, несмотря на то, что дошкольный возраст является преимущественно «не читающим», ребенок способен осуществлять действия, характерные для обычного читателя. В то же время приобщение к чтению – это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.

Список использованных источников

1. Асмолов А. Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире / А. Г. Асмолов. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 48 с.

2. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и ме-тодические рекомендации / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

3. Муратова, А. А. Формирование основ духовно-нравственной культуры дошкольни-ков средствами православных традиций родного края / А. А. Муратова, Т. Н. Колисниченко // Детский сад: теория и практика. – 2014. – №1. – С. 76-87.

4. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 64 с.

5. Пантелеева, Н. Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. – 2015. – №8. – С. 52-60.

6. Фишер, В. Я. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях об-новленного образования / В. Я. Фишер, М. А. Кухар // Вестник ТГПУ. – 2014. – №11. – С. 147-153.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 59»

Консультация

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Подготовила:

Саликова Аделя Рафаэльевна,

воспитатель,

1 кв. категория

Оренбург

2022 г

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

«Литература служит представительницей

умственной жизни народа»

                                                                                                    Н. А. Некрасов 

                                                                                       

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература.

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.

Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками исследуется в трудах: Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Е. А. Флериной, Л. М. Гурович, Т. А. Репиной, К. Д. Ушинского, Е. И. Тихиевой и др. Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Речь – появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка – это немало важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретаетзнакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становиться неотъемлемой частью русского языка.

Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям. Известная пословица гласит«Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт».

Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.

«Книга – это открытие мира». Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи её ребёнку, помогает выбрать определённое оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена; лаконичный и точный язык детских рассказов Л. Н. Толстого; легкие и прозрачные стихи А. С. Пушкина и А. А. Фета; образный язык маленьких описаний К. Д. Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на развитее детской речи.

Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал, последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей, нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).

Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:

– воспитания любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге;

– пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;

– воспитания умения слушать произведение и анализировать;

– развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

– развитие эмоциональной сферы ребёнка;

– умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;

– контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка.

Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач.

По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Дети 3 – 4 лет.

Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им необходимо помогать в умении вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3 – 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.

Дети 4 – 5 лет.

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.

Дети 5 – 7 лет.

Здесь следует уделять особую роль анализу текста.

Дети улавливают скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве содержания и формы.

Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать, что он написал. Различать жанры произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства художественной выразительности, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь хорошо пересказывать и читать наизусть, участвовать в инсценировках.

Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель, дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы («Портреты писателей и поэтов»«Антонимы»«Времена года»«Скороговорки»«Загадки» и др.). А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков и кассет для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, создание литературного центра, очень интересным является организация выставок детских рисунков, книжек-самоделок и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса (собрания, консультации, совместные выставки, памятки, буклеты и др.). Осуществление работы – с социумом (с библиотеками, музеями, театрами и др.)

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье"

Скоро лето. А ведь и на отдыхе на природе мы всегда остаёмся родителями как первыми педагогами своих детей!...

Серия консультаций для родителей по теме "Какие игрушки нужны детям"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, ...

консультация для воспитателей "Роль художественной литературы в развитии речи детей"

консультация для воспитателей о роли художественной литературы в развитии речи детей...

Серия консультаций для родителей по музыкальному воспитанию детей.

Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей или не знают, как это сделать правильно. Подсказать родителям, дать знания о значении музыки в воспитании и развитии ...

Серия консультаций «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Содержание Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать»Консультация «Нравственно - па...

Серия консультаций для родителей по музыкальному воспитанию детей

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольной организации с семьёй, социумом, социально-культурными учреждениями....